ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-34/18 от 02.07.2018 Жуковского районного суда (Калужская область)

Мировой судья судебного участка №26

Т.В. Демидова

Р Е Ш Е Н И Е

г. Жуков 02 июля 2018 года

Судья Жуковского районного суда Калужской области Сизова О.В.,

с участием представителя заявителя по доверенности Лукьянова М.В.,

рассмотрев жалобу юридического лица

Муниципального унитарного предприятия «Муниципальная управляющая компания», ОГРН 1134011001288 от 21.10.2013 года, ИНН: 4007018396, КПП: 400701001, зарегистрировано по адресу: Калужская область, Жуковский район, г.Белоусово, ул.Гурьянова д.14, ранее не привлекавшегося к административной ответственности против порядка управления,

на постановление мирового судьи судебного участка № 26 Жуковского судебного района Калужской области от 11.04.2018 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 26 Жуковского судебного района Калужской области от 11.04.2018 г. за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, назначено наказание в пределах санкции ч.24 ст.19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200000 руб.

25.04.2018 года МУП «МУК» обратилась в суд с жалобой на данное постановление, указав, что судом не правильно применены нормы материального и процессуального права, а также в связи с недостаточно изученностью, имеющих значение для дела документов и обстоятельств, которые суд считал установленными. В частности по результатам проверки, проводимой ведущим специалистом государственной жилищной инспекции Годовиковым Д.В., МУП «МУК» в соответствии с предписанием № 4604 от 20.11.2018 г. обязали провести мероприятия подлежащие исполнению в соответствии и. 2.6.2, п. 4.7.1, п. 4.7.2. п.4.8.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утверждённого Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года № 170, и в соответствии с п. 13 раздела 1 минимального перечня услуг и работ, утверждённых постановлением РФ от 03.04.2013 года №290. Судом не принято во внимание, что МУП «Муниципальная управляющая компания незамедлительно приняла меры по выявленным нарушениям и с 20.11.2018 г. устранила выявленные ГЖИ нарушения в виде частичного отсутствия двойного остекления в подъездах дома № 30 по ул. Гурьянова г. Белоусово. Управляющая компания в период с 20.11.2017 г. по 09.12.2017 г. выполнила заполнение оконных проемов в подъездах, указанных в предписании № 4604 от 20.11.2018 г. поликарбонатом, о чем свидетельствует акт выполненных работ. Считает, что таким образом, Ответчик устранил выявленные нарушения по вышеуказанным пунктам предписания, в виде заполнения оконных проемов в подъездах, восстановил тепловой контур и воздухо-изоляционные, теплоизоляционные свойства окон, т.е подготовил окна в подъезде к зимнему периоду. Кроме того, мировым судьей недостаточно изучен договор от 01.07.2016 г № Г/30-У управления многоквартирным жилым домом № 30 по ул. Гурьянова г. Белоусово и протокол № 3 общего собрания дома от 26.06.2016 г. Договор управления был заключен 01.07.2016 на основании решения собственников многоквартирного дома от 01.07.2016 г. В приложении № 3 к договору управления № Г/30-У выявленных нарушениях Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 установлены выявленные нарушения в состоянии общего имущества при осмотре дома совместно с собственниками и председателем Совета многоквартирного дома и срок их устранения. В пункте 14 указано, что оконные переплеты рассохлись, требуют замены, остеклены в одну нить. Срок выполнения работ по графику стоит май 2019 г. Данное приложение № 3 к договору управления двусторонне подписано. Протоколом общего собрания №3 от 24.04.2017 года собственников многоквартирного дома № 30 по ул. Гурьянова принято решение об установке пластиковых окон за счет текущего ремонта (пункт 3). Срок установки пластиковых окон собственниками не установлен. Сроки обязательства по замене окон указаны в договоре управления № Г/30-У от 01.07.2016 г. Приложение № 3 к договору является существенным условием при заключении договора. В соответствии с п.1.6 настоящего договора управления есть условие, по которому Стороны пришли к соглашению в результате осмотра и оценки состояния общего имущества МКД, а именно, поскольку устранение выявленных нарушений требует значительных материальных и организационных ресурсов, и устранение их в короткий период времени невозможно, стороны договорились установить график выполнения Управляющей организацией таких нарушений в течение срока действия настоящего договора. Перечень выявленных нарушений и сроки зафиксированы в Приложении № 3. Также мировым судьей не верно истолковано приобщенное ходатайство Ответчика в жилищную инспекцию. В ходатайстве МУП «МУК» не отказывается от выполнения своих договорных обязательств на май 2018 г., работы по заполнению оконных проёмов выполнены, замена на пластиковые окна согласно графика. Судьей не истребован ответ и мнение жилищной инспекции на данное заявление о приостановлении предписания, что со стороны жилищной инспекции незаконно. Вывод суда о замене стеклянного остекления поликарбонатом не может являться правомерным, так как нет ссылки на действующее законодательство и предложение не закончено (абз.5 стр. 6). Тем не менее, управляющая компания по мере накопления денежных средств и выполнения первоочередных работ по ремонту общего имущества согласно графику и внеочередных работ выполнила работы по установке пластиковых окон в апреле 2018 г. на сумму 125 000,000 рублей, раньше на год установленных договорных сроков с собственниками. Таким образом, ответчик считает, что меры по устранению выявленных жилищной инспекцией нарушений им были приняты и все возможные работы по предписанию выполнялись. Исходя из вышеизложенного, ответчик считает, что судом не дана правовая оценка документам, имеющимся в материалах административного дела. Также указывает, что не согласен санкцией ст. 19.5 ч. 24 КоАП РФ, просит учесть список должников д. 30 по ул. Гурьянова. Просит отменить постановление от 11.04.2018 г. по делу № 5-186/2018 мирового судьи судебного участка № 26 Жуковского района Калужской области о наложении административного наказания МУП «МУК» в виде штрафа по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ в размере 200000 руб.

