Дело № 12-1-20/2019
РЕШЕНИЕ
23 августа 2019 года пгт. Нарышкино
Судья Урицкого районного суда Орловской области Разумная И.М.,
рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Жилводсервис» ФИО1 на постановление государственного инспектора по Орловской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области № 05-141/2019 от 01 июля 2019 г. о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «Жилводсервис» ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП,
Изучив материалы дела, выслушав привлекаемое лицо - директора ООО «Жилводсервис» ФИО1, его защитника Шелепу С.С., поддержавших доводы жалобы, государственного инспектора ФИО2, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области ФИО3, судья
установил:
Постановлением №05-141/2019 от 01 июля 2019г., вынесенным государственным инспектором по Орловской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области (далее по тексту - Управление Росприроднадзора по Орловской области) директор общества с ограниченной ответственностью «Жилводсервис» (далее по тексту - ООО «Жилводсервис», общество) ФИО1 привлечен к административной ответственности, установленной ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «Жилводсервис» ФИО1 в лице защитника Шелепы С.С. обратился в суд с жалобой на указанное постановление. В обоснование жалобы указал, что не согласен с данным постановлением, так как оно является незаконным и нарушает его права и законные интересы в силу следующих обстоятельств. Постановление подлежит отмене. Указал, что в вину должностному лицу ООО «Жилводсервис» ставится невыполнение условий лицензии на право пользования недрами ОРЛ 54841 ВЭ от 5 октября 2010 г., изменений и дополнений к лицензии № от 2 сентября 2014 г.: артезианская скважина № (п.Нарышкино, СХТ) и артезианская скважина № (д.Ледно) не ограждены – не выполнен п.15.6 Условий пользования недрами, в соответствии с которым ООО «Жилводсервис» должно было выполнить ограждение скважин №№,10 в срок до 1 декабря 2010г.; не разработан и не утвержден проект разработки месторождений с получением необходимых экспертиз – не выполнен п.15.8 Условий пользования недрами, в соответствии с которым ООО «Жилводсервис» должно было разработать и утвердить проект разработки месторождений с получением необходимых экспертиз в срок до 1 января 2016г. Указанные факты, по мнению должностного лица административного органа, являются нарушением п.10 ч.2 ст.22, ст.22.3 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», а также п.31 Правил охраны недр (утверждены Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 6 июня 2003г. №71, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ об АП. Ко дню рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении – 1 июля 2019г. – истек срок давности привлечения к административной ответственности 1 год, начиная с 1 декабря 2010г. и с 1 января 2016г. Ссылаясь на данные обстоятельства, просил суд постановление № 05-141/2019 от 01 июля 2019г. государственного инспектора по Орловской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области о привлечении директора ООО «Жилводсервис» к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 7.3 Кодекса РФ об АП, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей 00 копеек отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «Жилводсервис» прекратить за истечением срока давности привлечения должностного лица к административной ответственности.
В судебном заседании директор ООО «Жилводсервис» ФИО1, его защитник Шелепа С.С. доводы жалобы поддержали, просили её удовлетворить. Пояснили, что не оспаривают факт нарушения, действительно не выполнены требования лицензии на момент проверки, однако полагали, что сроки давности привлечения к административной ответственности истекли.
Государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Орловской области ФИО2, представитель Управления Росприроднадзора по Орловской области ФИО3 в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, поскольку считают их не обоснованными. Постановление должностного лица, считают законным, обоснованным, вынесенным в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст.2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об АП установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются в частности Федеральным законом от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах».
Согласно статье 11 указанного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу положений пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах» пользователи недр обязаны обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Как следует из материалов дела, на основании приказа №104 от 29.04.2019г. в период с 16.05.2019г. по 30.05.2019г. Управлением в отношении ООО «Жилводсервис» проведена выездная проверка, по результатам которой выявлены нарушения п.п. 15.6, 15.8 условий лицензии на право пользования недрами № от 05.10.2010, изменения и дополнения к лицензии на право пользования недрами ОРЛ 54841 ВЭ, полученные 02.09.2014, п.10 ч.2 ст.22, ст.23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее по тексту – Закон N 2395-1), п.31 Постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 6 июня 2003г. №71 «Об утверждении «Правил охраны недр».
Итоги проверки оформлены актом проверки №08к-ГКБш от 30.05.2019г.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: не выполнен п.15.6 условий пользования недрами приложение к лицензии № от 05.10.2010 (не выполнено ограждение скважин №№ в срок до 01.12.2010г.); не выполнен п.15.8 в соответствии с изменениями и дополнениями к лицензии на право пользования недрами ОРЛ 54841 ВЭ, полученные 02.09.2014 (не представлен проект разработки месторождений с получением необходимых экспертиз в срок до 01.01.2016).
Указанные обстоятельства явились основаниями для составления протокола об административном правонарушении №05-141/2019 от 30.05.2019 и вынесения постановления № 05-141/2019 от 01.07.2019 о привлечении должностного лица - директора ООО «Жилводсервис» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об АП, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 Кодекса РФ об АП, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса РФ об АП при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения подтверждаются: актом проверки № от 30.05.2019г., протоколом об административном правонарушении №05-141/2019 от 30.05.2019, иными материалами дела об административном правонарушении.
Действия Общества правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Судья приходит к выводу, что ссылка заявителя о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности основана на неверном толковании норм права.
Директору ООО «Жилводсервис» - ФИО1 вменено не нарушение сроков ограждения скважин и разработки и утверждения проекта разработки месторождений, а пользование недрами с нарушением условий предусмотренных лицензией.
Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Это нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Срок привлечения к административной ответственности в данном случае составляет 1 год со дня обнаружения правонарушения, и начинает течь с 30 мая 2019г.
В материалах дела не имеется доказательств того, что Обществом была прекращена деятельность по пользованию недрами или нарушение было устранено, что не оспаривалось директором ООО «Жилводсервис» - ФИО1
Таким образом, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи, с учетом смягчающих и отсутствием отягчающих обстоятельств.
Оснований для признания правонарушения малозначительным в порядке ст.2.9 Кодекса РФ об АП не установлено.
Судья не нашел основания для изменения назначенного в пределах санкции, предусмотренной ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП, наказания исходя из характера правонарушения и обстоятельств его совершения.
Учитывая изложенные обстоятельства, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях
решил:
постановление государственного инспектора по Орловской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области № 05-141/2019 от 01 июля 2019 г. о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «Жилводсервис» ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП оставить без изменения, а жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Жилводсервис» ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в 10-дневный срок с момента вручения или получения решения.
Судья И.М. Разумная