№12-1-71/2020
66RS0035-01-2020-001349-80
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноуфимск 07 сентября 2020 года
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Терехиной Т.А., при секретаре Родионовой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Волковой Л. А. на постановление старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Охотникова С.Н. от 18 июня 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
определением старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Охотникова С.Н. от 12 мая 2020 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ и проведении административного расследования.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужило устное сообщение Волковой Л.А. о выпасе скота (коров) в водоохранной зоне ручья Калинкин Лог, протекающего по территории <адрес> вдоль земельного участка, расположенного по адресу: Красноуфимский район, пгт. Натальинск, <адрес>А (п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). Поскольку для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения, его фиксирования, юридической квалификации и процессуального оформления было необходимо проведение комплекса требующих значительных временных затрат процессуальных действий (выезд на место совершения административного правонарушения, фото- и видеофиксация данного места, определение ширины водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, установление личности собственников выпасаемого скота и др.) старшим государственным инспектором Отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Охотниковым С.Н. было принято решение о проведении административного расследования.
В силу ч. 6 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Согласно постановлению старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Охотникова С.Н. от 18 июня 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе Волкова Л.А. просит об отмене постановления должностного лица от 18.06.2020 года и направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что в п. Натальинске в двух местах установлены по 2 знака: «Водоохранная зона. Законодательством Российской Федерации установлен специальный режим осуществления хозяйственной деятельности», «Защитная прибрежная полоса. Законодательством Российской Федерации установлен специальный режим осуществления хозяйственной деятельности». На онлайн-карте «пгт. Натальинск Красноуфимский район Свердловская область карта России» явно просматривается водный объект «ручей Калинкин Лог». Кроме того, на карте видно, что данный водный объект, протекающий вдоль п. Натальинск, не является одной сплошной линией, а имеет множество ответвлений, а именно, втекающих в него ручьев, в том числе из-за рельефа местности ручьи вытекают и из лесного массива (лес расположен выше лога), то есть образует так называемую водную сеть и, соответственно, в силу ст. 65 Водного кодекса РФ, каждый втекающий в ручей Калинкин Лог ручеек имеет свою водоохранную зону, которая для данного конкретного ручейка будет являться одновременно и защитной прибрежной полосой с территорией, имеющей ряд ограничений по ведению хозяйственной деятельности с шириной 50 метров от берега ручейка в одну сторону и 50 метров в другую сторону, и так для каждого отдельного ручейка. Таким образом, территория, где протекает ручей Калинкин Лог, имеет определенный правовой статус, то есть является водоохранной зоной, одновременно защитной прибрежной полосой и в соответствии с установленным водным законодательством РФ. Не может быть шириной менее, чем 100 метров, а учитывая, что ручей Калинкин Лог – это водная система, состоящая из множества ручьев, - ширина водоохранной зоны будет составлять много более, чем 100 метров. По результату выезда 12.05.2020 года госинспектора Охотникова С.Н. ею была написана на него жалоба и по результатам проверки было возбуждено дело по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Кроме того, она обращалась в Красноуфимскую межрайонную прокуратуру, откуда получила ответ, что противоречит утверждениям Охотникова С.Н., что правонарушения им не обнаружено. Поскольку на территории ручья Калинкин Лог установлены и имеют место быть знаки «Водоохранная зона», «Защитная прибрежная полоса», на данной местности распространяется их действие, а лица, виновные в нарушении действующих правил и норм водного законодательства должны быть установлены и привлечены к административной ответственности.
В судебном заседании Волкова Л.А. жалобу поддержала, обосновала ее доводами, изложенными в жалобе, дополнительно показала, что в водоохранной зоне пасется крупный рогатый скот, каждый год организуется летний лагерь, устанавливается система «электронный пастух». Подвижки в этом вопросе есть, но ей хотелось бы навести порядок. Ее дом находится крайним в улице, к нему примыкает лагерь, природе наносится ущерб, все вытоптано, там находятся биологические отходы, каждый день приезжает трактор, привозит бочку с водой, потом приезжает машина, забирает аккумулятор, который заряжает «электронный пастух». Калинкин Лог впадает в р. Уфа, наносит ущерб природной среде.
