ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-15/18 от 14.06.2018 Урицкого районного суда (Орловская область)

Дело № 12-1-15/2018

РЕШЕНИЕ

14 июня 2018 года п. Нарышкино

Судья Урицкого районного суда Орловской области Гнеушева Е.Н., рассмотрев жалобу начальника Федерального Казенного Учреждения исправительная колония – 5 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области на постановление №54 от 04.05.2018 года зам. главного государственного инспектора Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Орловской области Митасова К.А. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ,

установил:

постановлением зам. главного государственного инспектора Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Орловской области Митасова К.А. от 04.05.2018 года Федеральное Казенное Учреждение Исправительная колония – 5 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области (далее по тексту – ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, начальник ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской <адрес> обратился в суд с жалобой, в которой просит признать правонарушение малозначительным в соответствии со ст.2.9. КоАП РФ и ограничиться устным замечанием. В случае невозможности признания правонарушения малозначительным в соответствии со ст.2.9. КоАП РФ, в соответствии с ч.1 ст.20.4. КоАП РФ ограничиться предупреждением.

В обоснование жалобы указал, что с постановлением от 04.05.2018 года о назначении административного наказания не согласен по следующим основаниям. Финансовое обеспечение ФКУ ИК-5 УФСИН России Орловской области осуществляется за счет средств федерального бюджета. Автоматическая пожарная сигнализация (АПС) в жилой зоне ФКУ К-5 УФСИН России по Орловской области была первоначально смонтирована в 2008-2009 годах, в связи с чем имеет сильный износ. В 2013 году трижды были поданы заявки на приобретение пожарного оборудования на сумму 20000 рублей, монтаж систем пожарной сигнализации на сумму 100000 рублей, ремонт и техническое обслуживание АПС на сумму 200000 рублей, огнезащитную обработку деревянных конструкций на сумму 100000 рублей, приобретение и перезарядку огнетушителей на сумму 15000 рублей. Общая сумма заявок составила 435000 рублей. В 2014 году трижды были поданы заявки на приобретение пожарного оборудования на сумму 14000 рублей, монтаж систем пожарной сигнализации на сумму 80000 рублей, ремонт и техническое обслуживание АПС на сумму 50000рублей, модернизацию АПС на сумму 150000 рублей, приобретение и перезарядку огнетушителей на сумму 9000 рублей. Общая сумма заявок составила 303000 рублей. В 2015 году подана заявка на монтаж систем пожарной сигнализации на сумму 174279,27 рублей, ремонт и техническое обслуживание АПС на сумму 123000 рублей, огнезащитную обработку деревянных конструкций на сумму 16704 рублей, приобретение и перезарядку огнетушителей на сумму 24420 рублей. Общая сумма заявок составила 338403,27 рублей. В 2017 году подана заявка на приобретение оборудования для АПС на сумму 53500 руб., на ремонт и техническое обслуживание АПС денежные средства не требовались, т.к. обслуживалось ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Орловской области, огнезащитную обработку деревянных конструкций на сумму 46800 руб., проверку обработки 14300 руб., приобретение и перезарядку огнетушителей на сумму 22000 рублей, приобретение самоспасателей на сумму 119950 руб., испытание пожарных лестниц на сумму 11300 руб. Общая сумма заявок составила 267850 рублей. В 2018 году подана заявка с целью устранения недостатков, указанных в постановлении прокурора от 17.01.2018, на ремонт АПС на сумму 260000 руб., на техобслуживание АПС на сумму 180000 руб. Общая сумма заявок составила 440000 рублей. В марте 2018 года повторно подана заявка в УФСИН России по Орловской области о потребности выделения дополнительных денежных средств для ремонта АПС в отрядах , , , , , , , и обслуживания АПС на сумму 455000 руб. На противопожарные мероприятия за 2013 - 2018 гг. из средств федерального бюджета до ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области были доведены лимиты: В 2013 году в размере 232014,32 руб., которые были освоены на: закупку запчастей для пожарных автомобилей - 5274 руб., испытание диэлектрического комплекта - 1246,96 руб., техническое обслуживание всей АПС - 99973,36 руб., перезарядку огнетушителей - 10020 руб., закупку запчастей для ремонта пожарных насосов - 100000 руб., ремонт АПС (отряд 8, карантин, питомник для собак) - 15500 руб. В 2014 году в размере 225001,85 руб., которые были освоены на: обслуживание всей АПС - 79170 руб., монтаж АПС (КДС, спортзал, БПК) - 100000,00 руб., огнезащитную обработку (КДС) - 20831,85 руб., приобретение пожарных щитов - 25000 руб. В 2015 году - в размере 223258,87 руб., которые были освоены на проведение работ по техническому обслуживанию АПС - 38924,94 руб., перезаправку огнетушителей - 25600 руб., поставку огнетушителей - 23265 руб., проверку средств обработки чердачных помещений (штаб, столовая, медчасть, СУОН, общежития , , , питомник для собак, воспитательный