ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-3/2021 от 18.01.2021 Инзенского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 12-1-3/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г.Инза Ульяновской области, суд 18 января 2021 года

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Гельвер Е.В.,

при секретаре Зудилиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью (Далее – ООО) «Симбирскстройснаб» ФИО1 на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Л.С.В. от 06.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л а:

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Л.С.В. от 06.11.2020 директор ООО «Симбирскстройснаб» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Согласно постановлению правонарушение выразилось в следующем. ООО «Симбирскстройснаб» осуществляет деятельность по разработке карьера и добыче песчаника, производству щебня и его реализации. Производственная база общества представляет собой карьер «Дубёнки», расположенный восточнее разъезда ***, где находится необходимая спецтехника - 3 экскаватора, бульдозер, автопогрузчик, 4 грузовика, 2 дробильных установки и 2 сортировочных установки.

В соответствии с видом деятельности работники ООО «Симбирскстройснаб» должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (Далее – СИЗ).

В ходе проведенной выездной проверки установлено, что работники ООО «Симбирскстройснаб» обеспечены касками защитными, однако в карточках учета СИЗ это не отражено, что является нарушением п.13 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н.

В примечании к статье 5.27.1 КоАП РФ указано, что под средствами индивидуальной защиты в части 4 данной статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

В соответствии с п. 67 Приложения к Приказу Минтруда России от 01.11.2013 №652н, водители автомобиля, при работе непосредственно на вскрышных работах, на горных отвалах и на вывозке горной массы из разрезов должны быть обеспечены следующими СИЗ:

костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий -1 шт;

-плащ для защиты от воды -1 шт на 3 года;

-жилет сигнальный 2 класса защиты - 1 шт;

-белье нательное - 2 комплекта;

-ботинки кожаные с защитным подноском или сапоги кожаные с защитным подноском, или сапоги ррезиновые с защитным подноском - 1 пара;

-перчатки с полимерным покрытием - 12 пар;

-каска защитная -1 шт на 3 года;

-подшлемник под каску -1 шт;

-очки защитные - до износа;

-средство индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) противоаэрозольное - до износа;

-костюм на утепляющей прокладке - по поясам;

-сапоги кожаные утепленные с защитным подноском или валенки с резиновым низом - по поясам.

Согласно карточке учета выдачи СИЗ, водителю автомобиля В.Ю.И.*** выдана лишь куртка «Алтай» утепленная.

Водителю автомобиля В.Ю.И. не выданы СИЗ относящиеся ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, а именно: сапоги кожаные утепленные с защитным подноском или валенки с резиновым низом, жилет сигнальный.

Согласно карточке учета выдачи СИЗ оператору дробилки Г.С.Д., Г.А.И., *** выданы лишь куртка «Алтай» утепленная, валенки обрезиненные, брюки Метелица утепленные; К.В.А.*** выданы куртка утепленная и брюки утепленные.

Не выданы СИЗ относящиеся ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, а именно белье нательное утепленное. Подшлемник утепленный, перчатки с защитным покрытием морозостойкие с утепляющими вкладышами. Административное правонарушение в части невыдачи средств индивидуальной защиты является длящимся- время административного правонарушения -30.09.2020.

Приказом директора ООО «Симбирскстройснаб» П.С.А. от *** начальник карьера ФИО1 назначен лицом, ответственным за организацию работ по охране труда.

Приказом директора ООО «Симбирскстройснаб» от 01.10.2018 утверждена и доведена до ФИО1 должностная инструкция специалиста по охране труда.

Согласно п. 2.2.11 должностной инструкции специалиста по охране труда в должностные обязанности входит в числе прочего осуществление контроля за организацией выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Решением единственного участника ООО «Симбирскстройснаб» от 09.09.2020 ФИО1 назначен на должность директора ООО «Симбирскстройснаб»

Не согласившись с постановлением, ФИО1 в установленный законом срок обратился в суд с жалобой на указанное постановление. Жалоба мотивирована тем, что по результатам этой же проверки постановлением инспектора Л.С.В. от того же числа *** он (ФИО1) привлечён к административной ответственности за эти же нарушения по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 2000 руб. Таким образом, ФИО1 дважды привлечён к ответственности за аналогичные нарушения, что противоречит принципам назначения наказания.

Просит суд постановление о привлечении его к административной ответственности от 06.11.2020 отменить.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1 в судебное заседание не явился, предоставил документы, подтверждающие выдачу СИЗ работникам ООО «Симбирскстройснаб», а также заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Ранее в судебном заседании ФИО1 пояснил. Что в настоящее время все нарушения устранены. Работники обеспечены средствами индивидуальной защиты. Просит заменить наказание на предупреждение.

Лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, государственный инспектор труда Л.С.В. в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство, в котором считает постановление законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, судья приходит к следующему.

Частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из примечания к статье 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под средствами индивидуальной защиты в части 4 данной статьи понимаются средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

В силу требований статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в том числе: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (частью 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью второй данной статьи на работодателя возложена обязанность по обеспечению приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Частями первой и третьей статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Аналогичные требования закреплены в пункте 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 290н (далее - Межотраслевые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).

В силу пункта 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки; сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам; выдача работникам и сдача фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств.

Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за ними возлагается на работодателя (его представителя) (пункт 34 Межотраслевых правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).

