ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-19/2021 от 05.03.2021 Балашовского районного суда (Саратовская область)

12-1-19/2021

64RS0007-01-2020-003503-02

РЕШЕНИЕ

05 марта 2021 года город Балашов

Судья Балашовского районного суда Саратовской области Прокудин И.В.,

при секретаре Гаврилюк Е.С.,

рассмотрев в открытом заседании в помещении Балашовского районного суда

жалобы директора Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства» ФИО1 и защитника Черновой О.В. на постановление № 64/8-2557-20-И/12-7241-И/64-29 от 21 августа 2020 года о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области № 64/8-2557-20-И/12-7241-И/64-29 от 21 августа 2020 года Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства» (далее ГАПОУ СО «БТМСХ» или Техникум) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 60 000 рублей за то, что 16 июля 2020 года в рабочее время работодатель, находясь в административном здании по адресу: <...>, в нарушение ст. ст. 212 и 221 ТК РФ не обеспечил выдачу работникам в полном объёме средств индивидуальной защиты (СИЗ), не организовал надлежащий учёт и контроль за выдачей работникам смывающих и обезвреживающих средств, а также в нарушение ст. 22 ТК РФ не соблюдал требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям.

Не согласившись с этим, директор ГАПОУ СО «БТМСХ» ФИО1 и защитник Чернова О.В. обратились в суд с жалобами, в которых просят его (постановление) отменить, а производство по делу прекратить в связи с малозначительностью правонарушения, ограничившись устным замечанием, мотивируя тем, что необеспечение работников (уборщицы и плотника) СИЗ влечёт административную ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, но переквалификация действий на другую статью (часть статьи) КоАП РФ возможна, если назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведётся производство по делу. При этом учёт и контроль за выдачей обеззараживающих средств осуществляется в расходной ведомости, а не в личной карточке работника. Нарушения же в виде отсутствия таблички на автомобильных воротах и разметки для постановки транспортных средств в гараже, были устранены в кратчайшие сроки.

Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица в полном объёме, в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, и доводы жалоб, прихожу к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 - 4 настоящей статьи и ч. 3 ст. 11.23 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Основанием привлечения к административной ответственности юридического лица послужило то обстоятельство, что 16 июля 2020 года в рабочее время работодатель, находясь в административном здании по адресу: <...>, в нарушение ст. ст. 212 и 221 ТК РФ не обеспечил выдачу работникам в полном объёме СИЗ, не организовал надлежащий учёт и контроль за выдачей работникам смывающих и обезвреживающих средств, а также в нарушение ст. 22 ТК РФ не соблюдал требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям.

Действия Техникума были квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, о чём государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области составлен протокол об административном правонарушении, содержание и оформление которого соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. При этом в нём отражены сведения, необходимые для правильного разрешения дела.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

На основании ч. ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На основании ст. 212 ТК РФ работодатель обязан, в том числе, обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Согласно п.п. 15 и 19 Приказа Минтруда России от 09 декабря 2020 года № 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте» для движения транспортных средств по территории организации и передвижения работников должен быть составлен схематический план с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов и съездов. План должен вывешиваться у ворот организации вместе с надписью: "Берегись автомобиля" и должен освещаться в тёмное время. Площадки для хранения транспортных средств должны иметь разметку, определяющую места установки транспортных средств и границы проездов. Расстояние между двумя параллельно стоящими транспортными средствами должно обеспечивать свободное открывание дверей кабин автотранспортных средств.