В судебном заседании представитель юридического лица Лукьянов М.В., доводы изложенные в жалобе поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в жалобе. Дополнительно пояснил, что просит суд учесть финансовое положение МУП «МУК», наличие задолженности перед МУП «МУК» в сумме более 12 миллионов рублей, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью за 01.01.2018 года и при вынесении решения принять во внимание положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, назначив минимально возможный штраф.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте его проведения.

Выслушав представителя МУП «МУК» Лукьянова М.В., исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, а также, учитывая положения ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, согласно которым при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ. Согласно п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, в соответствии с положениями вышеназванного Федерального закона, являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.

Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.

Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.

В силу положений ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 200000 руб. до 300000 руб.

Из материалов дела усматривается, что ООО МУП «МУК» оказывает услуги по управлению многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Калужская область, Жуковский район, г.Белоусово, ул.Гурьянова д.30. Государственной жилищной инспекцией Калужской области 20.11.2017 года вынесено предписание № 4604, согласно которому вышеназванная управляющая организация была обязана в срок до 12.01.2018 года устранить следующие нарушения:

- произвести двойное остекление оконных рам между 1-2, 2-3 этажом 1 подъезда, заменить разбитое стекло в оконной раме между 2-3 этажом 2 подъезда,

- произвести двойное остекление оконных рам между 3-4 этажом 4 подъезда,

- произвести двойное остекление оконных рам между 1-2, 2-3 этажом 5 подъезда.

16 января 2018 года в отношении МУП «МУК» была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении допущенных нарушений. По результатам данной проверки был составлен акт 87, согласно которому требования предписания от 20 ноября 2017 года не были исполнены в полном объеме: заменено стекло во 2-м подъезде, по 1, 4, 5 подъездам предписание не выполнено, проемы закрыты поликорбонатом без рам.

Таким образом, МУП «МУК» не выполнило в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений лицензионных требований, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.

