ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-448/2021 от 12.11.2021 Собинского городского суда (Владимирская область)

Дело № 12-1-448/2021

УИД: 33RS0017-01-2021-001388-12

РЕШЕНИЕ

12 ноября 2021 года г. Собинка

Судья Собинского городского суда Владимирской области Тимофеева И.Г.,

с участием главы администрации муниципального образования Черкутинское Собинского района Владимирской области ФИО1,

защитника главы администрации муниципального образования Черкутинское Собинского района Владимирской области ФИО1 – Боруновой М.М.,

помощника Собинского межрайонного прокурора Косолапова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации муниципального образования Черкутинское Собинского района Владимирской области ФИО1 на постановление начальника КРИ Владимирской области П.С.А.NN-КРИ-06-01 от 18.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника КРИ Владимирской области П.С.А.NN-КРИ-06-01 от 18.08.2021 глава администрации муниципального образования Черкутинское Собинского района Владимирской области ФИО1 привлечена к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

Глава администрации муниципального образования Черкутинское Собинского района Владимирской области ФИО1, не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой. Просит его отменить и производство по делу прекратить. В обоснование доводов указывает, что она необоснованно привлечена к административной ответственности за нарушения, допущенные при утверждении документаций об аукционе на приобретение в муниципальную собственность муниципального образования Черкутинское Собинского района жилого помещения (1 квартиры) по муниципальной адресной программе «Переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда муниципального образования Черкутинское Собинского района» (закупка NN), что выразилось в несоблюдении положений ст. 22, ст. 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок и невыполнении требования об обосновании заказчиком НМЦК, поскольку обоснование цены контракта фактически было исполнено. Считает, что в постановлении контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области от 18.08.2021 NN-КРИ-О6-01 сделан ошибочный вывод о том, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным и обязательным. Полагает, что в соответствии с ч.12 ст.22 Закона №44-ФЗ Приложение NN к информационной карте «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта на приобретение в муниципальную собственность муниципального образования Черкутинское Собинского района жилого помещения (1 квартиры)» содержит обоснование используемого иного метода. По мнению автора жалобы, закон не содержит запрета на использование иного метода для определения НМЦК, кроме метода сопоставимы рыночных цен, следовательно, заказчик имеет право использовать иные методы расчета для определения НМЦК, обосновав их применение. Применение метода сопоставимых цен на момент утверждения документации не представлялось возможным ввиду отсутствия наличия трех коммерческих предложений от участников закупки. Применение метода сопоставимых цен предполагает осуществление сбора и анализа некоторого множества сведений о рынке и ценах на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары, работы, услуги в сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условиях поставок. Количество таких сведений законом не определено, однако оно должно обеспечивать объективный и достоверный анализ рыночных цен на товары, работы, услуги. Также полагает, что должностным лицом вывод о нарушении ею требований Федерального закона №44-ФЗ сделан на основании того, что из общедоступных источников в сети «Интернет» установлено наличие на территории с. Черкутино ряда предложений о продаже квартир, удовлетворяющих требованиям заказчика. Вместе с тем, в постановлении не приводится информация ни об одном из предложений о продаже квартир, то есть доказательства факта совершения административного правонарушения отсутствуют. На момент утверждения конкурсной документации таких предложений квартир в с. Черкутино в количестве трех и более не было. Считает, что распечатки с сайтов (скриншоты) ненадлежащим обоснованием НМЦК, поскольку отраженная на сайтах информация, которая бы использовалась в качестве ценового предложения, не является публичной офертой. Отмечает, что в случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), начальная максимальная цена контракта получилась бы больше начальной максимальной цены контракта, обоснованной заказчиком иным методом, что могло повлечь растрату бюджетных средств. Во избежание риска завышения НМЦК и неэффективного расходования бюджетных средств, решением Совета народных депутатов муниципального образования Черкутинское Собинского района от 24.03.2020 № 2/2 «О средней рыночной стоимости 1 кв.м. обшей площади на вторичном рынке жилья на территории муниципального образования Черкутинское на 2020 год», установлена стоимость одного квадратного метра жилого помещения - 21 000 руб. Администрацией МО Черкутинское был заключен контракт №Ю-03/200 от 21 декабря 2020 года с лучшими условиями и с наименьшей ценой контракта. Считает, что вышеуказанное решение представительного органа, которое на момент утверждения конкурсной документации никем не было оспорено, администрацией в обязательном порядке должно было быть применено при обосновании НМЦК. Поскольку представительный орган, приняв данное решение, фактически установил среднюю рыночную стоимость 1 кв.м. жилья. Для администрации поселения (как исполнительно-распорядительного органа) решение представительного органа обязательно для исполнения. Учитывая изложенное, полагает, что ее вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, не доказана, в связи с чем, просила обжалуемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В судебном заседании глава администрации муниципального образования Черкутинское Собинского района Владимирской области ФИО1, её защитник Борунова М.М. поддержали доводы, изложенные в жалобе, в полном объёме, просили отменить обжалуемое постановление и производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью в деяниях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7. 30 КоАП РФ.

