ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-52/20 от 01.06.2020 Вольского районного суда (Саратовская область)

Дело № 12-1-52/2020

УИД 64RS0010-01-2020-000572-03

РЕШЕНИЕ

01 июня 2020 года г. Вольск

Судья Вольского районного суда Саратовской области Крапивин А.А., рассмотрев жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управления» Министерства обороны Российской Федерации на постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по Саратовской области Волковой Е.Ю. от 03 марта 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным государственным инспектором РФ в области окружающей среды по Саратовской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям от 03 марта 2020 года Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управления» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Правонарушение выразилось в том, что твердые коммунальные отходы на территории контейнерных площадок, расположенных вблизи домов №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14 по ул. Дачной военного городка № 7 г. Вольск-17 складированы на грунте, то есть сами контейнерные площадки не оборудованы твердым покрытием и разнесены ветром по окружающей территории, что свидетельствует о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.

На данное постановление ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ подана жалоба, в котором заявитель полагает, что вынесенное постановление является незаконным, необоснованным и просит его отменить. Заявитель указывает, что не является собственником твердых коммунальных отходов (ТКО). В декабре 2017 года по результатам конкурсного отбора АО «Управление отходами» заключило соглашение с Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (зона деятельности 1). 15 мая 2019 вынесено единоличное решение собственниками всех жилых помещений в домах со 100 % долей собственности Министерство обороны РФ, согласно которому, наниматели служебных помещений многоквартирных жилых домов с 01 января 2019 года перешли на прямые договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. 20 мая 2019 года учреждение направило в адрес АО «Управление отходов» письмо о расторжении с 01 июня 2019 года договора о вывозе отходов в связи с принятым решением собственника. Таким образом, ответственным за соблюдение норм, является АО «Управление отходами», которое непосредственно имеет статус регионального оператора в области обращения с отходами. Кроме того, указывает, что из представленных фотографий невозможно определить место совершения административного правонарушения, ввиду отсутствия приложенных географических координат, а также возбуждения дела об административном правонарушении, на основании справки-доклада, является незаконным, в связи с тем, что отсутствовало распоряжение на проведение проверки, так как проверка проводилась в отношении ООО «Днепр Смоленский регион».

В судебном заседании представитель юридического лица, привлеченного к административной ответственности, доводы жалобы поддержал в полном объеме, дав пояснения аналогичные по содержанию поданной жалобе.

Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. (статья 26.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в связи с тем, что нарушены правила содержания контейнерных площадок, предназначенных для хранения твердых коммунальных отходов, расположенных вблизи многоквартирных домов по ул. Дачной военного городка № 7 г. Вольск-17.

Статьей 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным Кодексом РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

При этом собственники помещений в многоквартирном доме согласно статье 39 Жилищного Кодекса РФ несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Исходя из положений жилищного законодательства собственники для управления многоквартирным домом и содержания общего имущества многоквартирного дома вправе заключить договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. (статья 162 Жилищного Кодекса РФ).

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений действующего законодательства обязанность по содержанию контейнерных площадок, предназначенных для хранения твердых коммунальных отходов, может быть возложено на управляющую компанию только в случае если данные контейнерные площадки относятся к общему имуществу многоквартирного дома и заключен соответствующий договор по управлению многоквартирным домом, предусматривающий выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе контейнерных площадок.

Из материалов дела следует, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на основании лицензии, выданной государственной жилищной инспекции в Саратовской области, а также заключенного договора на управление жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ от 13.09.2017 № 3-УЖФ-1, осуществляет управление многоквартирными домами №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14 по ул. Дачной военного городка № 7 г. Вольск-17 Саратовской области.

Согласно договору от 13.09.2017 № 3-УЖФ-1 заключенному между Министерством обороны РФ и ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ управляющая организация обязана обеспечивать содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда с техническими соглашениями, заключенными с заказчиками.

В приложении № 2-4 к договору сторонами определен перечень услуг по содержанию и текущему ремонту объектов жилищного фонда, переданного в управлении Управляющей организации. При заключении договора сторонами было согласовано, что Управляющая организация осуществляет обслуживание мусоропроводов многоквартирных домов (п. 2.1.2.2.), а также осуществляет вывоз ТБО (п. 2.1.4).

В целях осуществления вывоза ТБО между ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ и АО «Управление отходами», являющимся региональным оператором, был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Единоличным решением собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Министерства обороны РФ от 15 мая 2019 года принято решение нанимателям служебных помещений многоквартирных жилых домов с 01 января 2019 года перейти на прямые договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом принято решение о внесении изменении в договор управления жилищным фондом в части предоставления перечня коммунальных услуг.

Таким образом, собственником жилых помещений принято решение об изменении в договор управления жилищным фондом, и с 01.01.2019 у ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ отсутствует обязанность по вывозу ТБО многоквартирных домов №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14 по ул. Дачной военного городка № 7 г. Вольск-17 Саратовской области.

Учитывая, что в связи с изменением условий договора управления жилищным фондом ФГБУ «ЦЖКУ» с 01 июня 2019 года расторгло договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Управление отходами», поскольку в соответствии с положениями жилищного законодательства региональный оператор перешел на прямые договора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из положений договора от 13.09.2017 № 3-УЖФ-1 на управляющую компанию ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не возложена обязанность по содержанию контейнерных площадок, предназначенных для хранения твердых коммунальных отходов.

При этом согласно актов приема-передачи многоквартирных домов в управления от 31 октября 2017 года, являющихся приложением к договору от 13.09.2017 № 3-УЖФ-1, в перечне имущества многоквартирных домов контейнерные площадки, предназначенные для хранения твердых коммунальных отходов не поименованы и, соответственно, для обслуживания Управляющей компании как общее имущество многоквартирных домов не передавалось.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, что контейнерные площадки, предназначенные для хранения твердых коммунальных отходов, расположенные вблизи домов №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14 по ул. Дачной военного городка № 7 г. Вольск-17 относятся к общему имуществу многоквартирного дома, и на Управляющую компанию возложена обязанность по их содержанию.

Учитывая, что обязанность по содержанию контейнерных площадок и вывозу твердых коммунальных отходов на момент проверки 24.09.2019 у ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не имелось, прихожу к выводу, что вывод должностного лица о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ является необоснованным.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по Саратовской области Волковой Е.Ю. № 1-026/2020 от 03 марта 2020 года о привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управления» Министерства обороны РФ удовлетворить.

Постановление государственного старшего государственного инспектора РФ в области окружающей среды по Саратовской области Волковой Е.Ю. № 1-026/2020 от 03 марта 2020 года по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управления» Министерства обороны РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.А. Крапивин