Дело № 12-1-373/2019
УИД: 33RS0017-01-2019-000990-10
Р Е Ш Е Н И Е
11 ноября 2019 года г. Собинка
Судья Собинского городского суда Владимирской области Тимофеева И.Г.,
с участием старшего государственного административно-технического инспектора ФИО1,
директора МБУ «Благоустройство» Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: <...>, жалобу директора МБУ «Благоустройство» Д. на постановление государственного административно-технического инспектора ФИО2 № 1-0149-Сб/7-0080-Сб от 18.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области»,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного административно-технического инспектора ФИО2 № 1-0149-Сб/7-0080-Сб от 18.07.2019 МБУ «Благоустройство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области» и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 11000 рублей.
Директор МБУ «Благоустройство» Д. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просил его отменить, прекратить производство по делу. В обоснование указал, что согласно данным проверки, проведенной сотрудниками Влададмтехнадзора, установлено наличие размещенных твердых коммунальных отходов (далее -ТКО), рядом с контейнерными площадками, расположенными на ул. Родниковская у <...> у <...> у д. 26 города Собинки, что по мнению административного органа является следствием ненадлежащего исполнения (не исполнения) Учреждением обязанностей по уборке территории контейнерных площадок и своевременному вывозу ТКО. Вместе с тем, по мнению автора жалобы, приведенные в протоколе об административном правонарушении пункты Правил благоустройства города Собинки, утвержденных решением Совета народных депутатов г. Собинки от 26.07.2017 № 58/12 (далее по тексту - Правила), нарушение которых составляет объективную сторону вмененного административного правонарушения, непосредственной обязанности Учреждения по их выполнению не определяют. Автор жалобы полагает, что согласно действующему законодательству в жилищной сфере и сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, сбор и вывоз ТКО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома (ст.ст. 154, 161 ЖК РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Постановление № 1156, Правила), согласно которым к категории крупногабаритных отходов относятся твёрдые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. В соответствии с кодом 73111002215 Федерального Классификационного Каталога Отходов (ФККО) (2014) в состав отходов из жилищ крупногабаритных входит, в том числе и древесина. Указанное выше нормативное закрепление определяет крупногабаритные отходы как составную часть твердых коммунальных отходов (ТКО). Полагает, что согласное данных информационного сообщения, предшествующего тексту публичного договора, и взаимосвязанные положения подпункта 1.1., 1.2. пункта 1 договора на оказание услуг по вывозу (транспортировке) и размещению отходов потребления, опубликованные в газете «Доверие» от 19.02.2016 № 13 (11279) (далее - Договор) МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» (далее - Исполнитель, Предприятие) приняло на себя обязательства по вывозу (транспортировке) отходов потребления в виде отходов из жилищ крупногабаритных от контейнерных площадок, расположенных на территории города Собинки. Сбор и транспортировка отходов потребления осуществляется Исполнителем с контейнерных площадок, находящихся в оперативном управлении МБУ «Благоустройство». Принимая во внимание конклюдентные действия сторон, следует признать, что между Исполнителем и Учреждением существуют фактические отношения по безвозмездному пользованию Исполнителем указанного выше имущества. Автор жалобы считает, что обязанность по вывозу ТКО с контейнерных площадок в соответствии с договором возложена на Исполнителя. При этом необходимо учитывать, что в связи с конструктивными особенностями контейнерных площадок, складирование крупногабаритного мусора, при наполненности отсека для его складирования, вынуждено производиться гражданами не на самой площадке (местом установления мусорных контейнеров), а рядом с местом ее размещения или около ее ограждения, что не исключает отнесение данного мусора, как размещенного вне контейнерных площадок и отнесения свалки к категории несанкционированной. Таким образом, приведенное выше нормативное регулирование по вопросам обращения с ТКО не устанавливает обязанности местных администраций муниципальных образований, а, следовательно, и созданных ими бюджетных учреждений (если это специально не установлено в учредительных документах Учреждения) по содержанию контейнерных площадок, вывозу ТКО. Такая обязанность возложена в части уборки контейнерных площадок на собственников мусора или управляющую имуществом многоквартирного дома компанию.
