ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-58/20 от 20.07.2020 Горномарийского районного суда (Республика Марий Эл)

дело № 12-1-58/2020РЕШЕНИЕ

г. Козьмодемьянск 20 июля 2020 г.

Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл Айплатов Н.М.

рассмотрев жалобу главы Озеркинской сельской администрации муниципального образования «Озеркинское сельское поселение» Бухоновой В.Д. на постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Горномарийского муниципального район и <адрес> «<адрес>» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,

установил:

Постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Горномарийского муниципального район и <адрес> «<адрес>» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ глава Озеркинской сельской администрации муниципального образования «Озеркинское сельское поселение» Бухонова В.Д. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

ФИО1, не согласившись с постановлением, обратилась в Горномарийский районный суд РМЭ с жалобой, указав, что указанное постановление является незаконным. Нарушение, связанное с необеспечением очистки от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделение леса противопожарной минерализированной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером около д.Красное Иваново, по её мнению имело место по причине ведения на территории Республики Марий Эл ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и закрытием предприятий на карантин, а также отсутствием технических и финансовых возможностей администрации Озеркинского сельского поселения. Несмотря на затруднительное финансовое положение, отсутствие в бюджете Озеркинского сельского поселения бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по противопожарной безопасности, ДД.ММ.ГГГГ были приняты меры по устранению нарушения требований пожарной безопасности, а именно на участке примыкающего к лесному массиву <адрес> проведена опашка минполос. На момент вынесения постановления выявленное нарушение было устранено. Просит отменить обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить за малозначительностью совершенного правонарушения.

Заявитель ФИО1 в суде поддержала изложенные доводы жалобы, просила ее удовлетворить. Просила отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. Дополнительно пояснила, что из-за введенных ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, сходом снежного покрова примерно в середине апреля 2020 года, и нахождением <адрес> на низине, отсутствия технической возможности произвести минерализированную полосу, администрация Озеркинского сельского поселения не имела возможности отделить лес противопожарной минерализированной полосой около д.Красное Иваново. Вместе с тем, после улучшения погодных условий, с использованием трактора ООО «Клен» ДД.ММ.ГГГГ была проведена противопожарная минерализированная полоса в целях соблюдения требований правил пожарной безопасности.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснил, что работает трактористом ООО «Клен». Примерно до ДД.ММ.ГГГГ все работники их организации находились на самоизоляции. После ДД.ММ.ГГГГ им разрешили выйти на работу. До ДД.ММ.ГГГГ около д.Красное Иваново противопожарная минерализированная полоса не была проложена в связи с тем, что местность вокруг д.Красное Иваново, находится в низине, болотистое, проезд на тракторе был невозможен. После появления такой возможности, им была проведена противопожарная минерализированная полоса.

Представитель отдела надзорной деятельности и профилактической работы Горномарийского муниципального район и <адрес> «<адрес>» ФИО4 с доводами жалобы не согласился. Просил постановление должностного лица оставить без изменения, в удовлетворении жалобы - отказать.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения /ПБ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного Главным государственным инспектором Горномарийского муниципального район и <адрес> «<адрес>» по пожарному надзору ФИО2 в отношении Озеркинской сельской администрации муниципального образования «Озеркинское сельское поселение», в ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки населенных пунктов (граничащие с лесными массивами) за выполнение требований пожарной безопасности, выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- в период схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и формы собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующие и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу обеспечивают её чистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером (в д. Красное Иваново, граничащая с лесным массивом не выполнены вышеперечисленные мероприятия) в нарушение п. 72 (3), Правил пожарного режима в РФ .

В результате выявленных нарушений к административной ответственности за нарушение изложенных требований пожарной безопасности привлечена глава Озеркинской сельской администрации муниципального образования «Озеркинское сельское поселение» ФИО1, действия ФИО1 квалифицированы по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении нашел подтверждение факт совершения ФИО1 нарушения, изложенного в протоколе об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, за которые заявитель подвергнута административному наказанию по постановлению начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Горномарийского муниципального район и <адрес> «<адрес>» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ

Так, материалами дела установлено, что в <адрес> граничащая с лесным массивом не выполнены требования в области пожарной безопасности, чем нарушен Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О противопожарной безопасности», п. 72.3 постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

Согласно п. 72.3 постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

На территории <адрес> постановлением администрации Горномарийского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ установлен с ДД.ММ.ГГГГ особый противопожарный режим.

Следовательно, ввиду выявления указанного нарушения требований пожарной безопасности в период установления особого противопожарного режима в действиях главы Озеркинской сельской администрации муниципального образования «Озеркинское сельское поселение» ФИО1 имеется формальный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Виновность ФИО1 подтверждается исследованными материалами дела: протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, с которой ознакомлено лицо, привлекаемое к административной ответственности, с выявленными нарушениями согласился.

Собранные по настоящему делу об административном правонарушении доказательства являются допустимыми, достоверными оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Допущенные нарушения заявителем не оспариваются.

Вместе с тем заслуживают внимания доводы заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ. Вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 21 Постановления N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 фактов наступления общественно-опасных последствий, вызванных правонарушением, повлекших существенное нарушение охраняемых общественных интересов не установлено. Как следует из материалов дела, пояснений ФИО1, свидетеля ФИО3, снежный покров около д.Красное Иваново Озеркинского сельского поселения <адрес> РМЭ сошел в середине апреля 2020 года. С учетом расположения д.Красное Иваново в болотистой местности, в низине, а также с учетом погодных условий возможность установления противопожарной минерализированной полосы возникла лишь ДД.ММ.ГГГГ, когда она была фактический выполнена. Данные обстоятельства материалами дела не опровергнуты.

При этом Указами Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 206, 2 апреля 2020 г. N 239, 28 апреля 2020г. №294 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с 30 марта по 11 мая 2020 г. включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе, по особому порядку передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств.

Указом Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 г. № 39 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями от 29 апреля 2020 г. № 93) до 11 мая 2020 г. включительно введен режим повышенной готовности на территории Республики Марий Эл, ограничено передвижение граждан.

Указанные фактические обстоятельства, связанные с наличием объективных причин, ограничивающих Озеркинское сельское поселение, в лице её главы, по выполнению требований пожарной безопасности, с учетом характера правонарушения, роли правонарушителя, устранившего выявленное нарушение при первой возникшей возможности, а также учитывая отсутствие вреда и негативных последствий, суд приходит к выводу о возможности применения в рассматриваемом деле положения ст.2.9 КоАП РФ, оценки правонарушения как малозначительного и освобождения ФИО1 от ответственности, с объявлением ему устного замечания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 2.9, 30.7, 30.11 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу главы Озеркинской сельской администрации ФИО1 удовлетворить.

Постановление начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Горномарийского муниципального район и <адрес> «<адрес>» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении должностного лица - ФИО1 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 204 КоАП РФ, в отношении должностного лица, ФИО1 прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, освободив ФИО1 от административной ответственности и объявив ей устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.М. Айплатов