ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-36/2021 от 27.10.2021 Урицкого районного суда (Орловская область)

УИД 57RS0019-01-2021-000700-12 № 12-1-36/2021

РЕШЕНИЕ

27 октября 2021 года пгт.Нарышкино

Судья Урицкого районного суда Орловской области Большакова Т.Н.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шаблыкинский Агрокомплекс» на постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Гришина С.Н. от 23.07.2021 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Шаблыкинский Агрокомплекс» к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Гришина С.Н. от 23.07.2021 общество с ограниченной ответственностью «Шаблыкинский Агрокомплекс» (далее ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс») было привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс» обратилось в суд с жалобой на постановление, просило постановление отменить как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано о том, что наличие земельного участка, заросшего сорной растительностью, само по себе не свидетельствует о незаконном нарушении почвенного слоя и невыполнении требований по охране почв именно обществом и не образует объективную сторону вмененного правонарушения. Кроме того, обществом не осуществляется деятельность по добыче полезных ископаемых, не имеет карьерной техники, с 2018 г. не ведет деятельность по сельскохозяйственному производству, основной вид деятельности общества с 2018 г. – сдача земельных участков в аренду. При этом данный земельный участок 07.09.2018 передан в аренду ООО «Дриада». В связи с чем, факт ухудшения качественного состояния земель земельного участка в результате неправомерных действий общества административным органом не доказан. Также указывают на малозначительность правонарушения и считают, что назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 450000 руб. создаст условия, при которых заявитель как субъект предпринимательской деятельности не сможет вести предпринимательскую деятельность и будет вынужден ликвидироваться либо инициировать банкротство.

В судебном заседании генеральный директор ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс» Таран Д.О. и защитник Еремин А.В. поддержали жалобу по основаниям указанным в ней. Просили постановление отменить, производство по делу прекратить.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и курской областям Шевлякова М.В. полагала, что постановление является законным и обоснованным, не подлежащем отмене. Указала, что факт передачи в аренду земельного участка не может являться основанием для освобождения собственника земельного участка от обязанности выполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Просила оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ, обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с требованиями статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении на основании Приказа Управления по Орловской и Курской областям Россельхознадзора № 197 от 30.03.2021 21 апреля 2021 г. проведен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером местоположением : <адрес>.

При проведении обследования территории 21.04.2021 установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером отсутствует плодородный слой почвы (предположительно карьерная выемка), имеется сухостой сорной травянистой растительности, а именно пырей ползучий, полынь обыкновенная, имеются следы работы специальной техники, что свидетельствует о длительном неиспользовании земельного участка для сельскохозяйственного производства. Данный факт отражен в акте осмотра от 21.04.2021 и приложенной к нему фототаблице (л.д. 10-14 )

Согласно полученным протоколам испытаний проб почв, отобранных в ходе осмотра от 11.05.2021, заключению эксперта ФГБУ «ЦНМВЛ» Степановой Л.П. от 24.05.2021, сделан вывод об утрате почвенного плодородия земельной территории на площади 0,9 га, нарушенной проведением земельных работ со снятием, перемещением и уничтожением плодородного слоя серой лесной почвы и нанесенного вреда почве как объекту охраны окружающей среды.

Как следует из выписки ЕГРН вышеуказанный земельный участок на праве собственности принадлежит ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс»

На основании распоряжения от 17.05.2021 -Р в период с 17.05.2021 по 11.06.2021 в отношении ООО «Шаблыкинский агрокомплекс» проведена внеплановая документарная проверка. По факту выявленного нарушения земельного законодательства в отношении ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс» составлен протокол об административном правонарушении от 08.07.2021 по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ и впоследствии 23.07.2021 начальником отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Гришиным С.Н. было вынесено постановление о привлечении ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс» к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 450000 рублей.

Факт совершения ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс» правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 08.07.2021, протоколами испытаний проб почв, отобранных в ходе осмотра от 11.05.2021, заключением эксперта ФГБУ «ЦНМВЛ» Степановой Л.П. от 24.05.2021, актом осмотра и фототаблицей, иными материалами дела.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс», являясь собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , не выполнило установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель в нарушение ст.13,42 Земельного Кодекса РФ, ст. 8 Федерального Закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".

Таким образом, ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс» должностным лицом было обоснованно привлечено к административной ответственности.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс» вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

Довод жалобы о том, что данный земельный участок передан в аренду, и в связи с чем, общество не может осуществлять сельскохозяйственную обработку участка, также не может быть принят во внимание, поскольку в силу пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность указанных в данной норме субъектов, в том числе юридических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. Исходя из положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13, статьи 42 названного Кодекса, в целях охраны земель на собственников земельных участков возложена в частности обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками путем проведения соответствующих мероприятий по защите и охране земель. В ходе производства по делу объективно установлено, что данная обязанность не выполнена.

При этом, по смыслу указанных положений во взаимосвязи с положениями законодательства, регулирующими особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения, наличие того или иного вещного права (владения, пользования и распоряжения земельным участком как объектом материального мира), не освобождает правообладателей, даже при наличии гражданско-правовых соглашений, от соблюдения требований земельного законодательства в части исполнения своих обязательств по надлежащему пользованию и содержанию земли как особо ценной природной единицы.

Т.е., факт наличия договоров аренды с юридическим лицом и передача земельного участка в аренду не свидетельствует о том, что обязанности по соблюдению требований земельного законодательства, в том числе в части охраны земель на период арендных правоотношений у ООО «Шаблыкинский Агрокомплекс» прекращены.

Довод жалобы о том, что административное правонарушение, совершенное Обществом, является малозначительным, несостоятелен и не может служить основанием для отмены постановления.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы, совершенное правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды, в связи с чем не может быть признано малозначительным.

Вместе с тем, с учетом обстоятельств совершенного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья считает возможным снизить размер назначенного юридическому лицу административного штрафа, применив положения п. 3.2,3.3. ст. 4.1 КоАП РФ до 200000 руб.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении суд выносит постановление об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

В связи с изложенным, судья считает необходимым постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Гришина С.Н. от 23.07.2021 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Шаблыкинский Агрокомплекс» к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 200 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст.30.7-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Гришина С.Н. от 23.07.2021 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Шаблыкинский Агрокомплекс» к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизить размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 200 000 (двести тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Урицкий районный суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья Т.Н. Большакова