В судебном заседании директор МБУ «Благоустройство» Д. поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил постановление государственного административно-технического инспектора ФИО2 № 1-0149-Сб/7-0080-Сб от 18.07.2019 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в деяниях МБУ «Благоустройство» состава административного правонарушения.
Старший государственный административно-технический инспектор ФИО1 в судебном заседании возражал относительно удовлетворения жалобы, пояснил, что исходя из системного толкования норм права, органы местного самоуправления обязаны выполнять свои функций по организации и осуществлению практической деятельности по обращению с отходами, сбору и вывозу бытовых отходов, мусора, ликвидации несанкционированных свалок, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе, должны быть разработаны и утверждены муниципальные целевые программы, регулирующие деятельность с отходами, включающие мероприятия по повышению уровня информированности населения в сфере обращения с отходами и рациональному использованию местных природных ресурсов, организована работа со СМИ, работа по экологическому образованию населения во всех муниципальных образованиях. Администрацией МО г. Собинка создана служба благоустройства - МБУ г. Собинки «Благоустройство». В соответствии с уставной деятельностью МБУ г. Собинки «Благоустройство» одной из основных целей Учреждения является организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора. Согласно балансовой справки NN от 25.06.2019 контейнерные площадки находятся на балансе МБУ «Благоустройство». С 2016 года МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» оказывает услуги по вывозу (транспортировке) и размещению отходов потребления на территории г. Собинка. Договор на оказание услуг, опубликован в газете «Доверие» от 19.02.2016 № 13 (11279). Предметом договора является оказание «Исполнителем» услуг по регулярному вывозу (транспортировке) и размещению отходов потребления: отходов из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); отходы от жилищ крупногабаритных. Исходя из системного толкования основных условий Договора и положений нормативно правового акта, действующего на территории города, следует вывод, что вывоз КГМ осуществляется МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» на основании заявок за дополнительную плату. Вывоз КГМ не является обязанностью специализированной организации без соблюдения обязательных условий, предусмотренных п. 5.1 Договора. Таким образом, исключена возможность привлечения к административной ответственности за скопление КГМ около контейнерной площадки мусоровывозящую компанию. Полагает, что директор МБУ «Благоустройство» необоснованно ссылается на нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156, которым утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, определяющие, что к категории крупногабаритных отходов относятся ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилищ помещения и т.д.), поскольку последним не учтено, что на территории Владимирской области не действует региональный оператор по обращению с отходами, и как следствие требования и определения, указанные в Постановлении не могут быть использованы во взаимосвязи с нормами федерального законодательства. Соответственно, к правоотношениям в сфере обращения с отходами должны быть применены действующие на территории г. Собинки нормативные акты и нормы федерального законодательства, принятые до появления регионального оператора. С учетом изложенного, просил постановление государственного административно-технического инспектора ФИО2 № 1-0149-Сб/7-0080-Сб от 18.07.2019 оставить без изменения, жалобу директора МБУ «Благоустройство» без удовлетворения.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Абзац 1 части 1 ст. 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области» предусматривает административную ответственность за нарушение муниципальных правил благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления обеспечивают создание и содержание мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов, обеспечивают обустройство контейнерных площадок, в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра, утвёржденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018г. № 1039.
Согласно п. 1, 3, 4 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, которые должны соответствовать правилам благоустройства муниципальных образований.
Содержание территорий городских поселений, промышленных площадок в соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с разделом 3 Правил благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования г. Собинка, утвержденных решением Совета народных депутатов г. Собинки от 26.07.2017 № 58/12, организация уборки муниципальной территории осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с 3.2.1.4. Правил благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования г. Собинка, контейнерная площадка должна быть закреплена за юридическим или физическим лицом, а также возможной группой юридических или физических лиц, при условии оформления договора совместного пользования или согласно действующего законодательства.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях установлены СанПин 2.1.2.2645-10. Согласно этим требованиям, для установки мусорных контейнеров должна быть оснащена специальная бетонная или асфальтная площадка, отделенная бордюром или декоративным забором. Мусорные баки должны иметь плотно закрывающиеся крышки. СанПин 42-128-4690-88 санитарные установлены правила содержания территорий населенных мест. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов.
Оборудование, обслуживание и ремонт контейнерных площадок обязанность органов местного самоуправления. Данная обязанность предусмотрена статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Помимо ответственности органов местного самоуправления предусмотрена ответственность собственников и управляющих организаций.
Так, п. 11 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 (далее Правила № 491), предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности; содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», к работам по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года, в том числе относятся и очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества МКД; работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают очистку от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборку контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома.
Исходя из системного толкования норм права органы местного самоуправления обязаны выполнять свои функций по организации и осуществлению практической деятельности по обращению с отходами, сбору и вывозу бытовых отходов, мусора, ликвидации несанкционированных свалок, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в том числе, должны быть разработаны и утверждены муниципальные целевые программы, регулирующие деятельность с отходами, включающие мероприятия по повышению уровня информированности населения в сфере обращения с отходами и рациональному использованию местных природных ресурсов, организована работа со СМИ, работа по экологическому образованию населения во всех муниципальных образованиях.
Администрацией МО г. Собинка создана служба благоустройства - МБУ г. Собинки «Благоустройство». В соответствии с уставной деятельностью МБУ г. Собинки «Благоустройство» одной из основных целей Учреждения является организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 3.2.8. Правил благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования г. Собинка, контейнерные площадки и места установки бункеров-накопителей должны быть очищены от отходов, содержаться в чистоте и порядке. Ответственность за содержание контейнерных площадок, бункеров-накопителей возлагается на юридические и физические лица, индивидуальных предпринимателей, которым соответствующие объекты жилищного фонда, нежилые здания и сооружения принадлежат на праве собственности, аренды или ином вещном праве либо в управлении которых они находятся.
Согласно п. 3.2.10. Правил благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования г. Собинка, ответственность за техническое состояние контейнеров и контейнерных площадок, содержание контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий, а также мест установки бункера-накопителя возлагается на юридические или физические лица, индивидуальных предпринимателей, которым соответствующие объекты жилищного фонда, нежилые здания и сооружения принадлежат на праве собственности, аренды или ином вещном праве либо в управлении которых они находятся, если при этом отсутствуют другие договорные обязательства.
Согласно балансовой справки № 51 от 25.06.2019 контейнерные площадки, расположенные на ул. Родниковская около <...> около <...> около д. 26 города Собинки, находятся на балансе МБУ «Благоустройство».
С 2016 года МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» оказывает услуги по вывозу (транспортировке) и размещению отходов потребления на территории г. Собинка. Договор на оказание услуг, опубликован в газете «Доверие» от 19.02.2016 № 13 (11279). Предметом договора является оказание «Исполнителем» услуг по регулярному вывозу (транспортировке) и размещению отходов потребления: отходов из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); отходы от жилищ крупногабаритных.
Согласно пункту 5.1 вышеуказанного договора, отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции (строительный мусор), обрезки деревьев, металлические конструкции, пленка от парников, земля и камни, крупногабаритные отходы вывозятся на основании письменной заявки «Потребителя» за дополнительную плату.
В соответствии с 3.3.1. Правил благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования г. Собинка, вывоз отходов осуществляется специализированными хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Вывоз отходов должен проводиться в соответствии с графиком вывоза отходов, в котором указаны адреса точки сбора отходов, объема вывоза отходов и время вывоза.
Вывоз КГМ производится по мере его образования на договорной основе с специализированным хозяйствующим субъектом либо самостоятельно, владельцами или управляющими организациями.
КГМ и отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции строений (строительный мусор) и обрезке деревьев, вывозятся на основании дополнительной заявки в течении суток, если их вывоз не предусмотрен основным договором.
Исходя из системного толкования основных условий Договора и положений нормативно правового акта, действующего на территории города Собинка, следует вывод, что вывоз КГМ осуществляется МУП ЖКХ «ПКК Собинского района» на основании заявок за дополнительную плату. Вывоз КГМ не является обязанностью специализированной организации без соблюдения обязательных условий, предусмотренных п. 5.1 Договора.
Таким образом, доводы директора МБУ г. Собинки «Благоустройство» относительно того, что ответственность за содержание контейнерных площадок, своевременному вывозу ТКО, образовавшегося около контейнерной площадки, отвечает либо управляющая компания, либо собственник мусора, являются несостоятельными.
Кроме того, согласно п. 3.13.6. Правил благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования г. Собинка, на территории МО г. Собинка запрещена организация несанкционированных свалок мусора на отведенных и (или) прилегающих территориях.
В соответствии с п.п. 23.1., 23.2 Правил благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования г. Собинка, выявление и определение объемов несанкционированных свалок и отходов осуществляется администрациями муниципального образования.
Ответственность за ликвидацию несанкционированных свалок несут собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на землях которых образовались указанные свалки.
Администрация города и городского округа и её должностные лица несут ответственность за ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных в границах города и городского округа на землях общего пользования, в случае, если виновное в захламлении лицо не установлено.
В силу п. 23.3. Правил благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования г. Собинка, запрещается складирование бытового, промышленного и строительного мусора на территории (земле), принадлежащей на праве собственности или аренды физическому, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю,
Также Правила благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования г. Собинка, содержат понятие «Свалка», согласно которых свалка - это территория местонахождения отходов производства и потребления твердо - бытовых отходов и крупногабаритного мусора, использование которых в течение обозримого срока не предполагается.
Согласно постановления администрации МО г. Собинка Собинского района № 879 от 19.12.2018 «Об утверждении муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) МБУ «Благоустройство» на 2019 год», МБУ «Благоустройство» выполняет работы по ликвидации несанкционированных свалок мусора и иных загрязнений территории общего пользования города (п. 1. Раздела 6 Постановления).
Все выполняемые работы по ликвидации несанкционированных свaлок мусора и иных загрязнений территории общего пользования города должны соответствовать требованиям Правил (п. 6 Раздела 6 Постановления).
Из материалов дела следует, что 24.06.2019 в 13 час. 47 мин. МБУ «Благоустройство» на территории по адресу: <...> у <...> у д. 21, Центральная, у д. 26, являясь юридическим лицом, допустило нарушение п. 3.2.8, п. 3.2.10, п. 3.13, п. 3.13.6, п. 23 Правил благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории МО г. Собинка, утвержденных решением СНД г. Собинка от 26.07.2017 № 58/12, выразившееся в ненадлежащем содержании в чистоте, порядке, прилегающих территорий к контейнерным площадкам, и допущении образования несанкционированных свалок вне установленных границ контейнерных площадок.
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № 7-0080-сб от 25.06.2019, актом от 24.06.2019, схемой от 24.06.2019 и прилагаемой к ней фото-таблицей, Уставом МБУ «Благоустройство», Правилами благоустройства и обеспечения санитарного состояния территории МО г. Собинка, утвержденных решением СНД г. Собинка от 26.07.2017 № 58/1223.12.2018, другими материалами дела.
Действия МБУ «Благоустройство» квалифицированы должностным лицом в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Закона Владимирской области от 14.02.2003 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области», как нарушение муниципальных правил благоустройства.
Постановление о привлечении МБУ «Благоустройство» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области», вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области».
При установленных обстоятельствах, судья считает необходимым постановление государственного административно-технического инспектора Влададмтехнадзора ФИО3 № 1-0149-Сб/7-0080-Сб от 18.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области», в отношении МБУ «Благоустройство» - оставить без изменения, жалобу МБУ «Благоустройство» - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного административно-технического инспектора ФИО2 № 1-0149-Сб/7-0080-Сб от 18.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области», в отношении МБУ «Благоустройство» - оставить без изменения, жалобу МБУ «Благоустройство» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение 10 суток с момента получения или вручения копии решения.
Судья И.Г. Тимофеева