ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-44/2022 от 30.05.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Дмитриев С.Р. Дело № 21-272/2022 (№ 12-1-44/2022)

64RS0010-01-2021-016113-06

РЕШЕНИЕ

30 мая 2022 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Домнина А.В.,

при секретаре судебного заседания Мухиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ) ФИО1 на решение Вольского районного суда Саратовской области от 18 марта 2022 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям ФИО2 от 25 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям ФИО2 от 25 ноября 2021 года ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ признанно виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Вольского районного суда Саратовской области от 18 марта 2022 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Защитник ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит решение районного суда, постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов указано на отсутствие состава административного правонарушения, а именно отсутствие вины ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ; истечение срока привлечения к административной ответственности; нарушение правил территориальной подсудности рассмотрения дела. Так, ЖКС № 12 (г. Саратов) филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ЦВО является обособленным подразделением, сведения в ЕГРЮЛ о нем как о юридическом лице отсутствуют. Согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, адрес места нахождения ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ: <...>, а адрес места нахождения филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ЦВО: <...>.

В возражениях на жалобу государственный инспектор Российской Федерации в области окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской области ФИО2 указывает на законность постановленного судебного акта.

В судебном заседании защитник ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил отменить решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 09 марта 2022 года.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, проверив законность постановленного судом решения, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

В силу пункта 1 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Согласно части 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Пунктом 2 статьи 69.2 указанного закона установлено, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведённой Военной прокуратурой Саратовского гарнизона проверки установлено, что в соответствии с актом приёма-передачи от 25 апреля 2017 года № 2/ВКХ ЖКС № 12 принят на оперативное управление объект недвижимого имущества – станция очистки сточных вод г/п 2 в г. Вольск – 18, Вольского района Саратовской области, в/г № 2.

На объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду осуществляется хозяйственная деятельность по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации).

Эксплуатируемый ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ВКС ЖКС № 12 объект подлежит постановке на учёт как самостоятельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Ответственным за соблюдение указанных выше требований законодательства является юридическое лицо - ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ.

Оставляя постановление должностного лица без изменения, судья районного суда исходил из того, что государственным инспектором правильно оценены действия юридического лица ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по статье 8.46 КоАП РФ как невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Однако доводы жалобы о рассмотрении дела об административном правонарушении с нарушением правил подсудности заслуживают внимания в виду следующего.

Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Из правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года № 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П следует, что решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

Аналогичная правовая позиция отражена в пункте 56 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020 год).

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Как следует из разъяснения, содержащегося в подпункте «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены (пп. «з» п. 3 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

В вину ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ вменено совершение административного правонарушения путем бездействия, выразившегося в невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Ответственным за соблюдение указанных выше требований законодательства является юридическое лицо - ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, юридический адрес которого: <...>.

Как следует из Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, учреждение имеет 13 филиалов, в том числе филиал ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по Центральному военному округу.

Согласно положению о Жилищно-коммунальной службе № 12 (г. Саратов) филиала ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по Центральному военному округу (далее ЖКС № 12 (г. Саратов) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЦВО), в эксплуатации которого находится объект подлежащий постановке на учёт как самостоятельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, ЖКС № 12 (г. Саратов) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЦВО является обособленным структурным подразделением Филиала, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим его функции или их часть в соответствии с Уставом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, положением о Филиале и настоящим Положением, утвержденным ВрИО начальника филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ЦВО 01 июня 2019 года.

Адрес места нахождения филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ЦВО: <...>.

Таким образом, приведенные обстоятельства не были учтены судьей районного суда.

В силу пункта 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

При таких обстоятельствах решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 18 марта 2022 года не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело с жалобой ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям ФИО2 от 25 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ направлению на новое рассмотрение по подсудности в Кировский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 18 марта 2022 года по жалобе ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям ФИО2 от 25 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ - отменить.

Дело об административном правонарушении с жалобой ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям ФИО2 от 25 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ направить в Кировский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области (<...>).

Судья А.В. Домнина