В судебном заседании старший государственный инспектор Отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Охотников С.Н. с жалобой не согласился, просил постановление оставить без изменения, а жалобу Волковой Л.А. без удовлетворения, указав, что по устному обращению Волковой Л.А. было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ и проведено административное расследование. Он выехал на место, увидел знаки, о которых говорит Волкова Л.А. Стояла система «электронный пастух». Он произвел замеры, система «электронный пастух» установлена в 50 метрах от водоохранной зоны. Он выходил на улицу, где проживает Волкова Л.А., движения воды он не увидел, не мог посчитать 50 метров. Он направил запросы в Нижне-Обское бассейновое водное управление, руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, главе администрации МО Красноуфимский округ, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области для определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), ширины водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – ручья Калинкин Лог, получил ответы, что границы не определены, работы по определению границ запланированы на осень 2020 года, после чего эти данные будут вносить в Реестр. Знаки устанавливали примерно в 2014 году, но они нигде не обозначены и не закреплены. На месте он не увидел водоток, откуда нужно измерять водоохранную зону. Ручей Калинкин Лог протекает весной при таянии снега в течение 5 дней и прекращает движение. Знаки стоят, где имеется водная гладь, там все соблюдается, система «электронный пастух» установлена в 50 метрах.
Суд, выслушав Волкову Л.А., должностное лицо Охотникова С.Н., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Виды ограничений хозяйственной и иной деятельности в прибрежной защитной полосе установлены частями 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Как следует из п. 3 ч. 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос запрещается выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
В соответствии с п. 3, п. 5 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 г. № 17, границы водоохранных зон устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня подготовки сведений о границах направляют их в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос; в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно п.п. «б» п. 3 «Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 г. № 377, установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется, если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта.
В силу п.п. «а» п. 12 «Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения» органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) – в месячный срок со дня завершения таких работ.
Согласно п. 13, п. 14 «Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения» Федеральное агентство водных ресурсов в течение 5 рабочих дней после внесения в установленном порядке в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), содержащихся в результатах работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), направляет в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы или подведомственное ему государственное бюджетное учреждение, наделенное соответствующими полномочиями по решению такого органа, документ, содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).
Местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.
Как следует из материалов дела, госинспектором Охотниковым С.Н. в ходе проведения административного расследования направлялись запросы в Нижне-Обское бассейновое водное управление, руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, главе администрации МО Красноуфимский округ, в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области для определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), ширины водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – ручья Калинкин Лог.
Из ответа Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 25.05.2020 года следует, что сведения о местоположении береговой линии (границе водного объекта), о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы ручья Калинкин Лог, протекающего по территории Свердловской области, в государственном водном реестре отсутствуют.
Из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 05.06.2020 года № 26-27/14699 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о береговой линии (границах водного объекта) ручья Калинкин Лог.
Из ответа администрации МО Красноуфимский округ от 10.06.2020 года № 1994 следует, что сведения о местоположении береговой линии, ширине водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – ручей Калинкин Лог из Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в адрес администрации не поступали. Сведения о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – ручей Калинкин Лог на публичной кадастровой карте отсутствуют.
Согласно ответа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 18.06.2020 года № 12-01-82/10359 выполнение работ по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта – бассейн реки Уфа, к которому относится ручей Калинкин Лог, запланировано на ноябрь 2020 года.
В связи с чем, на момент проведения административного расследования должностным лицом, местоположение береговой линии (границы водного объекта), ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы ручья Калинкин Лог, не определены в установленном законом порядке.
Кроме того, при выезде на место предполагаемого административного правонарушения, его обследования, должностным лицом Охотниковым С.Н. в указанном заявителем месте, установлено, что там отсутствует единый водный объект (ручей). Вместо него обнаружены три небольших замкнутых водных объекта, не соединенные друг с другом, являющиеся озерами с площадью акватории менее 0,5 квадратных метра, течение (движение воды) отсутствует.
В соответствии с ч. 6 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.
В связи с чем, должностное лицо Охотников С.Н. пришел к правильному выводу, что для обнаруженных замкнутых водных объектов не устанавливаются водоохранная зона и прибрежная защитная полоса.
В судебном заседании не добыто доказательств того, что выпас сельскохозяйственных животных осуществлялся в границах водоохранных зон, в границах прибрежных защитных полос, в зоне действия знаков «Водоохранная зона», «Защитная прибрежная полоса».
В связи с чем, должностное лицо Охотников С.Н. установил, что по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует состав административного правонарушения, так как отсутствует обязательный элемент его объективной стороны – место совершения административного правонарушения (водоохранной зоны или прибрежной защитной полосы) и обоснованно прекратил производство по делу по данному основанию.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы Волковой Л.А. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Охотникова С.Н. от 18 июня 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу Волковой Л. А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд Свердловской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Терехина Т.А.