отдел, школа, ШИЗО, КДС) - 16701,00 руб., ремонт АПС (отряды , карантин) - 71923,80 руб., монтаж АПС (газовая котельная) - 37777,07 руб., поставка ППКОП Сигнал-20 - 9067,06 руб.; В 2016 году - в размере 110000 руб., которые были освоены на: обучение пожарно-техническому минимуму - 3600 руб., деконструкцию эвакуационных выходов - 50000 руб., испытание наружных эвакуационных выходов - 6400 руб., ремонт АПС (отряды 14, 15, 16, МСЧ, КДС) - 50000 руб.; Централизованная поставка из УФСИН: система обнаружения возгорания и пожаротушения - 65367,00 руб., приобретение огнетушителей - 23258,88 руб., приобретение пожарного пояса - 2872,83 руб., приобретение самоспасателей - 84058,40 руб., приобретение пожарного фонаря - 4180,30 руб., приобретение пожарно-спасательной лестницы - 22185,60 руб., приобретение пожарного рукава - 2454,37 руб., приобретение пожарного извещателя - 3344,00 руб., приобретение кабеля КПСнг(а) 1*2*0,5 - 1842 руб.; В 2017 году- в размере 185000 руб., которые были освоены на: приобретение бензотриммера - 16770 руб., испытание огнезащитной пропитки - 17767,20 руб., приобретение огнетушители - 28000 руб., ремонт АПС - 45908 руб., приобретение шкафа для ПК - 2462,80 руб., закупку материалов для ремонта АПС - 4092,00 руб., ремонт АЦ-40(130) - 70000 руб.; Централизованная поставка из УФСИН: приобретение самоспасателей - 146712,00 руб., приобретение огнетушителей - 13775,52 руб., приобретение рукава пожарного - 16570,48 руб., приобретение ствола пожарного - 41510 руб.; В 2018 году- в размере 115000 руб. на: ремонт АПС в отряде - 50000 руб. (производится подготовка контрактной документации); приобретение огнетушителей - 13000 руб. (в связи с несостоявшимися торгами проводится повторное размещение на торговой электронной площадке); перезарядка огнетушителей - 8256 руб. (размещен на торговой электронной площадке); огнезащитная обработка деревянных конструкций - 19731 руб. (размещен на торговой электронной площадке); испытание огнезащитной пропитки деревянных конструкций - 24013руб. – размещен на торговой электронной площадке). За счет прибыли от приносящей доход деятельности было израсходовано: В 2013 году в размере 55938 руб. на монтаж АПС (в мехцехе); В 2014 году в размере 99479 руб. на монтаж АПС (ДОЦ); В 2015 году в размере 27461,33 руб. на: проведение работ по техническому обслуживанию АПС (промзона) - 19928руб., поставка ППКУОП Магистратор-1 - 7533,33 руб.; В 2017 году в размере 221288,03 руб. на : оборудование для АПС - 69953,30 руб., закупку материалов для монтажа АПС - 3968 руб., приобретение огнетушителей - 12733,40 руб., ремонт АПС (швейное производство цеха - ) - 64633,33 руб. В 2018 году в размере 198817,77 руб. на: ремонт АПС в отряде руб. (ремонт завершён); , огнезащитная обработка деревянных конструкций цеха раскроя - 28817.77 руб. (проводится работа по заключению контракта, работы будут выполнены до 10 июня 2018 года); монтаж АПС в здании Весовой - 30000 руб. (в связи с несостоявшимися торгами проводится повторное размещение на торговой электронной площадке); приобретение люминесцентной пленки для планов эвакуаций - 15000 руб. (в связи с несостоявшимися торгами проводится повторное размещение на торговой электронной площадке); обслуживание АПС - 80000 руб. (производится подготовка контрактной документации). Для устранения недостатков, указанных в протоколе об административном правонарушении: в части обеспечения исправного состояния систем АПС в отряде , был заключен государственный контракт на проведение ремонтных работ АПС от 02.04.2018 , в настоящее время проведен ремонт АПС, работоспособность которого в настоящее время обеспечена; в части обеспечения исправного состояния систем АПС в отряде проводится работа по подготовке документации по ремонту АПС в отряде , для размещения на торговой электронной площадке с целью определения поставщика услуг конкурентным способом; в части обеспечения исправного состояния систем АПС и обеспечения работоспособности системы оповещения людей о пожаре в отряде подана заявки на выделение дополнительного финансирования для проведения ремонта; в части обеспечения исправного состояния систем АПС в пищеблоке денежное финансирование в 2017 и 2018 году отсутствовало. Ранее, 30.01.2018 ГУ МЧС России по Орловской области уже вынесло постановление по ряду таких же нарушений (отряд , отряд , отряд , отряд ), исполнение которого находится в процессе. 05.02.2018 в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области из Главного управления МЧС России по Орловской области поступило представление об устранении ряда аналогичных нарушений. Несмотря на то, что АПС и система оповещения людей о пожаре в некоторых помещениях не работает, в данных помещениях имеется возможность круглосуточной связи с дежурными службами, в том числе со службой ведомственной пожарной охраны, периодически, несколько раз в сутки данные помещения посещают сотрудники различных служб, в том числе дежурные службы и сотрудники ведомственной пожарной охраны. На протяжении последних 20 лет в данных помещениях не возникало ни пожаров, ни возгораний.

