ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-140/2021 от 23.11.2021 Вольского районного суда (Саратовская область)

Дело № 12-1-140/2021

64RS0046-01-2021-008466-37

РЕШЕНИЕ

23 ноября 2021 года г.Вольск

Вольский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Лёвкина В.М., при секретаре Лебедеве О.В., с участием привлекаемого к ответственности лица Кромма В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по жалобе главного энергетика АО «ХайдельбергЦемент Волга» Кромма В. В. на постановление № 27 начальника отдела (инспекции) в Саратовской и Пензенской областях Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта от 09.07.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.19 КоАП РФ, вынесенное в отношении Кромма В.В.,

установил:

Постановлением от 09.07.2021 года по делу об административном правонарушении Кромм В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.19 КоАП РФ, в связи с чем подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Согласно данного постановления, Кромм В.В., главный энергетик АО «ХайдельбергЦемент Волга», являясь в соответствии с приказом №13 от 11.01.2021 г. ответственным должностным лицом за соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений на узле учёта газа АО «ХайдельбергЦемент Волга», допустил нарушение в выполнении измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (при выполнении государственных учётных операций в учёте количества энергетических ресурсов) без применения аттестованных методик (методов) измерений, а именно в период с 10.05.2021 года по 31.05.2021 года измерения объёма газа выполнялись без применения аттестованной методики измерений. Данные действия являются нарушением пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Кромм В.В. обратился в суд с жалобой на данное постановление, в которой указывает, что согласно п.1. ст.2 ФЗ от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» под Аттестацией методик (методов) измерений понимается исследование и подтверждение соответствия методик (методов) измерений, установленным метрологическим требованиям к измерениям. Аттестованной методикой измерения для узлов учёта газа на базе сужающих устройств является введенный в действие с 01.10.2016 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.11.2015 г. №1813-ст национальный стандарт ГОСТ Р 8.899-2015 «Государственная система обеспечения единства измерений. Измерение расхода и количества жидкостей и газов с помощью стандартных сужающих устройств. Аттестация методики измерений». Указанный ГОСТ 8.899 (статья 1) устанавливает требования по проведению и оформлению результатов аттестации методики измерений, регламентированной в ГОСТ 8.586.5 и реализованной с применением измерительных комплексов, на базе стандартных сужающих устройств по ГОСТ 8.586.2, ГОСТ 8.586.3 или ГОСТ 8.586.4.

В силу пункта 5 ГОСТ Р 8.899-2015 аттестацию методики измерений проводят перед вводом ИК (измерительный комплекс) в эксплуатацию и после реконструкции. Аттестацию после проведения реконструкции проводят в части, затрагивающей изменяемые компоненты ИК. Из указанного следует, что проверка реализации методик измерений осуществляется в следующих случаях: 1) перед пуском узла измерений в эксплуатацию (то есть до принятия в эксплуатацию узла учета газа); 2) в случае реконструкции узла измерений (то есть после изменения его параметров, совокупности измерительных, связующих, вычислительных компонентов, и вспомогательных устройств (компонентов измерительной системы), функционирующих как единое целое, которое повлекло за собой изменение его первоначально установленных метрологических характеристик).

Измерительный комплекс (ГРП №1), расположенный на производственной площадке АО «ХайдельбергЦемент Волга» (ранее ЗАО «Волга Цемент») введён в эксплуатацию 29.03.2013г. На указанный Измерительный комплекс (ГРП №1) выдан Паспорт, утв. 05.04.2013г. ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», Расчёт расхода №4 от 03.04.2013г. «Характеристика измеряемой среды – природный газ» утверждён документом «Программный комплекс Расходомер ИСО версии 1.40 от 22.03.2010 Владелец данной копии программы: ФГУ «Саратовский ЦСМ им.Б.А.Дубовикова» Расчет №4 от 03.04.2013 выполнен в соответствии с ГОСТ 8.586. (1-5) - 2005».

