ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-54/2021 от 02.12.2021 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 12-1-54/2021

УИД 73RS0024-01-2021-000742-94

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

02 декабря 2021 года р.п. Ишеевка

Судья Ульяновского районного суда Ульяновской области Трубачёва И.Г.,

при секретаре Маскиной Т.А.,

рассмотрев жалобу Муниципального казенного предприятия «Комбытсервис» Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области на постановление №*** по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Яшиной Н.В. от *** года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №*** по делу об административном правонарушении, вынесенным государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Яшиной Н.В. от *** года, на Муниципальное казенное предприятие «Комбытсервис» Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области (далее сокращенно- МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» Ульяновской области) наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» Ульяновской области, будучи не согласным с указанным постановлением, обратилось в суд с жалобой об отмене этого постановления и прекращения производства по делу вследствие отсутствия состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, указав в обоснование, что основанием для привлечения предприятия к административной ответственности явилось осуществление хозяйственной деятельности за период с 00 ч. 01 мин. 10.04.2019 по 02.06.2021 года с нарушением требований природоохранного законодательства- неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления. Однако, вышеуказанные обязанности на МКП «Комбытсервис» не могут быть возложены. МКП «Комбытсервис» пользовалось полигоном ТБО в силу договора на право безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 21.04.2014 года. Собственник полигона- Муниципальное образование «Цильнинский район» в лице Управления имуществом и по земельным отношениям администрации МО «Цильнинский район»- передало полигон ТКО МКП «Комбытсервис» в безвозмездное пользование на срок 5 лет с момента заключения договора. Таким образом, МКП «Комбытсервис» имело права пользования полигоном ТБК до 20.04.2019 года. С 01.01.2018 года Распоряжением Губернатора Ульяновской области был определен региональный оператор по сбору ТКО на территории МО «Цильнинский район». За период 2019-2020г.г. на вышеназванный полигон отходы I-IV класса опасности не размещались. Вывод оспариваемого постановления о том, что МКП «Комбытсервис» до настоящего времени эксплуатирует полигон, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Фактом, подтверждающим вывод объекта из эксплуатации, является истечение срока действия договора на право безвозмездного пользования муниципальным имуществом от *** года. 12.02.2019 года на полигоне проведена проверка Росприроднадзором по Ульяновской области, о чем составлен акт № ***, которым установлено, что с 01.01.2019 года сбор, вывоз и хранение ТБО передан распоряжением Губернатора Ульяновской области региональному оператору по обращению СТКО ООО «Горкомхоз». В связи с этим полномочия района по сбору и хранению ТКО прекращены. В период с 14.05.2021 года по 28.05.2021 года на полигоне была проведена плановая выездная проверка Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, из акта проверки № *** от *** года следует, что на момент проведения проверки срок действия договора на право безвозмездного пользования муниципальным имуществом от *** года истек. Полигон ТКО закреплен на праве оперативного управления за МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» на основании постановления администрации МО «Цильнинский район» от *** года № ***. Однако, данное постановление в МКП «Комбытсервис» на электронную почту предприятия поступило 04.05.2021 года. Согласно Указу Президента РФ от 23.04.2021 года № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года» с 4 мая по 07 мая 2021 года были установлены нерабочие дни. Также были выходными днями 8,9 и 10 мая. И, следует считать, что данное постановление поступило на предприятие 11.05.2021 года. Акт приема-передачи полигона обоюдно подписано лишь 01.07.2021 года. Также из данного акта следует, что в ходе осмотра установлено, что объект обращения с отходами не функционирует. Поскольку с 01.01.2019 года полигон не функционировал, вести учет отходов от полигона ТБО не было необходимости. А учет отходов от производства МКП «Комбытсервис» на предприятии ведется постоянно. В настоящее время для данных целей заключен договор с ООО «Компания Приор». О сдаче отходов в данное общество имеется акт выполненных работ, в котором указаны: наименование, количество, цена и сумма отходов. Предварительно учет отходов ведется в специально заведенном журнале. Поскольку МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» с 01.01.2019 года на полигоне не осуществляет производственную деятельность, с 20.04.2019 года истек срок договора на право безвозмездного пользования муниципальным имуществом- полигоном ТБО, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Яшиной Н.В. от *** года № *** в отношении МКП «Комбытсервис» является незаконным и необоснованным, в действиях МКП «Комбытсервис» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, что является обстоятельством, исключающим производство по административному правонарушению.

Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» Ульяновской области Мигукова И.В. в судебное заседание не явилась, извещена, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя, жалобу поддерживает.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 10 ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" (действующего в спорный период) учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом за учетный период.

В пункте 6 Порядка указано, что данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку).

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом (пункт 7 Порядка).

Данные учета в области обращения с отходами должны содержать: а) титульный лист, оформляемый в свободной форме; б) данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года (пункт 8 Порядка).

Таким образом, обязанность по учету отходов возложена на всех хозяйствующих субъектов, если в процессе их деятельности образуются опасные отходы или если они осуществляют иную деятельность по обращению с отходами. Ведение журналов по установленной форме предусмотрено как в письменном, так и в электронном виде. Данные учета обобщаются по итогам кварталов, а также календарного года. Журнал учета движения отходов является документом, подтверждающим объем размещенных отходов.

Установлено, что на основании приказа от *** N *** Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям провело плановую выездную проверку МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» Ульяновской области на предмет установлении факта соблюдения (несоблюдения) требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды (федеральный государственный экологический надзор, в том числе: государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный земельный надзор). Выявленные в ходе проверки нарушения обязательных требований природоохранного законодательства административный орган зафиксировал в акте проверки от *** N ***.

Результаты проверки послужили основанием для составления в дальнейшем в отношении МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» Ульяновской области протокола №*** от *** года, которым юридическому лицу вменено нарушение ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Как следует из постановления от ***, в вину МКП «Комбытсервис» вменено то, что указанное юридическое лицо в период с 10.04.2019 по 02.06.2021 по адресу: ***, осуществляло хозяйственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства -неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

В частности, МКП «Комбытсервис» учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в установленном порядке не велся за I, II, III, IV кварталы 2019 года и I, II, III кварталы 2020 года.

При этом указано, что МКП «Комбытсервис» осуществляет деятельность на объекте II категории: полигон ТБО, расположенном по адресу: ***.

Из материалов дела усматривается, что полигон ТБО, расположенный по адресу: *** с 27.12.2010 находится в собственности МО «Цильнинский район» Ульяновской области.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2015 №164 полигон ТБО включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).

Согласно договору на право безвозмездного пользования муниципальным имуществом от *** заключенному между Управлением муниципальным имуществом и по земельным отношениям МО «Цильнинский район» Ульяновской области и МКП «Комбытсервис», полигон ТБО передан в безвозмездное пользование МКП «Комбытсервис».

При этом срок действия указанного договора составлял 5 лет с момента его заключения, и на 20.04.2019 срок его действия истек.

С 01.01.2018 года Распоряжением Губернатора Ульяновской области был определен региональный оператор по сбору ТКО на территории МО «Цильнинский район».

Фактом, подтверждающим вывод объекта из эксплуатации, является истечение срока действия договора на право безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 21.04.2014 года. 12.02.2019 года на полигоне проведена проверка Росприроднадзором по Ульяновской области, о чем составлен акт № 24, которым установлено, что с 01.01.2019 года сбор, вывоз и хранение ТБО передан распоряжением Губернатора Ульяновской области региональному оператору по обращению СТКО ООО «Горкомхоз». В связи с этим полномочия района по сбору и хранению ТКО прекращены.

Достаточных и достоверных доказательств того, что МКП «Комбытсервис» вело деятельность на полигоне в течении всего указанного в постановлении периода, материалы дела не содержат и таких доказательств суду не предоставлено.

Поскольку МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» с 01.01.2019 года на полигоне не осуществляет производственную деятельность, с 20.04.2019 года истек срок договора на право безвозмездного пользования муниципальным имуществом- полигоном ТБО, то при таких обстоятельствах МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» не может нести административную ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление №*** по делу об административном правонарушении от *** года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Яшиной Н.В. в отношении МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» Ульяновской области по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу-прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.1-30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление №*** по делу об административном правонарушении от *** года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Яшиной Н.В. в отношении МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» Ульяновской области по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба в Ульяновский областной суд через Ульяновский районный суд Ульяновской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.Г.Трубачёва