Вина юридического лица в совершении данного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении N 103 от 17 января 2018 года, копией акта проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица N6001 от 20.11.2017 года, копией лицензии МУП «МУК» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 24 апреля 2015 года, предписанием по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства N4604 от 20 ноября 2018 года, копией акта проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица N87 от 16.01.2018 года

Данные доказательства, которым мировым судьей в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ была дана правильная оценка, являются достаточными для установления вины МУП «МУК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.

Согласно п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно п. 4.1.6, 4.7.2, 4.8.14, 4.8.10, 4.6.1.25, 4.2.1.1, 4.2.4.2, 4.2.4.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 29 сентября 2003 года N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние отмостков и тротуаров; лестничных клеток; заполнение оконных и дверных проемов; входных крылец; вентиляцию крыш (оборудование слуховых окон жалюзийными решетками, продухов металлической сеткой); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций; отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в п. 2.6.2, п. 4.7.1 предусматривают, что при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей;

Кроме того, в соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

В силу указанных выше требований закона и договора управления многоквартирным домами на обслуживание и ремонт общего имущества МУП «МУК» обязано предоставлять услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества объектов с надлежащим качеством и с соблюдением установленных норм.

Доводы заявителя о том, что протоколом общего собрания №3 от 24.04.2017 года собственников многоквартирное дома № 30 по ул. Гурьянова принято решение об установке пластиковых окон за счет текущего ремонта (пункт 3). Срок установки пластиковых окон собственниками не установлен. Сроки обязательства по замене окон указаны в договоре управления № Г/30-У от 01.07.2016 г. - май 2019 года, суд считает несостоятельными, они не могут служить основанием для освобождения управляющей компании от выполнения возложенных на нее вышеприведенными положениями законодательства обязанностей по содержанию общего имущества дома, поскольку в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, содержание общего имущества включает в себя, помимо текущего и капитального ремонта, также минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, включающий в себя работы, выполняемые в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов, контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.

Остальные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке обстоятельств, установленных мировым судьей. Аналогичные доводы были предметом проверки в ходе производства по делу, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем постановлении, не опровергают наличие в действиях МУК «МУП» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ставить под сомнение допустимость доказательств, на основании которых суд пришел к выводу о виновности юридического лица в совершении инкриминируемого правонарушения, поводов не имеется. Доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно признаны допустимыми и достоверными, а в своей совокупности - достаточными для признания юридического лица виновным в совершении правонарушения.

Таким образом, при рассмотрении дела мировым судьей на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, дана надлежащая юридическая оценка действиям МУП «МУК» и сделан обоснованный вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ и виновности предприятия в его совершении.

Вместе с тем имеются основания для снижения наложенного на МУП «МУК» размера административного штрафа.

Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Санкцией ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от двухсот до трехсот тысяч рублей.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, факт устранения на момент рассмотрения жалобы выявленных недостатков, наличие задолженности перед МУП «МУК» в размере более 12 миллионов рублей, назначенное МУП «МУК» административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей нельзя признать соответствующим характеру совершенного заявителем административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела, а также финансовому положению МУП «МУК», в связи с чем административный штраф подлежит снижению в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного, постановление мирового судьи судебного участка № 26 Жуковского судебного района Калужской области от 11.04.2018 года о привлечении юридического лица Муниципального унитарного предприятия «Муниципальная управляющая компания», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесенные в отношении МУП "МУК", подлежат изменению путем снижения назначенного предприятию наказания в виде административного штрафа до 100 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу Муниципального унитарного предприятия «Муниципальная управляющая компания» удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка № 26 Жуковского судебного района Калужской области от 11.04.2018 года о привлечении юридического лица Муниципального унитарного предприятия «Муниципальная управляющая компания» ОГРН 1134011001288 от 21.10.2013 года, ИНН: 4007018396, КПП: 400701001, зарегистрировано по адресу: Калужская область, Жуковский район, г.Белоусово, ул.Гурьянова д.14 к административной ответственности по ч.24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить путем снижения назначенного предприятию административного наказания в виде административного штрафа с 200 000 рублей до 100 000 рублей.

Судья -подпись- Сизова О.В.