Таким образом, с 29.03.2013г. (дата ввода в эксплуатацию ИК по 01.10.2016г (дата введения ГОСТ Р 8.899-2015) измерение расхода природного газа на Измерительном комплексе ( ГРП №1) Заявителя осуществлялась в соответствии с ГОСТ 8.586. (1-5) -2005. И, поскольку, до настоящего момента реконструкция указанного Измерительного комплекса не проводилась, то у Общества отсутствует обязанность проводить Аттестацию методики, согласно ГОСТ Р8.899-2015.

В силу части 1 статьи 9 Закона № 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утверждённого типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного закона, и обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В статье 13 Закона № 102-ФЗ определено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации –периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. В ходе проверки установлено, что все измерительные приборы АО «ХайдельбергЦемент Волга» прошли поверку, в порядке и сроки, установленные законодательством в сфере единства измерений.

Просит отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствие состава и события административного правонарушения.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса, вынесенное должностным лицом - в районный суд по месту рассмотрения дела.

Заявитель в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Также заявитель представил письменную позицию по делу, изложив доводы, аналогичные доводам жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, а также указал, что согласно договора на поставку газа №46-5-19068/18-НО от 21.08.2017 г. заключённого АО «ХайдельбергЦемент Волга» и ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», в разделе 4 пункта 4.1 указано, что учёт газа осуществляется в соответствии с Постановлениями Правительства РФ, правилами учёта газа, ГОСТ Р 53865-2010, ГОСТ Р 8.741-2011 и иными нормативными документами. Пункт 4.2 устанавливает. что количество газа, поставляемого Поставщиком Покупателю, определяется в соответствии с ГОСТ Р 8.586.1-5,-2005, ГОСТ Р 8.740- 2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.1-3-2015. В связи с этим заявитель Кромм считает неправомерными требования ПМТУ Росстандарта предоставить сведения об аттестованных методиках измерений объёма потребляемого газа и их номере в Госреестре (ФИФ). В сентябре 2021 года поставщиком газа произведена проверка узла учёта газа, в котором рекомендовано произвести реконструкцию УУГ в срок до 01.05.2022 года.

После консультаций с Саратовским ЦСМ получены рекомендации о порядке и перечне необходимых действий, а также составлена заявка «Поверка измерительного комплекса с стандартным сужающим устройством. Аттестация методики измерений в соответствии с ГОСТ Р 8.899-2015.» с номером в Госреестре. Также 18.07.2017 года в соответствии с Приказом ПМТУ Росстандарта № 1154 в отношении АО «ХайдельбергЦемент Волга» проводилась плановая выездная проверка, предметом которой, в том числе была проверка соблюдения обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, наличие и соблюдение аттестованных методик (методов) измерений обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательные требования к условиям их эксплуатации». В ходе проведения данной проверки нарушение в виде «отсутствия аттестованных методик» выявлены не были.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое решение, П., возражал против удовлетворения жалобы, пояснив следующее. В ходе проверки у АО «ХайдельбергЦемент Волга» была запрошена применяемая организацией методика измерения объёмов потребляемого газа, на что представлена методика от 22.04.2021 года. Однако данный документ не является аттестованной методикой выполнения измерений, в федеральный информационный фонд эта методика не внесена. В действительности АО «ХайдельбергЦемент Волга» имел только расчёт, что является первым шагом к разработке аттестованной методике. Считает довод привлечённого к ответственности лица о том, что узел учёта газа был введён в строй ранее утверждения аттестованных методик, несостоятельным, так как измерения газа должны производиться по аттестованной методике.