В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области Тимонин В.Л. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, пояснил, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области выполняет требования пожарной безопасности, использует выделенные для этих целей денежные средства, а также заработанные денежные средства для обеспечения выполнения требований пожарной безопасности. Вина ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области в допущенных нарушениях отсутствует. Финансирование ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области осуществляется за счет средств федерального бюджета через УФСИН России по Орловской области. Все меры для устранения нарушений требований пожарной безопасности ФКУ Ик-5 УФСИН России по Орловской области были приняты, неоднократно направлялись запросы в УФСИН о предоставлении денежных средств. Полагает, что отсутствует в действиях ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области состав административного правонарушения.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – ст. инспектор межрайонного отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сосковскому, Урицкому и Шаблыкинскому районам Орловской области Данилин И.А. полагал, что постановление о назначении административного наказания является законным и обоснованным, жалоба ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области удовлетворению не подлежит.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно статье 37 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» данный федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно пункту 3 статьи 52 Федерального закона N 123-ФЗ одним из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В силу статьи 54 Федерального закона N 123-ФЗ Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела, 19.04.2018 с 10 часов до 11 часов 20 минут была проведена проверка соблюдения правил противопожарной безопасности на объектах и помещениях (отряды , пищеблок, медсанчасть) ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области, на основании поступившей 10.04.2018 в адрес Главного управления МЧС России по Орловской области жалобы гражданина Помазуева А.Е.. В ходе проверки, проведенной Орловским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области Савенковым В.Л, с участием старшего дознавателя отдела административной практики и дознания УНД и ГГР Главного управления Кузина В.В., старшего инспектора МОНД и ПР по Сосковскому, Урицкому и Шаблыкинскому районам Данилина И.А., а также с участием в качестве специалиста ФГБУ ФПС ИПЛ по Орловской области Панфилова А.А. были выявлены нарушения правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ «О противопожарном режиме» от 25.04.2012 №390, НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», а именно: общежитие отряда : в нарушение п.12.16.НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (далее по тексту -АПС); общежитие отряда : в нарушение п.61 ППР в РФ, таблицы 1 и 2 СП 3.13130.2009 –руководитель организации не обеспечил исправное состояние системы АПС и системы оповещения людей о пожаре; общежитие отряда в нарушение п.61 ППР в РФ, таблицы 1 и 2 СП 3.13130.2009 руководитель организации не обеспечил исправное состояние системы АПС и системы оповещения людей о пожаре. В нарушение п.3.13 НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», не сработали оповещатели «Выход»; пищеблок: в нарушение п.61 ППР в РФ, таблицы 1 и 2 СП 3.13130.2009 руководитель организации не обеспечил исправное состояние системы АПС и системы оповещения людей о пожаре.

Из объяснения начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области Гревцева Г.А., содержащегося в протоколе об административном правонарушении от 20.04.2018 года следует, что для устранения вышеперечисленных недостатков, необходимы денежные средства в размере 455 000 рублей, заявка на выделение которых была направлена в УФСИН России по Орловской области 06.03.2018 года

В целях устранения выявленных нарушений пожарной безопасности, был заключен государственный контракт на проведение ремонтных работ АПС от 02.04.2018 . В настоящее время проведен ремонт АПС в отряде . Также проводится работа по подготовке документации для размещения на торговой электронной площадке с целью определения поставщика услуг конкурентным способом по ремонту АПС в отряде . Для обеспечения исправного состояния систем АПС и обеспечения работоспособности системы оповещения людей о пожаре в отрядах № поданы заявки в УФСИН России по Орловской области на выделение дополнительного финансирования для проведения ремонта.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник пожарной части ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области Абашин А.Н. пояснил, что в его обязанности входит проверка состояния пожарной безопасности, выявление фактов нарушений пожарной безопасности, ликвидация возгорания. При выявлении факта нарушения требований пожарной безопасности он выписывает предписание об устранении нарушения, на ответственное должностное лицо объекта. Все объекты ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области закреплены за должностными лицами, ответственными за пожарную безопасность. В настоящее время в отряде АПС находится в рабочем состоянии. Для проведения ремонта АПС в отрядах направлялись письма в УФСИН, с просьбой о финансировании ремонтных работ. В среднем в год выделяется на ремонт пожарной сигнализации 50 000 рублей и 65 000 рублей на противопожарные мероприятия. Деньги, выделенные на мероприятия по противопожарной безопасности, можно использовать только на приобретения пожарно-технической продукции, но нельзя использовать на ремонт сигнализации.

Согласно п.1.2 Устава ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п.1.7 Устава ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.

В судебном заседании установлено, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области относится к бюджетной организации, финансируемой за счет средств федерального бюджета.

По мере поступления целевых денежных средств с ФСИН России, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области устраняет выявленные нарушения пожарной безопасности.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, имеются основания для вывода об отсутствии у юридического лица возможности для своевременного устранения выявленных нарушений правил и норм пожарной безопасности, при этом ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению и устранению нарушений.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку вины юридического лица в выявленных нарушениях пожарной безопасности не имеется.

При указанных обстоятельствах производство по делу в отношении ФКУ ИК—5 УФСИН России по Орловской области подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу начальника Федерального Казенного Учреждения исправительная колония – 5 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области удовлетворить.

Постановление от 04.05.2018 года зам. главного государственного инспектора Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Орловской области Митасова К.А. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Урицкий районный суд Орловской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.Н. Гнеушева