Дело №12-1-30/2022 УИД 73RS0001-01-2022-000490-48 Р Е Ш Е Н И Е р.п. Радищево 24 марта 2022 года Ульяновской области Судья Радищевского районного суда Ульяновской области Калмыкова В.В., при секретаре Грачевой Е.В., с участием представителя Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» - Никитиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица директора Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ, У С Т А Н О В И Л: Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области) № от ДД.ММ.ГГГГ директор Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» ФИО3 привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. В жалобе, направленной в Радищевский районный суд Ульяновской области директор Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» ФИО3 не соглашается с указанным постановлением, просит его отменить, производство прекратить. В обоснование жалобы указывает, они не являются бюджетным учреждением и осуществляет закупки товаров, работ, услуг как за счёт предоставляемых субсидий, так и за счет собственных средств. Целевые субсидии бюджетов бюджетной системы РФ для закупки товаров, работ, услуг для оплаты приведенных в постановлении договоров предусмотрены не были. Ссылка на то, что в соответствии с отчетами об использовании субсидий оплата по договорам была произведена за счет представленных ОГКП «Ульяновский областной водоканал» субсидий является несостоятельной, поскольку целью предоставлению предприятию субсидий является возмещение понесенных предприятием расходов в сфере водоснабжения и водоотведения (а не приобретение товаров, работ, услуг), что подтверждается Постановлением Правительства Ульяновской области от 10.09.2012 № 425-П «О предоставлении субсидий из областного бюджета Ульяновской области областным государственным казенным предприятиям в целях возмещения затрат, связанных с деятельностью по выполнению работ и оказанию услуг в сферах водоснабжения и водоотведения» и Соглашением о предоставлении субсидий ОГКП «Ульяновский областной водоканал» № 3 от 15.01.2021. В судебном заседании директор Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» ФИО3 не явилась, извещался надлежащим образом. Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась. В письменных пояснениях указала, что ОГКП «Ульяновский областной водоканал» не является бюджетным учреждением (является казённым предприятием) и осуществляет закупки товаров, работ (услуг) как за счёт предоставляемых субсидий, так и за счет собственных средств. В постановлении заместителя прокурора имеется ссылка на ч. 21 указанной статьи: Федерального закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой определены условия, предоставляющие казённым предприятиям возможность не осуществлять закупки: в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ, в том числе условие о не привлечении: средств бюджетов бюджетной, системы РФ. Аналогичные условия для казенных предприятий содержатся в подпункте «в» пункта 5 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ в части сферы действия Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, рабш3 услуг отдельными: видами юридических лиц". Однако, в соответствии с: пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ действие данного закона распространяется на субъекты естественных монополий и организации; осуществляющие регулируемые виды деятельности: в сфере, в том числе водоснабжения, водоотведения, к которым относится ОГКП «Ульяновский областной водоканал». В договорах, указанных, в постановлении заместителя прокурора, отражено, что оплата по ним будет производиться за счет собственных средств предприятия. Заместитель прокурора считает что для оплаты спорных договоров были привлечены средства областного бюджета, данный довод не соответствует действительности. Целевые: субсидии бюджетов бюджетной системы РФ для закупки товаров работ (услуг), указанные в вышеназванных договорах, предусмотрены не были. Ссылка на то что в соответствии с отчетами об использовании субсидий оплата по договорам была произведена за счет предоставленных ОГЕП «Ульяновский областной водоканал» субсидий* также является несостоятельной, поскольку целью- предоставления предприятию субсидий является возмещение понесенных предприятием расходов в сфере водоснабжения и водоотведению (а не приобретение товаров, работ (услуг), что подтверждается постановлением Правительства Ульяновской, области от 10.09.2012 №425 -П "О предоставлении субсидий из областного" бюджета Ульяновской области областным государственным казенным предприятиям в целях возмещения затрат, связанных с деятельностью по выполнению работ и оказанию услуг в. сферах водоснабжения и водоотведения (далее - Постановление №-П и Соглашением о предоставлении субсидий областному государственному казённому предприятию «<адрес> водоканал» № от ДД.ММ.ГГГГ. Причем соглашением о предоставлении субсидий предусмотрено не 100%: возмещение понесенных расходов. Кроме того в соответствии с постановлением № и Соглашением ФИО2 «<адрес> водоканал» предоставляет в Министерство не отчет об использовании субсидий, а отчет о достижении результата" предоставления субсидий, который подтверждает только то что расходы предприятия, которые возмещаются, понесены в рамках осуществления деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения» Соглашением также предусмотрен отчет об исполнении сметы доходов расходов предприятия, что также не подтверждает факта целевом направления субсидий. Отчет об использовании субсидий является рабочим документом и был представлен в прокуратуру лишь для подтверждения оплаты по вышеуказанным договорам. Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, по доверенности Никитина Л.В. жалобу поддержала, также пояснила, что умысла на причинение вреда (ущерба) не было, вреда никому не причинено, предприятие на прибыль не вышло, в данный момент является убыточным, просила прекратить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 24.12.2021 отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью. Выслушав защитника Никитину Л.В., изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, суд приходит к выводу о том, что действия директора Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» ФИО3 верно квалифицированы по ч.3 ст.7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по следующим основаниям. В силу части 3 статьи 7.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Согласно статье 3 Закона о контрактной системе государственными заказчиками могут выступать государственный орган (в том числе, орган государственной власти) либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетными обязательствами признаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Только имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами органы местного самоуправления, органы местной администрации и находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенные учреждения являются получателями бюджетных средств (получателями средств соответствующего бюджета) (ст. 6 БК РФ). Казенное предприятие - это унитарное предприятие (коммерческая организация), основанное на праве оперативного управления, т.