В обоснование виновности ГАПОУ СО «БТМСХ» должностным лицом представлены следующие доказательства:

- акт проверки органом государственного контроля (надзора) № 64/8-2557-20-И/12-6186-И/64-29 от 16 июля 2020 года, согласно которому с 09 по 16 июля 2020 года были выявлены, в том числе, нарушения: выдача работникам СИЗ не в полном объёме, ненадлежащий учёт и контроль за выдачей работникам смывающих и обезвреживающих средств; несоблюдения требований охраны труда, предъявляемые к помещениям для хранения транспортных средств;

- предписание № 64/8-2557-20-И/12-6187-И/64-29 от 16 июля 2020 года, согласно которому директор Техникума должен предоставить информацию о принятых мерах по устранению указанных нарушений не позднее 17 августа 2020 года;

- карточка учёта выдачи СИЗ ФИО5, согласно которой ею получена спецодежда для защиты от загрязнений, галоши 10 октября 2019 года;

- карточка учёта выдачи СИЗ ФИО6, согласно которой им получена спецодежда летняя, спецкостюм, фартук, полуботинки, очки, полумаска 10 октября 2019 года;

- сведения о перечне профессий и должностей, согласно которым выдаются бесплатная спецодежда, специальная обувь и другие СИЗ;

- объяснительная записка ФИО7 от 09 июля 2020 года, согласно которой карточки учёта выдачи СИЗ ведутся в одном экземпляре, выдача СИЗ работникам производилась 10 октября 2019 года и 06 июля 2020 года.

Протокол по делу об административном правонарушении и иные материалы дела, которые положены в основу, как оспариваемого постановления, так и настоящего решения, составлены и оформлены в соответствии с требованиями КоАП РФ.

При составлении протокола по делу об административном правонарушении права и обязанности, предусмотренные ст. ст. 25.1 и 28.2 КоАП РФ, а также ст. 51 Конституции РФ, законному представителю ГАПОУ СО «БТМСХ» директору ФИО1 разъяснялись.

Согласно ст. 22 ТК РФ и ст. 2.10 КоАП РФ ответственным за выявленные нарушения является юридическое лицо.

Признавая Техникум виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, должностное лицо обоснованно указало, что тем в нарушение ст. 22 ТК РФ не были соблюдены требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. Так, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, его виновность, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения такого правонарушения.

При таком положении выводы о наличии вины ГАПОУ СО «БТМСХ» сделаны на основании требований ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, в обосновании вины Техникума должностное лицо также сослалось на то, что имеются нарушения в виде: выдача работникам СИЗ не в полном объёме, ненадлежащий учёт и контроль за выдачей работникам смывающих и обезвреживающих средств.

Однако за необеспечение работников СИЗ предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, за что влечет наложение штрафа на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В силу п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» переквалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, имеющей единый родовой объект посягательства допустима при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В связи с чем переквалификация действий Техникума невозможна.

Однако, исключение из числа нарушений ст. ст. 212 и 221 ТК РФ не может повлиять на правильность вывода должностного лица о виновности ГАПОУ СО «БТМСХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное нарушение в соответствии с КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Из материалов дела усматривается, что нарушения в виде отсутствия таблички на автомобильных воротах и разметки для постановки транспортных средств в гараже были устранены в кратчайшие сроки.

С учётом конкретных обстоятельств настоящего дела, имущественного положения виновного, суд полагает назначенное ГАПОУ СО «БТМСХ» наказание подлежит изменению путем назначения административного наказания в виде предупреждения, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Оснований для освобождения Техникума от административной ответственности или прекращения производства по делу, в том числе за отсутствием состава правонарушения, у суда не имеется.

Не усматривает суд и оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, так как затрагиваются права работников в области безопасности дорожного движения.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области № 64/8-2557-20-И/12-7241-И/64-29 от 21 августа 2020 года в отношении Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства», которым подвергнуто административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 60 000 рублей - изменить, исключив нарушения ст. ст. 212 и 221 ТК РФ в виде: выдачи работникам средств индивидуальной защиты не в полном объёме, ненадлежащего учёта и контроля за выдачей работникам смывающих и обезвреживающих средств, заменив назначенное Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Саратовской области «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства» административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения в Саратовский областной суд в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.2 - 30.5 КоАП РФ.

Судья И.В. Прокудин