Дело № 12-1-85/2018
РЕШЕНИЕ
23 октября 2018 года г. Вольск
Судья Вольского районного суда Саратовской области Крапивин А.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Холсим (Рус)» на постановление государственного инспектора РФ в области окружающей среды по Саратовской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области В. от 09 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 8.5 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным инспектором РФ в области окружающей среды по Саратовской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области В. от 09 августа 2018 года ООО «Холсим (Рус)» привлечен к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Правонарушение выразилось в том, что в ходе проведения плановой проверки было выявлено, что в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду ставки платы по отхода не соответствовала ставкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 года № 913, а также при расчете суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками ставки платы по веществам: смесь природных серкаптанов, масло минеральное нефтяное, не соответствует Постановлению Правительства РФ от 13.09.2016 г. № 913.
На данное постановление ООО «Холсим (Рус)» подана жалоба, в котором заявитель полагает, что вынесенное постановление является незаконным, необоснованным и просит его отменить. Заявитель указывает, в ходе проведения экспертизы специалистами ЦЛАТИ (заключение экспертной организации № 33 от 20.07.2018 года) допущены ошибки в проведении расчетов. Для формирования и подачи декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 г. общество использовало размещенное на официальном сайте Росприроднадзора бесплатное средство подготовки отчетности природопользователя, на котором ставки платы за негативное воздействие установлены автоматически для всех загрязняющих веществ. Данные ставки корректировки не подлежат, таким образом, вины юридического лица при осуществлении расчетов нет. ООО «Холсим (Рус)» указывает, что отходы цемента производства в кусковой форме, включен в федеральный классификационный каталог отходов, отнесен к V классу опасности и ему присвоен код 8 22 101 01 21 5, в связи с чем подтверждение отхода к конкретному классу опасности не требуется и общество правомерно учитывает вид отхода – «отходы в кусковой форме» как отход V класса опасности. При этом проект норматива образования отходов и лимитов на их размещение был утвержден Росприроднадзором, что подтверждает корректность отнесения отходов «Отход цемента в кусковой форме» к V классу опасности. В жалобе общество указывает на нарушение требований Методики определения токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по смертности и изменению плодовитости дафний ФР.1.39.2007.03222, а также на то обстоятельство, что мотивировочная часть и резолютивной части постановления о привлечении к административной ответственности несоответствуют друг другу, что является существенным нарушением процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
В судебном заседании представители юридического лица, привлеченного к административной ответственности, по доверенности ФИО1 и ФИО2 доводы жалобы поддержали в полном объеме, дав пояснения аналогичные по содержанию поданной жалобе.
Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. (статья 26.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, может выражаться, в частности, в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.
При этом указанные действия должны быть совершены лицами, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.
ООО «Холсим (Рус)» привлечено к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ за то, что в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, поданной обществом, ставки платы по отходам и выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не соответствуют ставкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 года № 913.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её форма установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2017 года № 3 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы".
Признавая ООО «Холсим (Рус)» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо сделало вывод о том, что, произведя неправильный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в декларации, общество допустило несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы.
Исходя из содержания декларации, форма и порядок заполнения и представления которой утверждены вышеуказанными нормативными актами, следует, что декларация составляется с целью определения размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате деятельности соответствующего субъекта происходит такое воздействие на окружающую среду, которое является негативным.
Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду, в связи с чем нарушение при расчеты платы не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, вывод должностного лица о совершении обществом данного административного правонарушения является необоснованным.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области В. № 3-187/2018 от 09 августа 2018 года о привлечении ООО «Холсим (Рус)» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью «Холсим (Рус)» удовлетворить.
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприоднадзор) по Саратовской области В. № 3-187/2018 от 09.08.2018 года по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Холсим (Рус)» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.А. Крапивин