Дело № 12-1-2/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
12 января 2018 года р.п. Майна
Судья Майнского районного суда Ульяновской области Писарева Н.В., при секретаре Шутовой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области № 0801 от 12 сентября 2017 года, которым ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области № 0801 от 12 сентября 2017 года ФИО1 назначен административный штраф в размере 20 000 рублей по ч. 6.5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Майнского районного суда Ульяновской области от 19 октября 2017 года постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области № 0801 от 12 сентября 2017 года в отношении ФИО1 оставлено без изменения.
Решением судьи Ульяновского областного суда от 7 декабря 2017 года решение судьи Майнского районного суда Ульяновской области от 19 октября 2017 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В жалобе на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Ульяновской области *** от 12 сентября 2017 года ФИО1 указал, что административный орган при назначении ему наказания не учел положений ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не принял во внимание смягчающие обстоятельства: признание вины, наличие несовершеннолетнего ребенка, подачу отчета до вынесения административного наказания. В постановлении не расшифровал, какие ошибки допущены при оформлении отчета. Считает, что никаких тяжких последствий для общества и охраняемых общественных интересов подача отчета с нарушением установленного срока не повлекла. Сумма штрафа в размере 20 000 рублей является для него значительной. Просил постановление от 12 сентября 2017 года в отношении него изменить, назначив наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Защитник ФИО1 – Муллина О.В. жалобу поддержала. Дополняя, суду пояснила, что 20 ноября 2017 года ФИО1 произведена оплата административного штрафа в полном объеме в сумме 20 000 рублей. Данное решение принято ФИО1 во избежание запрета на выезд за пределы Российской Федерации. Просила жалобу удовлетворить, снизить ФИО1 размер административного штрафа до 10 000 рублей.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области ФИО2, возражая против удовлетворения жалобы, полагает, что постановление от 12 сентября 2017 года в отношении ФИО1 вынесено законно и обоснованно. При назначении наказания учтены все смягчающие вину обстоятельства. Каких-либо исключительных обстоятельств для назначения наказания ФИО1 менее минимального размера административного штрафа, при рассмотрении протокола об административном правонарушении не установлено.
Выслушав защитника ФИО1 – Муллину О.В., представителя Межрайонной ИФНС России №4 по Ульяновской области ФИО2, проанализировав доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 6.5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 28 августа 2017 года ФИО1 было вменено, что он в нарушение п. 2 «Правил представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 *** (далее Правила), не представил в налоговый орган отчет о движении денежных средств физического лица – резидента по вкладу в банке за пределами России за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в срок до 01.06.2017.
Вместе с тем в постановлении от 12 сентября 2017 года указано, в том числе, на то, что ФИО1 представил указанный отчет с опозданием 29 августа 2017 года, с наличием выявленных в нем неточностей (ошибок), что в порядке п. 10 указанных Правил является неисполнением обязанности физического лица – резидента представить налоговому органу отчет о движении денежных средств.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 24 Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 7 ст. 12 вышеуказанного закона физические лица - резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1365 «О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации предоставляются физическими лицами - резидентами налоговым органам в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, начиная с отчетности за 2015 год.
В силу пункта 2 Правил отчеты представляются ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным годом. Отчет представляется за период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно (пункт 9 Правил).
Как следует из материалов дела, ФИО1 8 августа 2015 года открыл счет (вклад) в банке, расположенный за пределами Российской Федерации счет ***, банк ***.
Отчет о движении средств физического лица – резидента по счет (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в налоговый орган ФИО1 до 01.06.2017 года не представлен.
Таким образом, налоговый орган вполне обоснованно признал ФИО1 виновным в нарушении п. 2 «Правил представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 ***.
Постановлением *** от 21 декабря 2016 года ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение срока предоставления отчета за 2015 год, в связи с чем, факт повторного совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, установлен, и ФИО1 не оспаривается.
Учитывая изложенное, обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 6.5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Вместе с тем, полагаю необходимым исключить из постановления об административном правонарушении указание на то, что ФИО1 представил указанный отчет с опозданием 29 августа 2017 года, с наличием выявленных в нем неточностей (ошибок), что в порядке п. 10 указанных Правил является неисполнением обязанности физического лица – резидента представить налоговому органу отчет о движении денежных средств. Указанные обстоятельства не соответствуют объему правонарушения, вмененному ФИО1 в протоколе об административном правонарушении от 28 августа 2017 года.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1).
При назначении наказания должностным лицом налогового органа правомерно приняты во внимание обстоятельства, при которых совершено правонарушение, данные о личности нарушителя, смягчающие административную ответственность обстоятельства: нахождение на иждивении несовершеннолетнего ребенка, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.
Наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей назначено в пределах санкции статьи, является единственным возможным наказанием для граждан за совершение указанного административного правонарушения.
Согласно части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Оснований для применения положений ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снижения размера административного штрафа (на что ссылается заявитель), не имеется, поскольку каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности ФИО1 не установлено.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
С учетом приведенных выше обстоятельств и норм права постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области № 0801 от 12 сентября 2017 года о привлечении ФИО1 по ч. 6.5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит изменению путем исключения из объема правонарушения указания о предоставлении отчета о движении денежных средств физического лица – резидента по вкладу в банке за пределами России с опозданием 29.08.2017, с наличием выявленных в нем неточностей (ошибок), что в порядке п. 10 «Правил предоставления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 ***, является неисполнением обязанности физического лица – резидента представить налоговому органу отчет о движении денежных средств.
В остальной части постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области *** от 12 сентября 2017 года о привлечении ФИО1 по ч. 6.5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует оставить без изменения.
Исключение из объема правонарушения указания о представлении ФИО1 отчета о движении денежных средств с наличием в нем неточностей (ошибок) не может повлечь уменьшение назначенного ФИО1 наказания, поскольку оно назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 6.5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену либо изменение постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Изменить постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области *** от 12 сентября 2017 года о привлечении ФИО1 по ч. 6.5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исключить из постановления начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России *** по Ульяновской области *** от 12 сентября 2017 года о привлечении ФИО1 по ч. 6.5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указание о предоставлении ФИО1 отчета о движении денежных средств физического лица – резидента по вкладу в банке за пределами России с опозданием 29.08.2017, с наличием выявленных в нем неточностей (ошибок), что в порядке п. 10 «Правил предоставления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 ***, является неисполнением обязанности физического лица – резидента представить налоговому органу отчет о движении денежных средств.
В остальной части постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Ульяновской области № 0801 от 12 сентября 2017 года оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд.
Судья Н.В. Писарева