Судья Дмитриев С.Р. Дело № 21-189/2022
№ 12-1-11/2022
64RS0043-01-2021-008921-92
РЕШЕНИЕ
18 апреля 2022 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Домнина А.В.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Цемент Поволжья» на решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 10 февраля 2022 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям от 29 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Цемент Поволжья»,
установил:
29 октября 2021 года государственным инспектором Российской Федерации в области окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), согласно которого общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Цемент Поволжья» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа 30 000 рублей.
Решением судьи Вольского районного суда Саратовской области от 10 февраля 2022 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО «Цемент Поволжья» без удовлетворения.
Представитель ООО «Цемент Поволжья» обратился в Саратовский областной суд с жалобой и дополнением к ней, в которых просит решение районного суда, постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов указывает на отсутствие доказательств фактического ввода в эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, то есть Терсинского месторождения цементного сырья. Несмотря на наличие лицензии на пользование недрами, заявитель не приступил к разработке этого месторождения, поскольку любая хозяйственная деятельность на участке недр, занятого лесами запрещена, в связи с чем вырубка леса для освобождения участка недр, осуществление разработки добычи полезных ископаемых невозможна. В отношении ценных лесов установлен особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Вместе с тем, автор жалобы ссылается на внесенные Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70 изменения в КоАП РФ указывающие на то, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности. Постановлением должностного лица административного органа от 29 октября 2021 года директор ООО «Цемент Поволжья» ФИО1 привлечен к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ.
В возражениях на жалобу Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям указывает на законность постановленных актов.
В судебном заседании защитник ООО «Цемент Поволжья» Краев Е.С. доводы жалобы поддержал, просил отменить решение судьи Вольского районного суда Саратовской области и постановление должностного лица.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, проверив законность постановленного судом решения, постановления должностного лица, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации закрепляют право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарным источником загрязнения окружающей среды признается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Согласно части 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Пунктом 2 статьи 69.2 указанного закона установлено, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее по тексту – НВОС), на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность. Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в Едином государственном реестре прав (в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») и содержащейся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте НВОС.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2398 (далее – Критерии).
Согласно положениям пункта 6 Критерий включению в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую вреду, подлежат участки недр, предоставленные в пользование в соответствии с Федеральным законом от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».
Согласно статье 10 Федерального закона от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» срок пользования участком недр исчисляется с даты государственной регистрации лицензии на пользование этим участком недр, осуществляемой посредством внесения соответствующей записи в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, предусмотренный статьей 28 настоящего Закона.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду осуществляется хозяйственная деятельность ООО «Цемент Поволжья», согласно лицензии по разведке и добычи цементного сырья Терсинского месторождения, зарегистрированной 27 декабря 2007 года, сроком до 02 ноября 2031 года, на земельном участке, находящемся в пользовании ООО «Цемент Поволжья».
ООО «Цемент Поволжья» имеет лицензию на СРТ 01189 ТР на пользование недрами Терсинского месторождения цементного сырья для производства цемента в Вольском районе Саратовской области (зарегистрирована 27 декабря 2007 года, срок действия лицензии до 01 ноября 2031 года).
Объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в рамках деятельности по недропользованию является участок недр в границах, определённых лицензией, наличие которой также подтверждает начало эксплуатации указанного объекта.
Следовательно, в нарушении вышеперечисленных правовых норм законодательства, ООО «Цемент Поволжье» не выполнены требования по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Факт совершения ООО «Цемент Поволжье» административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении, материалами дела: лицензионным соглашением; приказам управления по недропользованию о выдаче лицензии, с дополнениями, лицензией на право пользования недрами, договором аренды земельного участка для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и иными материалами дела, которые были оценены судьей первой инстанции в соответствии со статьи 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия ООО «Цемент Поволжье» правильно квалифицированы по статье 8.46 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что в действиях ООО «Цемент Поволжье» отсутствует состав правонарушения, так как обязанность подать заявку о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, возникает только в случае его фактического ввода в эксплуатацию, отклоняется как противоречащий нормам действующего законодательства, устанавливающего обязанность по постановке на учет объектов НВОС.
Из содержания приведенных выше норм не прослеживается зависимость постановки на учет объектов НВОС от проведения на участке недр каких-либо работ, связанных с непосредственной добычей полезного ископаемого.
Постановка на учет участка недр обеспечивает цели дальнейшего планирования государственного экологического надзора, поскольку участок недр – является объектом государственного геологического надзора.
Вместе с тем, следует отметить, что объективная сторона статьи 8.46 КоАП РФ заключается в невыполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предоставлению сведений для актуализации учетных данных.
Таким образом, несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Ссылка автора жалобы на внесенные Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70 изменения в КоАП РФ о том, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Кроме того, приведенные ФЗ от 26 марта 2022 года № 70 изменения в КоАП РФ содержат аналогичные положения о том, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо данного юридического лица привлечено к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, предусмотрена административная ответственность.
В данном случае доказательств того, что юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по статье 8.46 КоАП РФ, не представлено.
Факт осуществления постановки на учет участка недр Терсинского месторождения цементного сырья для производства цемента в Вольском районе Саратовской области 24 марта 2022 года (свидетельство № 5234933) не свидетельствует о том, что юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, поскольку на момент выявления данного административного правонарушения такая обязанность обществом не была исполнена.
Порядок и срок давности привлечения ООО «Цемент Поволжье» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание, назначено ООО «Цемент Поволжье» в пределах санкции статьи 8.46 КоАП РФ с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 указанного Кодекса, является обоснованным.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
определил:
решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 10 февраля 2022 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Цемент Поволжья», оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Цемент Поволжья» - без удовлетворения.
Судья А.В. Домнина