ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-78/2021 от 11.10.2021 Горномарийского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-1-78/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Козьмодемьянск 11 октября 2021 года

Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл Михалкина В.А., с участием

лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1,

защитника - Ашпатрова Н.Н.,

рассмотрев жалобу работника контрактной службы администрации Муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО2 от 11 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.30 ч. 1.4 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей,

у с т а н о в и л а :

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО2 от 11 июня 2021 года работник контрактной службы администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.30 ч. 1.4 КоАП РФ - размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи.

В жалобе, поданной в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл, ФИО1 просит вышеуказанное постановление должностного лица отменить и производство по делу прекратить. Указывает, что требование к документации проверялась членами Единой комиссии при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе. Все участники представили документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов:

- выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Непредставления указанных документов и несоответствия заявок участников требованиям документации не выявлено.

Запросов на разъяснение документации по извещению об аукционе, о проведении закупки , в том числе по данному отграничению не поступало. Права участников не нарушены, так как они могли ознакомиться с требованиями использовав прикрепленный файл извещения.

Полагает, что правонарушение не повлекло негативных последствий, не причинило ущерба общественным и государственным интересам и, возможно применение по делу ст. 2.9 КоАП РФ и признать правонарушение малозначительным.

ФИО1 и ее защитник Ашпатров Н.Н. в судебном заседании доводы жалобы полностью поддержали. Пояснили, что не применение наименование объекта закупки в соответствии с КТРУ не повлияло на исход конкурса, необходимая техника была закуплена в соответствии с положениями Закона. Назначенное наказание полагали для заявительницы обременительным, которая имеет на иждивении 2 малолетних детей, выплачивает кредиты. Просили постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судья рассматривает дело в отсутствии представителя административного органа.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи.

Пунктом 10 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 17 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2015 г. N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (с изменениями и дополнениями), при формировании и размещении информации и документов в единой информационной системе, обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые формы документов. Требования к указанным формам, формированию и размещению информации и документов в единой информационной системе устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. При этом формирование и размещение электронных документов в единой информационной системе и иных информационных системах осуществляются с использованием единых форматов электронных документов и открытых форматов для обмена данными на основе расширяемого языка разметки (XML), которые разрабатываются и размещаются на официальном сайте единой информационной системы Федеральным казначейством.

Согласно п. 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 информация, включаемая в позицию каталога в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 настоящих Правил, подлежит применению со дня включения в каталог новой позиции каталога. При этом дата начала обязательного применения информации, предусмотренной подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 настоящих Правил, устанавливается уполномоченным органом не ранее 30 дней со дня включения в каталог новой позиции каталога.

В соответствии с п. 6 ст. 23 Федерального закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела Администрацией Горномарийского муниципального района проводились закупки на поставку автомобиля специального назначения для коммунального хозяйства - автомастерская (извещение от ДД.ММ.ГГГГ), на поставку ассенизаторской машины (извещение от I ДД.ММ.ГГГГ).

1. В единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) ДД.ММ.ГГГГ размещено извещение, подписанное электронной цифровой подписью работника контрактной службы главного специалиста отдела экономики ФИО1 о проведении электронного аукциона на поставку автомобиля специального назначения для коммунального хозяйства - автомастерская .

Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) 2 187 333,00 рублей.

Объект закупки автомобиль специального назначения для коммунального хозяйства относится к коду ОКПД2 ДД.ММ.ГГГГ.130 - средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог, который включен в Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В пункте 8 информационной карты документации об аукционе в электронной форме на поставку автомобиля специального назначения для коммунального хозяйства - автомастерская, утвержденной распоряжением администрации Горномарийского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ- Р, указано на установление в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.

В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 17 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ формирование и размещение электронных документов в единой информационной системе и иных информационных системах осуществляются с использованием единых форматов электронных документов и открытых форматов для обмена данными на основе расширяемого языка разметки (XML), которые разрабатываются и размещаются на официальном сайте единой информационной системы Федеральным казначейством.

В нарушение пункта 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона , сформированном с использованием функционала единой информационной системы в сфере закупок, указано, что ограничения и запреты не установлены.

2. В ЕИС ДД.ММ.ГГГГ размещено и подписано электронной цифровой подписью работника контрактной службы главного специалиста отдела экономики ФИО1 извещение о проведении электронного аукциона на поставку ассенизаторской машины №> 0, НМЦК - 2 910 000,00 рублей. '

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что Порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ассенизаторская машина относится к коду ОКПД 2 ДД.ММ.ГГГГ.130 средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог и включена в КТРУ код КТРУ ДД.ММ.ГГГГ.130-00000012 (код укрупненной позиции).

По мнению должностного лица в нарушение пункта 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в извещении о проведении электронного аукциона на поставку ассенизаторской машины не применен код КТРУ ДД.ММ.ГГГГ.130-00000012.

Позиция КТРУ с кодом ДД.ММ.ГГГГ.130-00000012 содержит указание на наименование объекта закупки - средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог.

В нарушение пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, при извещении о проведении электронного аукциона не применено наименование объекта закупки в соответствии с КТРУ.

Должностное лицо пришло к выводу, что ФИО1 в ЕИС размещалась информация и документы с нарушением требований законодательства.

Вывод должностного лица о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ суд считает правильным.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст.ст.7.29- 7.32 ККоАП РФ несут ответственность как должностные лица.

В соответствии с постановлением администрации Горномарийского муниципального района РМЭ от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 включена в состав контрактной службы администрации.

Должностным лицом УФАС по РМЭ в действиях работника контрактной службы администрации Горномарийского муниципального района ФИО1 обосновано установлено нарушение, выразившееся в неприменении кода КТРУ ДД.ММ.ГГГГ.130-00000012 в извещении о проведении электронного аукциона "на поставку ассенизаторской машины . Позиция КТРУ с кодом ДД.ММ.ГГГГ.130-00000012 содержит указание на наименование объекта закупки - средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог.

Виновность ФИО1 как должностного лица, ответственного за соблюдение названных сроков направления информации, подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг.; документацией об аукционе в электронной форме на поставку ассенизаторской автомашины от ДД.ММ.ГГГГг., согласно которой в извещении о проведении электронного аукциона на поставку ассенизаторской машины не применен код КТРУ ДД.ММ.ГГГГ.130-00000012 и другими материалами дела.

Собранные по настоящему делу об административном правонарушении доказательства являются допустимыми, достоверными и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Судья соглашается с выводом должностного лица административного органа о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными материалами дела и не оспариваются заявителем.

Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела нельзя не принять во внимание следующее.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Несмотря на наличие в действиях ФИО1 формальных признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, обстоятельства дела и представленные доказательства не свидетельствуют о том, что неприменение кода КТРУ ДД.ММ.ГГГГ.130-00000012 в извещении о проведении электронного аукциона на поставку ассенизаторской машины повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений, поскольку указанные действия должностного лица не повлияли на права и законные интересы участников контракта, третьих лиц, не создали существенной угрозы развитию добросовестной конкуренции, коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, не причинило вреда интересам общества и государства.

Учитывая вышеизложенное, характер и степень общественной опасности административного правонарушения, которое совершенно ФИО1 по неосторожности, а также то обстоятельство, что ее действия не повлияли на проведение аукциона и закупка товара произведена в соответствии с Законом о контрактной системе, административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений, не причинило вреда интересам общества и государства, суд приходит к выводу о возможности применения в рассматриваемом деле положения ст.2.9 КоАП РФ, оценки правонарушения как малозначительного и освобождения ФИО1 от ответственности, с объявлением ей устного замечания. В рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного наказания, установленные ч.1 ст.3.1 КоАП РФ.

Доводы административного органа не усмотревшего оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ не состоятельны.

В рассматриваемом случае пренебрежительного отношения к публичным правовым обязанностям, исходя из обстоятельств дела, в действиях ФИО1 не установлено.

Ненадлежащая организация ФИО1 деятельности по соблюдению требований законодательства в области осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд не носила умышленный характер, сложившаяся ситуация не характеризует должностное лицо как лицо, намеренно нарушившее требования законодательства.

По характеру и степени опасности правонарушение не повлекло негативных последствий, в связи с чем признание деяния малозначительным не будет противоречить разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Кроме того, в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, вынесенное в отношении ФИО1 постановление подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л а :

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО2 от 11 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.30 ч. 1.4 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО1 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица, работника контрактной службы администрации Горномарийского муниципального района ФИО1 прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, освободив ФИО1 от административной ответственности и объявив ей устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд РМЭ в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья В.А. Михалкина

Решение21.01.2022