ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-77/20 от 23.11.2020 Инзенского районного суда (Ульяновская область)

Дело №12-1-77/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г.Инза, суд 23 ноября 2020 года

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Ахтямова А.М.,

при секретаре Трифоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление командира отделения ДПС ГИБДД МО МВД России «Инзенский» ФИО2 от 22.10.2020, которым

ФИО1, ***,

привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

у с т а н о в и л а:

Постановлением командира отделения ДПС ГИБДД МО МВД России «Инзенский» ФИО2 №18810073190000669161 от 22.10.2020 ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.12.37 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 рублей.

Согласно постановлению административное правонарушение выразилось в том, что 22.10.2020 в 13 час. 00 мин. в *** ФИО1, управляя транспортным средством автомашиной ***, государственный регистрационный знак ***, не выполнила обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, в нарушение Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Не соглашаясь с данным постановлением, ФИО1, в установленный законом срок, обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, указав, что при вынесении данного постановления было допущено существенное нарушение норм законодательства РФ. Согласно ст.105-107 Конституции РФ, ФЗ №5 от 14.06.1994 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов», Указа Президента РФ №763 от 23.05.1996, в Российской Федерации действуют только те законы и нормативно-правовые акты, которые прошли официальную процедуру принятия и опубликования согласно вышеуказанным нормам права. В противном случае нормативно-правой акт считается ничтожным, не имеющим юридической силы. При принятии, подписании и опубликовании ФЗ №40 от 25.04.2002 были допущены нарушения вышеуказанных правовых актов, фактически ФЗ №40 от 25.04.2002 является недействующим и юридически ничтожным.

Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 20.05.1992 №6-П и определению Конституционного суда РФ от 19.04.2001 №65-О, не могут применяться законы, а также любые иные нормативно-правовые акты, если они приняты и опубликованы с нарушением ч.3 ст.15 Конституции РФ. Таким образом, при создании постановления №18810073190000669161 за основу были взяты юридически ничтожные нормативно-правовые акты, что в свою очередь и само вышеуказанное постановление делает ничтожным. Просит отменить указанное постановление.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 доводы жалобы поддержала, в целом дав аналогичные пояснения в дополнение указала, что транспортное средство – автомашина *** принадлежит ее родственнику Ш.Р.И. Данным транспортным средством она управляет с разрешения собственника по договоренности, у нее имеются документы на указанное транспортное средство – свидетельство о регистрации транспортного средства, полиса ОСАГО у нее не имеется. Оформлялся ли собственником транспортного средства полис ОСАГО ей неизвестно, у нее такой полис отсутствует. Считает, что оформление полиса ОСАГО носит добровольный характер, а не обязательный. Ей такой полис не нужен. Просила постановление отменить.

Лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, ФИО2, будучи своевременно и надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, изучив материалы дела об административном правонарушении в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьей 12.37 КоАП РФ неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения, Правила), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

В силу пункта 2.1.1 Правил дорожного движения водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, в том числе, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В силу п.11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены данным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 указанной статьи.

Неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной статьей 4 указанного выше федерального закона, а также управление транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию, подлежит квалификации по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ").

В соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства собственником автомобиля *** государственный регистрационный знак *** является Ш.Р.И.

В судебном заседании достоверно установлено, что 22.10.2020 в 13 час. 00 мин. в *** ФИО1, управляла транспортным средством автомашиной ***, государственный регистрационный знак ***, не имея страхового полиса ОСАГО - обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства отсутствовало.

В соответствии с положениями ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении № АО №973598 от 22.10.2020, отвечающим требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, составленным при непосредственном обнаружении сотрудником ДПС достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения, и содержащим описание обстоятельств произошедших событий; постановлением по делу об административном правонарушении №18810073190000669161 от 22.10.2020, вынесенным в отношении ФИО1 в соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ, сведениями о привлечении к административной ответственности и иными материалами дела.

Допустимость и достоверность имеющихся доказательств сомнений у суда не вызывает.

Вопреки доводам заявителя, протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении, а также другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется.

ФИО1 в жалобе и в судебном заседании факт отсутствия страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства не оспаривает, вместе с тем, указывает на ничтожность вынесенного постановления, поскольку оно было вынесено на основании Федерального Закона №40 от 25.04.2002, при принятии, подписании и опубликовании которого были допущены нарушения официальной процедуры принятии и опубликования законов, вследствие чего он также является ничтожным.

Данный довод заявителя основан на ошибочном толковании правовых норм, и не является основанием для отмены вынесенного должностным лицом постановления, поскольку согласно ст.3 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

В соответствии со ст.9.1 «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны.

На "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающие введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер, акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат частью 1 статьи 102 и частью 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации о разъяснении постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, а также иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования).

Первоначальный текст федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 06.05.2002, N 18, ст. 1720, "Российская газета", N 80, 07.05.2002, "Парламентская газета", N 86, 14.05.2002.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 20.07.2020 N 212-ФЗ, вступили в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 20.07.2020). Начало действия редакции - 19.10.2020. Окончание действия редакции - 28.02.2021.

В Постановлении от 31 мая 2005 года N 6-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что введение Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" института обязательного страхования гражданской ответственности и распространение его на всех владельцев транспортных средств применительно к каждому транспортному средству, а также закрепление абзацами третьим и четвертым статьи 3, пунктами 1 и 2 статьи 4 и пунктом 3 статьи 32 названного Федерального закона обязанности страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимости использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность, не противоречат Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд считает, что ФИО1 обоснованно привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.12.37 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящего дела должностным лицом принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений в виновности лица, которые на основании ч.4 ст.1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу ФИО1, не установлено.

Административное наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ч.2 ст.12.37 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену постановления, судом не установлено.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Оснований для отмены либо изменения постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

р е ш и л а:

Постановление командира отделения ДПС ГИБДД МО МВД России «Инзенский» ФИО2 №18810073190000669161 от 22.10.2020 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 суток со дня его получения.

Судья