Заслушав явившихся лиц и изучив материалы дела об административном правонарушении и жалобу, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутверждённого типа, средств измерений неутверждённого типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин, что влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

В ходе проверки было установлено, что в нарушении требований п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (измерения, выполняемые при государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов) осуществлялось без применения аттестованных методик (методов) измерений, а именно: в период с 10.05.2021 г. по 31.05.2021 г. на узле учёта газа, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащего АО «ХайдельбергЦемент Волга», измерения объёма потребляемого газа выполнялись без применения аттестованной методики измерений. Факт проведения измерений подтверждён актом поданного-принятого газа № 121802/17950 от 31.05.2021, приложением к акту поданного-принятого газа № 121802/17950 от 31.05.2021, сводным актом поданного-принятого газа № 126861 от 31.05.2021, приложением к сводному акту поданного-принятого газа № 126861 от 31.05.2021.

В качестве аттестованной методики измерений АО «ХайдельбергЦемент Волга» письмом от 10.06.2021 № 334 представил в Отдел (инспекция) в Саратовской и Пензенской областях Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта документ «Программный комплекс «Расходомер ИСО».
Сведения об аттестации указанного документа в Федеральном информационном фонде отсутствуют.

Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений регулируются Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 статьи 1 Закона № 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются в частности при выполнении государственных учетных операций и учёте количества энергетических ресурсов. Требования к аттестации методик измерений изложены в пункте 2.9 действующих Правил учёта газа (утв. Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 № 961), пункте 2.5 Правил учёта газа (утв. Минпромэнерго Российской Федерации от 14.06.1996), действующих на момент введения в эксплуатацию узла учёта газа АО «ХайдельбергЦемент Волга» (29.03.2013).

Указанные документы не содержат разделения на действующие, вновь вводимые и реконструируемые узлы учета газа. В соответствии с указанными правилами – измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений.

В ходе проверки АО «ХайдельбергЦемент Волга» не представило документов, подтверждающих выполнение измерений объёма потребляемого газа с применением
аттестованной в установленном порядке методики измерений. Ссылка заявителя на требования ГОСТ 8.899-2015 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Измерение расхода и количества жидкостей и газов с помощью стандартных сужающих устройств. Аттестация методики измерений» и
комплекса межгосударственных стандартов ГОСТ 8.586.1-2005 – ГОСТ 8.586.5-2005 под общим наименованием «Государственная система обеспечения единства измерений. Измерение расхода и количества жидкостей и газов с помощью стандартных сужающих устройств» не состоятельны, поскольку административный материал в отношении Кромма В.В. не содержит указаний на отсутствие проверки реализации узла учёта газа требованиям ГОСТ 8.899.2015 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Измерение расхода и количества жидкостей и газов с помощью стандартных сужающих устройств. Аттестация методики измерений», поскольку указанный документ, а также комплекс межгосударственных стандартов ГОСТ 8.586.(1-5), не являются аттестованными методиками измерений, а являются нормативными документами, в которых изложены требования к измерению расхода и количества жидкостей и газов методом переменного перепада давления при применении сужающих устройств, таких как диафрагмы, сопла, эллипсные сопла, сопла Вентури и трубы Вентури.

Таким образом, событие правонарушения установлено правильно.

Согласно п. 1, п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе вопросы о наличии события административного правонарушения и виновности лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно приказа № 13 от 11.01.2021 года главный энергетик АО «ХайдельбергЦемент Волга» Кромм В.В. является ответственным должностным лицом за соблюдение обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения средства измерений.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что должностным лицом были верно оценены действия главного энергетика АО «ХайдельбергЦемент Волга» Кромма В.В. по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ как нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик измерений.

Наказание назначено должностному лицу в пределах санкции с учётом всех обстоятельства дела и личности привлекаемого к ответственности лица.

При таких обстоятельствах в удовлетворении жалобы следует отказать.

Руководствуясь ст.30.7 п.1 п.п.1, 30.8, 30.9 КоАП РФ, суд,

решил:

Постановление от 09.07.2021 года № 27 по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником отдела (инспекции) в Саратовской и Пензенской областях Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта, которым должностное лицо главный энергетик АО «ХайдельбергЦемент Волга» Кромм В. В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.19 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в десятидневный срок со дня получения копии решения.

Судья В.М.Лёвкин