Помощник Собинского межрайонного прокурора Косолапов Е.А. в судебном заседании, находя постановление начальника Контрольно – ревизионной инспекции Владимирской области П.С.А.NN-КРИ-06-01 от 18.08.2021 законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Представитель КРИ Владимирской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Поскольку неявка указанного лица не является препятствием к рассмотрению жалобы, судья считает возможным в порядке ст.30.6 КоАП РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

Заслушав главу администрации муниципального образования Черкутинское Собинского района Владимирской области ФИО1, её защитник Борунову М.М., помощника Собинского межрайонного прокурора Косолапова Е.А., исследовав имеющиеся материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

Отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона, начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В силу ч. 6 ст. 22 Закона метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи.

Из содержания указанных норм следует, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным и обязательным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов возможно лишь в случаях, предусмотренных законом.

В случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

Материалами дела установлено, что распоряжением главы администрации МО Черкутинское от 20.11.2020 № 50-р утверждена аукционная документация на приобретение в муниципальную собственность муниципального образования Черкутинское Собинского района жилого помещения (одной квартиры) по муниципальной адресной программе «Переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда муниципального образования Черкутинское Собинского района на 2019-2020 годы» (извещение NN).

Приложением № 1 к информационной карте электронного аукциона определено обоснование НМЦК иным методом в соответствии с ч. 12 ст. 22 Федерального Закона № 44-ФЗ, ввиду невозможности применения иных методов указанных в ч.1 ст. 22 Закона. При этом, информация о стоимости одного квадратного метра общей площади жилья муниципального образования Черкутинское получена на основании решения Совета народных депутатов муниципального образования Черкутинское Собинского района от 23.03.2020 № 2/2 «О средней рыночной стоимости 1 кв.м. обшей площади на вторичном рынке жилья на территории муниципального образования Черкутинское на 2020 год».

Вместе с тем, указанное решение не может являться основанием для определения НМЦК поскольку не регулирует правоотношения, относящиеся к предмету закупки, издано во исполнение постановления администрации Владимирской области от 28.03.2019 № 235 «Об утверждении областной адресной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области».

Согласно п. 3.7 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить, в том числе сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц, в том числе признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами; иные источники информации, в том числе общедоступные результаты изучения рынка.

Из общедоступных источников в сети «Интернет» установлено, что на территории п. Асерхово имеется ряд предложений о продаже квартир, удовлетворяющих требованиям заказчика, что свидетельствует о нарушении требований Закона при утверждении аукционной документации, содержащей недостоверные сведения о порядке определения НМКЦ.

Аналогичные нарушения допущены при утверждении аукционной документации на приобретение квартир по закупкам №NN, 0NN.

Указанные нарушения выявлены Собинской межрайонной прокуратурой в рамках проверки соблюдения законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в администрации МО Черкутинское при реализации мероприятий национального проекта «Жилье и городская среда».

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 4.2 ст.7.30. КоАП РФ.