ООО «Симбирскстройснаб» осуществляет деятельность по разработке карьера и добыче песчаника, производству щебня и его реализации. Производственная база общества представляет собой карьер «Дубёнки», расположенный восточнее разъезда ***, где находится необходимая спецтехника - 3 экскаватора, бульдозер, автопогрузчик, 4 грузовика, 2 дробильных установки и 2 сортировочных установки.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности ООО «Симбирскстройснаб» является добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев, а также имеются лицензии на осуществление разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе, использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

На основании решения участника ООО «Симбирскстройснаб» от *** ФИО1 назначен на должность директора организации.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

На основании частного определения Инзенского районного суда от 04.09.2020 по гражданскому делу по иску ФИО2 к ООО «Симбирскстройснаб» государственной инспекцией труда в Ульяновской области 30.09.2020 проведена внеплановая проверка в отношении ООО «Симбирскстройснаб», в ходе которой выявлены нарушения в области охраны труда.

В соответствии с п.67 Приложения к Приказу Минтруда России от 01.11.2013 № 652н водители автомобиля при работе непосредственно на вскрышных работах, на горных отвалах и на вывозке горной массы из разрезов должны быть обеспечены следующими СИЗ:

-костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий -1 шт;

-плащ для защиты от воды -1 шт на 3 года;

-жилет сигнальный 2 класса защиты - 1 шт;

-белье нательное - 2 комплекта;

-ботинки кожаные с защитным подноском или сапоги кожаные с защитным подноском, или сапоги ррезиновые с защитным подноском - 1 пара;

-перчатки с полимерным покрытием - 12 пар;

-каска защитная -1 шт на 3 года;

-подшлемник под каску -1 шт;

-очки защитные - до износа;

-средство индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) противоаэрозольное - до износа;

-костюм на утепляющей прокладке - по поясам;

-сапоги кожаные утепленные с защитным подноском или валенки с резиновым низом - по поясам.

Согласно карточке учета выдачи СИЗ, водителю автомобиля В.Ю.И.*** выдана лишь куртка «Алтай» утепленная.

Водителю автомобиля В.Ю.И. не выданы СИЗ относящиеся ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, а именно: сапоги кожаные утепленные с защитным подноском или валенки с резиновым низом, жилет сигнальный.

Согласно карточке учета выдачи СИЗ оператору дробилки Г.С.Д., Г.А.И., *** выданы лишь куртка «Алтай» утепленная, валенки обрезиненные, брюки Метелица утепленные; К.В.А.*** выданы куртка утепленная и брюки утепленные.

Не выданы СИЗ относящиеся ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, а именно белье нательное утепленное. Подшлемник утепленный, перчатки с защитным покрытием морозостойкие с утепляющими вкладышами.

В соответствии с п.110 Приложения к Приказу Минтруда России от 01.11.2013 №652н машинисты экскаватора должны быть обеспечены следующими СИЗ:

-костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий - 1;

-белье нательное - 2 комплекта;

-жилет сигнальный 2 класса защиты - 1;

-ботинки кожаные с защитным подноском или сапоги кожаные с защитным подноском, или сапоги резиновые с защитным подноском - 1 пара;

-перчатки с полимерным покрытием -12 пар;

-перчатки диэлектрические - до износа;

-каска защитная -1 на 3 года;

-подшлемник под каску - 1;

-очки защитные - до износа;

-наушники противошумные (с креплением на каску) или - до износа;

-вкладыши противошумные - до износа;

-средство индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) противоаэрозольное - до износа;

-самоспасатель - 1 на 5 лет;

-костюм на утепляющей прокладке -по поясам;

-белье нательное утепленное - 2 комплекта;

ботинки кожаные утепленные с защитным подноском или валенки с резиновым низом - по поясам;

-подшлемник утепленный (с однослойным или трехслойным утеплителем) - 1 шт;

-перчатки с защитным покрытием морозостойкие с утепляющими вкладышами - 3 пары.

Согласно карточке учета выдачи СИЗ машинисту экскаватора Т.Е.В., *** выданы лишь куртка утепленная, валенки обрезиненные, брюки утепленные.

Таким образом, материалами дела установлено, что в нарушение государственных нормативных требований охраны труда директором ООО «Симбирскстройснаб» ФИО1 в организации не создана система управления охраной труда, не осуществляются мероприятия по охране труда, работники организации не обеспечены в полном объеме СИЗ, в карточках учета СИЗ отсутствуют сведения о выданных СИЗ.

Доводы жалобы о том, что директор ООО «Симбирскстройснаб» ФИО1 за те же нарушения привлечён к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, являются несостоятельными по следующим основаниям.

Частью 1 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса

Обжалуемым постановлением ФИО1 привлечён к административной ответственности за необеспечение работников организации СИЗ относящимися ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Оценив приведенные выше доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях директора ООО «Симбирскстройснаб» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ и его виновности в совершении правонарушения, верно установив в оспариваемом постановлении фактические и юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Предоставленные лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, доказательства обеспечения работников СИЗ, не могут являться основанием для освобождения его от административной ответственности, поскольку часть вмененных нарушений устранена после вынесения постановления по делу.

Административное наказание ФИО1 назначено с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающего административную ответственность, и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Частью первой ст.4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.

В силу ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с п.91 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв.Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13.06.2019 № 160, возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан может быть обусловлено, среди прочих, следующими фактами:

-необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

-отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для применения положений ст.ст.2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.

Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюден. Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих признание недопустимыми доказательств и, соответственно, влекущих отмену постановления, не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л а:

Постановление по делу об административном правонарушении государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Л.С.В. от 06.11.2020 о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «Симбирскстройснаб» ФИО1 к административной ответственности по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья: