ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-78/20 от 14.07.2020 Вольского районного суда (Саратовская область)

64RS0010-01-2020-001191-86

ДЕЛО № 12-1-78/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2020 года г.Вольск

Судья Вольского районного суда Саратовской области Карпинская А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по жалобе АО «Управление отходами» на постановление административной комиссии администрации Вольского муниципального района Саратовской области № 20/2020 от 14 мая 2020 года,

установил:

постановлением административной комиссии администрации Вольского муниципального района Саратовской области № 20/2020 от 14 мая 2020 года Акционерное общество «Управление отходами» (далее по тексту – АО «Управление отходами») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных об административных правонарушениях на территории Саратовской области», и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, АО «Управление отходами» подало на него жалобу, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО (редакция от 02 июня 2020) «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» организация несанкционированной свалки отходов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В примечании к статье 8.2 названного закона указано, что к несанкционированной свалкой отходов в части 4 настоящей статьи признается место нахождения отходов производства и потребления площадью более 2 кв. метров, не обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Под организацией несанкционированной свалки отходов в части 4 настоящей статьи понимается сброс, складирование отходов производства и потребления в местах общего пользования вне специально отведенных мест.

Объективную сторону правонарушения составляют действия по организации несанкционированной свалки отходов.

Складирование твердых коммунальных отходов (далее по тексту – ТКО) осуществляется собственниками отходов, факт выброса либо складирования Региональным оператором отходов ничем не подтвержден. Ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу № 20/2020 от 14 мая 2020 года не указаны сведения, позволяющие сделать вывод о том, нарушение каких норм и правил законодательства в области строительства и благоустройства вменено региональному оператору. При этом в Решении Совета муниципального образования город Вольск от 26 декабря 2018 года № 7/4-32 изложены изменения в Правила благоустройства территории муниципального образования город Вольск (Правила благоустройства), где установлена обязанность собственников зданий (помещений в них) по участию в благоустройстве прилегающих территорий. Правилами благоустройства на территории муниципального образования город Вольск запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет произвести уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.

В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках удаление отходов производства и потребления и рекультивацию территорий свалок производить за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории в соответствии с Правилами благоустройства.

В соответствии с положениями статьи 8 закона №89-ФЗ с 01 января 2019 года органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО.

Органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 4.1 Устава Вольского муниципального района органы местного самоуправления Вольского муниципального района обладают, в том числе, полномочиями по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Вольского муниципального района. В развитие указанных полномочий администрацией Вольского муниципального района постановлением от 14 марта 2019 года №499 утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО, где собственниками мест накопления ТКО, расположенных на территории города Вольска, указана администрация Вольского муниципального района.

Транспортирование ТКО производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а так же п.2.2.1 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Как видно из постановления от 14 мая 2020 транспортирование ТКО от места накопления ТКО на территории Вольского муниципального района осуществляет ООО «Ситиматик».

Согласно определению понятия, которое дано в пункте 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, вывоз твердых коммунальных отходов - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест ( площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 13 Правил № 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Однако, как видно из обжалуемого постановления, региональный оператор признан виновным в совершении административного правонарушения в области строительства и благоустройства.

В связи с эти судья приходит к выводу об отсутствии в действиях регионального оператора состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных об административных правонарушениях».

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Таким образом, ввиду отсутствия в действиях АО «Управление отходами» состава вмененного ему административного правонарушения, производство по делу следует прекратить в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление административной комиссии администрации Вольского муниципального района Саратовской области № 20/2020 от 14 мая 2020 года о привлечении Акционерного общества «Управление отходами» по части 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных об административных правонарушениях на территории Саратовской области» отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

Жалобу Акционерного общества «Управление отходами» удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Вольский районный суд Саратовской области.

Судья Карпинская А.В.