Факт административного правонарушения и вина ФИО1 в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, относимость и допустимость которых сомнения не вызывает, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.07.2021, распоряжением главы администрации МО Черкутинское от 20.11.2020 № 50-р, документацией об электронном аукционе на приобретение в муниципальную собственность муниципального образования Черкутинское Собинского района жилого помещения (одной квартиры) по муниципальной адресной программе «Переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда муниципального образования Черкутинское Собинского района», контрактом №Ю-03/200 от 21 декабря 2020 года, актом приема-передачи от 21.12.2020 и другими материалами дела.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Всем доказательствам дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. В силу требования ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее и его виновность, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Приведенными доказательствами объективно подтверждается, что ФИО1, являясь главой администрации муниципального образования Черкутинское Собинского района Владимирской области и должностным лицом, ответственным за утверждение документации об электронном аукционе на приобретение в муниципальную собственность муниципального образования Черкутинское Собинского района жилого помещения (одной квартиры) по муниципальной адресной программе «Переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда муниципального образования Черкутинское Собинского района», не соблюла требования законодательства при утверждении аукционной документации, выразившееся в применении иного метода при наличии возможности применить метод сопоставимых рыночных цен, который является приоритетным.

Квалификация действий ФИО1 по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ дана верно.

Доводы ФИО1 и её защитника относительно того, что применение заказчиком метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) при определении начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) не является приоритетным и обязательным, а также невозможности применения метода сопоставимых цен на момент утверждения документации ввиду отсутствия наличия трех коммерческих предложений от участников закупки, являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм права и разъяснений государственных органов. Из представленных суду материалов следует, что администрация муниципального образования Черкутинское Собинского района не обращалась к интернет-сайтам и не использовала размещенную на них ценовую информацию. Вместе с тем, осуществление сбора и анализа сведений о рынке и ценах на идентичные товары в сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и финансовых условиях поставок входит в обязанности заказчика. Информация о количестве объектов, их характеристиках размещена в свободном доступе на сайтах агентств. Соответственно администрации муниципального образования Черкутинское Собинского района следовало убедиться о наличии (отсутствии) предложении, количестве объектов, их стоимости и характеристиках. Доказательств использования информации (скриншотов о наличии или отсутствии) с интернет-сайтов в ходе проверки администрацией муниципального образования Черкутинское Собинского района не представлено. Выявленные нарушения допущены при утверждении аукционной документации должностным лицом.

Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности нарушен не был.

Нарушений процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях, которые могли бы безусловно повлечь отмену либо изменение состоявшегося постановления, не допущено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом.

Сроки давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены в соответствии с требованиями ст. 4.5 КоАП РФ.

Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены постановления начальника Контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области П.С.А.NN-КРИ-06-01 от 18.08.2021 о назначении административного наказания не имеется.

Вместе с тем считаю возможным изменить оспариваемое постановление в части примененной меры ответственности, заменив административный штраф предупреждением.

В силу ч.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с целями административного наказания, перечисленными в ст.3.1 КоАП РФ, устанавливаемые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.

Частью 3.5 ст.4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

На основании ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно ч.3 ст.3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие вредных последствий, факт совершения подобного правонарушения впервые, принцип соразмерности наказания совершенному правонарушению, а также учитывая, что ФИО1 является работником некоммерческой организации (ст. 6 БК РФ), прихожу к выводу, что в рассматриваемом случае назначенное ФИО1 наказание в виде предупреждения будет отвечать принципам разумности и справедливости, соответствовать тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление начальника Контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области П.С.А.NN-КРИ-06-01 от 18.08.2021 о назначении административного наказания подлежит изменению в части меры административной ответственности с назначением должностному лицу - главе администрации муниципального образования Черкутинское Собинского района Владимирской области ФИО1 административного наказания в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.8. КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника Контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области П.С.А.NN-КРИ-06-01 от 18.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы администрации муниципального образования Черкутинское Собинского района Владимирской области ФИО1 изменить, заменить главе администрации муниципального образования Черкутинское Собинского района Владимирской области ФИО1 административное наказание на предупреждение.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Жалобу главы администрации муниципального образования Черкутинское Собинского района Владимирской области ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения.

Судья И.Г. Тимофеева