Дело № 12-1-361/2021
Решение
по делу об административном правонарушении
24 августа 2021 года город Энгельс
Судья Энгельсского районного суда Саратовской области ФИО5,
при помощнике судьи ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес>ФИО3,
рассмотрев протест прокурора города Энгельса Саратовской области Климова В.И. на определение мирового судьи судебного участка № 10 города Энгельса Саратовской области от 15 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.2.2. Закона Саратовской области №104-ЗСО от 29.07.2009 года «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» в отношении ФИО1,
установил:
мировому судье судебного участка № 10 города Энгельса Саратовской области поступил протокол об административной правонарушении по ст.2.2 Закона Саратовской области №104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» (далее – Закон №104-ЗСО) в отношении ФИО1
Определением мирового судьи судебного участка № 10 города Энгельса Саратовской области от 15 июля 2021 года протокол об административном правонарушении № от 13 июля 2021 года в отношении ФИО1, обвиняемой в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.2.2. Закона Саратовской области №104-ЗСО от 29.07.2009 года «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» возвращен в отдел по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Энгельсского муниципального района в связи с неправильной квалификацией действий (бездействия) последней.
На определение мирового судьи от 15 июля 2021 года прокурором города Климовым В.И. принесен протест, которым просит отменить определение мирового судьи судебного участка № 10 города Энгельса Саратовской области от 15 июля 2021 года, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Энгельса Саратовской области изложенные в протесте доводы поддержал, полагая что определение мирового судьи подлежит отмене как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Пояснил, что статьей 5.35 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, а статьей 2.2 Закона №104-ЗСО предусмотрена ответственность за допущение родителями (лицами, их заменяющими) или лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, пребывания детей без их сопровождения в ночное время в общественных местах. Поскольку несовершеннолетний сын ФИО1 находился на улице в ночное время без сопровождения взрослых, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Энгельсского муниципального района правомерно сделан вывод о совершении ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст.2.2 Закона №104-ЗСО, в связи с чем, определение мирового судьи от 15 июля 2021 года подлежит отмене.
Заслушав помощника прокурора г. Энгельса Саратовской области Назарова И.С, исследовав материалы дела, изучив доводы протеста, прихожу к выводу о наличии оснований для его удовлетворения.
Согласно п.3 ч.1 ст.25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.
В соответствии с ч.1 ст.30.10 КоАП РФ прокурор вправе опротестовать не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении в порядке и сроки, которые установлены ст. ст. 30.1, 30.2, ч. ч. 1 и 3 ст. 30.3 КоАП РФ.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из протокола об административном правонарушении № от 13 июля 2021 года, 02 мая 2021 примерно в 23:00 часа вблизи дома 6 по ул. 148 Черниговская Дивизия г. Энгельса Саратовской области, несовершеннолетний ФИО4, 27 сентября 22010 года рождения, находился на улице в ночное время без сопровождения законного представителя ФИО1 Тем самым ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.2.2 Закона Саратовской области №104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области».
Часть 2 статьи 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривает, что родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее - лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
В силу статьи 2.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» допущение родителями (лицами, их заменяющими) или лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, нахождения детей (лиц, не достигших возраста 17 лет) без их сопровождения в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах, определяемых в соответствии с законом области, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до тысячи рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия: ночное время - время с 22 до 6 часов местного времени.
Предусмотренное ст.5.35 КоАП РПФ правонарушение - неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних состоит в бездействии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, т.е. когда указанные лица умышленно не выполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д.
Под неисполнением родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей понимается систематичность противоправных действий (бездействия), осуществляемых в течение продолжительного времени; данный проступок относится к длящемуся административному правонарушению.
Учитывая, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, является таковым.
Протокол об административном правонарушении № от 13 июля 2021 года содержит описание вменяемого ФИО1 административного правонарушения, а также статью закона субъекта Российской Федерации (ст.2.2. Закона № 104-ЗСО), предусматривающую административную ответственность за указанное выше административное правонарушение.
Таким образом, вывод мирового судьи о возвращении протокола об административном правонарушении № от 13 июля 2021 года в отдел по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Энгельсского муниципального района нельзя признать правильным.
В силу ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, в орган, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах определение мирового судьи от 15 июля 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 является незаконным и подлежит отмене, поскольку имеются существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
протест прокурора города Энгельса Саратовской области Климова В.И. - удовлетворить.
Определение мирового судьи судебного участка № 10 города Энгельса Саратовской области от 15 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.2.2. Закона Саратовской области №104-ЗСО от 29 июля 2009 года «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» в отношении ФИО1 – отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 10 города Энгельса Саратовской области.
Судья: (подпись)
Верно.
Судья: ФИО5