е. не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником (ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161-ФЗ). Бюджетным законодательством Российской Федерации устанавливается различный порядок предоставления указанных субсидий в зависимости от факта предоставления средств субсидий: в порядке возмещения затрат либо в целях финансового обеспечения затрат. В соответствии с положениями подпункта «в» пункта 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями указанного федерального закона, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона о закупках, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, ОГКП «Ульяновский областной водоканал» является заказчиком, на которого также распространяют свое действие положения подпункта «в» пункта 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе. В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением: 1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации; 2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе: а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона; в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. ОГКП «Ульяновский областной водоканал» в соответствии с Законом о закупках заключены следующие договора: - ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ЭНЭКО СТРОЙ» договор № на оказание услуг по прокладке ПЭ трубы D250mm sdrl3.6 методом ГНБ (цена договора - 975 000,00 руб.); ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Торговый дом ЧТЗ» договор № на поставку труб ФИО5 (цена договора - 997 682,40 руб.); ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Торговый дом ЧТЗ» договор № на поставку труб ФИО5 (цена договора - 967 449,60 руб.); ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Торговый дом ЧТЗ» договор № на поставку труб ФИО5 (цена договора - 937 216,80 руб.); ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Торговый дом ЧТЗ» заключен договор № на поставку труб ФИО5 (цена договора - 876 751,20 руб.). Из материалов дела усматривается, что в результате проведенной прокуратурой Сенгилеевского района Ульяновской области проверки исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в деятельности Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» выявлены нарушения Федерального закона о контрактной системе. Оплата вышеуказанных договоров осуществлялась за счет средств, выделенных из бюджета Ульяновской области, что подтверждается отчётами об использований субсидий за 2 и 3 кварталы 2021 года, представленных ОГКП «Ульяновский областной водоканал» в рамках исполнения Соглашения о предоставлении субсидий ОГКП «Ульяновский областной водоканал» № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОГКП «Ульяновский областной водоканал» и Министерством энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области. В нарушение требований пункта 2.1 части 2 статьи 15 Закона о контрактной системе ОГКП «Ульяновский областной водоканал» вышеуказанные договоры были заключены в соответствии с Законом о закупках, тогда как при их заключении необходимо было руководствоваться положениями Закона о контрактной системе, поскольку оплата выполненных работ и поставленного товара в рамках исполнения указанных договоров производилась за счёт субсидий бюджета Ульяновской области. Рассмотрев направленные прокуратурой материалы дела об административном правонарушении, заместитель руководителя УФАС по Ульяновской области пришел к правильному выводу о наличии в бездействии должностного лица ФИО3 состава инкриминированного ему правонарушения, поскольку последним в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей осуществившего закупку товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках в случае, когда такие закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должны осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица подтверждены совокупностью исследованных административным органом доказательств, получивших оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Что касается доводов ФИО3 о том, что целью предоставлению предприятию субсидий является возмещение понесенных предприятием расходов в сфере водоснабжения и водоотведения, а не приобретение товаров, работ, услуг) и заказчик не является бюджетным учреждением. Согласно статье 3 Закона о контрактной системе государственными заказчиками могут выступать государственный орган (в том числе, орган государственной власти) либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетными обязательствами признаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Только имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами органы местного самоуправления, органы местной администрации и находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенные учреждения являются получателями бюджетных средств (получателями средств соответствующего бюджета) (ст. 6 БК РФ). Казенное предприятие - это унитарное предприятие (коммерческая организация), основанное на праве оперативного управления, т.е. не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником (ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161-ФЗ). Бюджетным законодательством Российской Федерации устанавливается различный порядок предоставления указанных субсидий в зависимости от факта предоставления средств субсидий: в порядке возмещения затрат либо в целях финансового обеспечения затрат. В соответствии с п.п. «в» п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона о контрактной системе унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями указанного федерального закона, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона о закупках, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на которого также распространяют свое действие положения подпункта «в» пункта 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе. Обжалуемое постановление является законным, вынесенным полномочным должностным лицом с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности в пределах срока давности при наличии законных оснований, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела. Доводы защитника о признании правонарушения малозначительным, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств невозможности соблюдения директором ОГКУ «Ульяновский областной водоканал» требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено. При настоящем рассмотрении жалобы обоснованность выводов должностного лица УФАС по Ульяновской области не опровергнута. Положения ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении наказания соблюдены, наказание назначено в минимальном размере санкции ч.1 ст.7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, оснований для прекращения дела об административном правонарушении, в том числе по основанию, предусмотренному ч.4 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также для освобождения ФИО3 от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения не имеется. При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены обжалуемого постановления не имеется. Руководствуясь статьями 30.1.-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ: Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области № 209 от 24 декабря 2021 года в отношении директора Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» ФИО3 по части 3 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу директора Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» ФИО3 – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения. Судья В.В.Калмыкова |