ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-12/2022 от 24.01.2022 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 12-1-12/2022

Решение

(Энгельсский районный суд Саратовской области

Саратовская область город Энгельс улица Пушкина дом № 13 индекс 413100)

24 января 2022 года город Энгельс

Судья Энгельсского районного суда Саратовской области С.А. Шапин,

при секретаре Избасаровой С.К.,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и <адрес> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ главный инженер Палласовской дирекции инфраструктуры – Приволжской дирекции инфраструктуры – Центральной дирекции инфраструктуры филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 тысяч рублей.

ФИО1 обратился в Энгельсский районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В жалобе указывает на то, что был привлечен к административной ответственности за выявленный ДД.ММ.ГГГГ на станции Покровск и ДД.ММ.ГГГГ на станции Саратов-Порт факт складирования отработанных железнодорожных деревянных шпал, относящихся к III классу опасности, на расстоянии менее 6 метров от железного пути, вне мест специально оборудованных для этого с твердым водонепроницаемым покрытием. Данные действия квалифицированы должностным лицом контрольно-надзорного органа как несоблюдение им требований в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении отходов производства и потребления. Выряжая несогласие с такой трактовкой своих действий, заявитель указывает на то, что в соответствии с Инструкцией по применению старогодных материалов верхнего строения пути от ДД.ММ.ГГГГ все бывшие в эксплуатации материалы верхнего строения пути, изымаемые из пути при всех видах ремонтных работ, могут использоваться для железнодорожных обустройств, реализовываться по установленным ценам для нужд структурных подразделений и других организаций или направляются на утилизацию. Обследование и сортировка пригодных к дальнейшему использованию шпал либо непригодных, осуществляется на базе ПМС. Негодные для ремонта и повторной укладки шпалы являются отходом. Следовательно, оценка технического состояния шпал на предмет отнесения их к отходам, осуществляется вне места их изъятия из пути, а временно складированные шпалы в месте осуществления ремонтных работ нельзя признавать отходами. Территория в пределах 6 метров от железнодорожного пути относится к балластной призме пути и является искусственно созданным инженерным сооружением. Временно складированные шпалы в пределах данной территории не могут быть расценены как складированные на природном объекте и вредного воздействия на окружающую природную среду не оказывают. Кроме того, в соответствии с решением Саратовского транспортного прокурора о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ предметом ее являлось соблюдение требований законодательства о безопасности движения. Однако в ходе проведенной проверки прокурор вышел за пределы ее предмета и возбудил в отношении главного инженера дело об административном правонарушении в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Полученные в таких условиях доказательства не могут признаны допустимыми.

В судебном заседании ФИО1 заявленное в жалобе на постановление требование поддержал, приводя обстоятельства, изложенные в жалобе постановление.

Представитель Саратовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, о причинах неявки не сообщил.

Заслушав ФИО1, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе на постановление, изучив поступившие материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 данной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления на почву.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы, в том числе земли, почва.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно материалам дела, на основании поручения Южной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ Саратовским транспортным прокурором ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение о проведении в период с 21 октября по ДД.ММ.ГГГГ проверки Палласовской дистанции инфраструктуры – структурного подразделения Приволжской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД».

В ходе проведенной проверки на станциях Покровск и Саратов-Порт были выявлены факты наличия стыковых межрельсовых зазоров белее допустимых значений, ненадлежащего ведения журналов осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, а также нарушения требований охраны окружающей природной среды, выразившегося в ненадлежащем складировании и накоплении отработанных железнодорожных шпал, что отражено в справке о проведении проверки.

Так было установлено, что на станции Покровск, расположенной по адресу: <адрес>, площадь Привокзальная и на станции Саратов-Порт, расположенной по адресу: <адрес> осуществлено временное складирование отработанных железнодорожных деревянных шпал, пропитанных антисептическими средствами, относящихся к III классу опасности, на расстоянии менее 6 метров от железного пути, вне мест специально оборудованных для этого с твердым водонепроницаемым покрытием в отсутствие навеса.

Данный факт был зафиксирован средствами фотосъемки с приложением фотоснимков к материалам дела.

Согласно справке начальника Палласовской дистанции инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ и письменным объяснениям главного инженера Палласовской дистанции инфраструктуры ФИО1, складированные шпалы к повторному их использованию не пригодны и подлежат утилизации, складирование их осуществлено без противопожарных разрывов, площадка по периметру не окопана.

В связи с данными обстоятельствами заместитель Саратовского транспортного прокурора ДД.ММ.ГГГГ возбудил в отношении главного инженера ФИО1 дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и направил материалы дела для рассмотрения в Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и <адрес>.

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечен к указанной административной ответственности.

Факт складирования отработанных шпал вблизи железнодорожного пути на станции Покровск и на станции Саратов-Порт ФИО1 не оспаривается. Обращаясь в районный суд с жалобой на постановление, заявитель выражает несогласие с тем, что складированные шпалы до момента проведения их обследования безосновательно были отнесены к отходам, тогда как обустройство специальной площадки относится только к отходам.

Приведенные в жалобе на постановление доводы состоятельными признать нельзя, исходя из следующего.

Распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГР утверждены Правил по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО «РЖД».

Согласно пункту 5.8. данных Правил площадки, отведенные под складирование материалов верхнего строения пути, должны быть спланированы, оборудованы твердым водонепроницаемым покрытием. Площадки под штабели должны быть очищены от щепы, коры, опилок, сухой травы, мусора и другого горючего материала и по периметру территории окопаны или опаханы на ширину не менее 3 м. Собранные звенья, шпалы, переводные и мостовые брусья должны складироваться в штабели в определенных местах с соблюдением установленных размеров и устройством противопожарных разрывов, подъездов, проездов (проходов).

Отработанные шпалы сразу после их снятия должны быть транспортированы в места временного хранения. Временное размещение и накопление старогодных деревянных шпал в структурных подразделениях необходимо производить на площадке с твердым покрытием. Шпалы должны укладываться в штабеля. Площадка под штабеля и территория на расстоянии не менее 3 м должны очищаться от сухой травы и другого горючего материала, окапываться или опахиваться (пункт 7.7.1 Правил).

Пунктом 7.7.2. Правил предусмотрено, что при хранении старогодных деревянных шпал в структурных подразделениях следует: исключить доступ посторонних лиц к местам размещения старогодных шпал; обеспечить освещение мест размещения старогодных шпал.

Не допускается хранение отработанных шпал вне места, определенного для временного накопления.

Приведенные положения Правил, как и требования законодательства об охране окружающей среды обществом соблюдены не были, изъятые из верхнего строения пути шпалы были складированы навалом на почву.

При таких обстоятельствах выводы должностного лица административного органа о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и вины ФИО1 в его совершении нахожу верными, основанными на фактических обстоятельствах дела.

Вопреки доводам жалобы, в силу статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении ФИО1, при производстве по делу не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес> Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу, - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня получения его копии в Саратовский областной суд.

Судья: (подпись)

Верно.

Судья: ФИО3

ДД.ММ.ГГГГ.