ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-48/2021 от 19.01.2021 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 12-1-48/2021

Решение

(Энгельсский районный суд Саратовской области

<...> индекс 413100)

19 января 2021 года город Энгельс

Судья Энгельсского районного суда Саратовской области Нуждин С.В., рассмотрев жалобу юридического лица, - войсковой части 3731 (далее по тесту – в/ч 3731) на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям № 1-287/2020 от 27 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям № 1-287/2020 от 27 октября 2020 года юридическое лицо в/ч 3731 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, в/ч 3731 обратилась с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить. Не оспаривая наличие административного правонарушения, указывает на отсутствие вины со стороны юридического лица в совершении административного правонарушения, которое предприняло все зависящие от него меры. Наличие состава административного правонарушения обусловлено ненадлежащим исполнением должностными лицами, - внештатным экологом в/ч 3731 - начальником квартирно-эксплуатационной службы тыла капитаном ФИО1, начальником автомобильной и электрогазовой службы тыла в/ч 3137 капитаном ФИО2, заместителем командира войсковой части 3731 по тылу майором ФИО3 своих служебных обязанностей. При этом, при рассмотрении настоящего дела государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО4 были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, выразившееся в не рассмотрении ходатайства представителя войсковой части 3731 об освобождении в/ч 3731 от административной ответственности.

В судебном заседании представитель войсковой части 3731 ФИО5 доводы жалобы, по изложенным в ней обстоятельствам поддержал в полном объеме.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, нахожу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям № 1-287/2020 от 27 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлению без изменения, жалобу без удовлетворения, исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью третьей ст. 30.6 Кодекса - судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью 1 статьей ст. 8.2 КоАП РФ установлено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Пунктом 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 данной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления на почву.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

На основании ч. 1. ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 4, 5, 7, 9, 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование. обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда ли здоровью граждан, вреда животным, растениям я окружающей среде» потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару. Сбор отработанных &apos;«содержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации. Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производи в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключай — повреждение тары.

Пунктом 30 части 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 59-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее 99-ФЗ), установлено, что на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности необходимо получение лицензии.

В соответствии с п. 3.1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года №458-ФЗ внесении изменений в федеральный закон «об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов Т - TV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается». В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно положениям СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), должна иметь искусственное водонепроницаема химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическую плитку и т.д.).В силу ст. 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-03 «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы

Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения уставшие Правительством Российской Федерации.

Из пункта 3 правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения») следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами черных металлов, образовавшимися у них в процессе производства и потребления ими приобретенными, и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

Согласно пункту 1 Единого типового устава органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25.07.2016 №6 (далее - Единый типовой устав) единый типовою устава органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации определяет назначение, основные задачи, функции, прав положение органов управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации.

Пунктом 3 Единого типового устава установлено, что воинская часть в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся установленной области деятельности, и настоящим Единым типовым уставом.

В соответствии с п. 14.16 Единого типового устава Воинские части в соответствии с их служебно-боевым предназначением планируют и организуют мероприятия, направленные на охрану окружающей среды.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) еной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы, в том числе г земли, почва.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв плодородия (п. 1 ст. 13 ЗК РФ); защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, в результате которых происходит деградация земель (п. 2 ст. 13 ЗК РФ); ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель (п. 4 ст. 13 ЗК РФ).

На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участке, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не до.; наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв, а также иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Судом установлено, что военной прокуратурой Саратовского гарнизона 22 сентября 2020 года проведена проверка исполнения законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве в области обращения с отходами войсковой частью 3731 по адресу: Саратовская область. Энгельсский район, пос. Прибрежный.

Проверкой установлено, что войсковая часть 3731 (Объект 63-0164-001650-П) является объектом негативного воздействия на окружающую среду 3 категории. В результате деятельности войсковой части образуются отходы I-V класса опасности, люминесцентные лампы, аккумуляторные батареи автомобильные, отработанные покрышки, лом черного металла и т.д.

В нарушение действующего законодательства воинской частью 3731 не заключены договоры со специализированными организациями на вывоз отходов I-V класса опасности. Накопление отработанных люминесцентных ламп в нарушение требований осуществляется в подвале склада КЭС в коробке. Накопление отходов, а именно лома черных металлов и автомобильных покрышек, осуществляется на грунте.

Вина войсковой части 31731 подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которые получили оценку в совокупности с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.

Наказание войсковой части 3731 назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 8.2 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении вынесено с соблюдением срока давности привлечения войсковой части 3731 к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.

Доводы жалобы о существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, выразившееся в не рассмотрении ходатайства о фактическом прекращении в отношении производства по делу нахожу несостоятельными, поскольку данный вопрос разрешает не в порядке ходатайства, в по итогам рассмотрения дела по существу с вынесением постановления в порядке главы 29 КоАП РФ..

Относительно виновности иных лиц в совершении административного правонарушения, то данный довод нахожу основанным на неверном токовании положения КоАП РФ.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть2).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (часть3)

Исходя из положений статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление и решение по делу об административном правонарушении выносятся исключительно в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и не могут содержать выводов о виновности иных лиц, производство по делу в отношении которых не осуществлялось, поскольку иное означало бы выход за рамки установленного статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предмета доказывания по делу об административном правонарушении.

Таким образом, суд при рассмотрении настоящего дела не вправе входить в обсуждение виновности кого либо из иных лиц в совершении административного

правонарушения.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления, прихожу к выводу, что существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и принять по нему оспариваемое постановление должностным лицом, не допущено, а потому оснований для отмены постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям № 1-287/2020 от 27 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица, - войсковой части 3731, - оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья: (подпись)

Верно.

Судья: С.В.Нуждин

19 января 2011 года.