ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-87/18 от 17.10.2018 Вольского районного суда (Саратовская область)

ДЕЛО № 12-1-87/2018

УИД 64RS0010-01-2018-001339-95

РЕШЕНИЕ

17 октября 2018 года г. Вольск

Судья Вольского районного суда Саратовской области Черняева Л.В.

с участием защитников Ермизиной Л.Ю., Гуськовой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Холсим (Рус)» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 09.08.2018 года № 3-189/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 09.08.2018 года № 3-189/2018 Общество с ограниченной ответственностью «Холсим (Рус)» (далее по тексту - ООО «Холсим (Рус)», Общество, заявитель) привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей за нарушение требований законодательства, а именно: Общество не внесло отходы, отнесенные к IV классу опасности, в Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на данный вид отхода (отходы цемента в кусковой форме) отсутствует паспорт опасного отхода.

Общество обжаловало указанное выше постановление в суд, просило постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения, указав, что считает постановление необоснованным по следующим причинам. Должностным лицом Росприроднадзора утверждается, что согласно п. 3 Приказа Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 декабря 2014 года N 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» (далее Приказ), критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются: степень опасности отхода для окружающей среды; кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует. В соответствии с п. 17 Приказа в случае, если на основании применения Критерия (1) (степень опасности отхода для окружающей среды (К)) получен V класс опасности, для его подтверждения проводится проверка с применением Критерия (2) (кратность (Кр) разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует). Однако, указанные пункты Приказа Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 декабря 2014 года N 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» не должны применяться в данном случае, так как в части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (имеющем высшую юридическую силу) указано, что подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), не требуется. «Отход цемента в кусковой форме» включен в ФККО, отход имеет V класс опасности, ему присвоен код 8 22 101 01 21 5. Подтверждение соответствия отхода, который образуется в производственной деятельности Общества, отходу, который указан в ФККО, проведено с помощью количественного-химического анализа указанного отхода в лаборатории, аккредитованной в национальной системе аккредитации, протокол №031.XI.От.150/19. В связи с этим подтверждение класса опасности отхода «Отходы цемента в кусковой форме» методом биотестирования (Критерий 2) неправомерно. Должностное лицо Росприроднадзора при проведении проверки нарушило порядок отнесения отходов к конкретному классу опасности, установленный частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в связи с чем им неверно был установлен класс опасности отхода. Общество же правомерно учитывает вид отхода – «отходы цемента в кусковой форме» как отход V класса опасности. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) является обязательным для предоставления в Росприроднадзор для утверждения документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Росприроднадзор утвердил нормативы образования отходов и лимитов на их размещение с учетом того, что в ПНООЛР «отход цемента в кусковой форме» указан как отход V класса опасности, код 8 22 101 01 21 5 (документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Общества № 8/1-П от 18.05.2018). Таким образом, Росприроднадзор согласовал отнесение отхода «Отход цемента в кусковой форме» к V классу опасности, код 8 22 101 01 21 5, на основании количественного-химического анализа указанного отхода в лаборатории, аккредитованной в национальной системе аккредитации, протокол № 031.XI.От.150/19 от 20.11.2017 и выдал лимиты на отходы №8/1 от 18.05.2018. В проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение правомерно внесен отход цемента в кусковой форме как отход V класса опасности. Паспорт составляется только на отходы I - IV классов опасности. В связи с чем, выводы должностного лица Росприроднадзора об обязанности Общества составлять на данный вид отхода паспорт опасного отхода I-IV класса опасности и внести данные отходы в Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не соответствуют требованиям действующего законодательства. В рамках проведения плановой выездной проверки с участием уполномоченного представителя Общества Р. проведен осмотр территории предприятия, а также мест временного накопления отходов производства и потребления, в ходе которого, специалистами филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» (далее по тексту – ЦЛАТИ) отобрана проба отхода – отхода цемента в кусковой форме. Анализ проб отхода осуществлялся по Методике определения токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по смертности и изменению плодовитости дафний ФР.1.39.2007.03222 (далее – Методика). В ходе отбора проб отхода допущен ряд нарушений требований Методики, а именно: отходы отбирались в полиэтиленовый пакет, однако, согласно Методике (п. 7.1.) для отбора проб отходов должны использоваться банки из темного стекла или посуда из нержавеющей стали; отходы отбирались из мусорного контейнера объемом 0,7 м3. В присутствии работника Общества специалист ЦЛАТИ отобрал пробы отхода руками в верхней части контейнера. При этом, согласно Методике (п. 7.5.3.1.) отбор сыпучих отходов из тары (вагон, кузов автомобиля, контейнер и др.) производится с помощью щупа. Отбор единичных проб производят погружением щупа в опробуемую массу до середины или на всю высоту тары. Массу единичных проб устанавливают в зависимости от состава отбираемого отхода и размера максимальных частиц (кусков). Расхождение по массе отдельных единичных проб не должно превышать 20%. Отобранные единичные пробы соединяют в объединенную пробу или сразу после пробоотбора, или после отдельной их подготовки до определенного этапа квартования, а затем объединяют в нужных пропорциях. Отборы проб были произведены в нарушение существующей Методики, что привело к недостоверным результатам исследования, на основании которых, в том числе, вынесено оспариваемое постановление, протокол испытания отхода № 48/91 является недопустимым доказательством. Содержащееся в предписании от 23.07.2018 № 5627-1 требование привести в соответствие нормативно-разрешительную и учетную документацию, связанную с образованием отходов, в соответствие с действующим законодательством в срок до 01.02.2019 г. не обоснованы и незаконны. Протокол отбора проб и заключение по результатам проведения лабораторных исследований № 15-о от 11.07.2018, на которое ссылается в своем Постановлении административный ответчик, не были приложены к акту проверки. Проверка проведена с грубым нарушением требований ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и акт проверки не может являться доказательством правонарушения.

В ходе судебных заседаний защитники доводы жалобы поддержали, дали объяснения, аналогичные изложенным в жалобе. Защитник Гуськова Л.М. дополнила, что не требуется подтверждение класса опасности отхода «отходы цемента в кусковой форме» методом биотестирования в связи с тем, что данный отход, включен в федеральный классификационный каталог отходов. Просила назначить по делу экспертизу для определения класса опасности отхода - «отходы цемента в кусковой форме».

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, свидетеля, прихожу к следующему.

На основании статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - ФЗ № 89).

В соответствии со статьей 1 ФЗ N 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно статье 14 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности") индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Положения статьи 18 ФЗ № 89 предусматривают, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Как усматривается из материалов дела, в период с 21 июня 2018 года по 18 июля 2018 года должностными лицами Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области проведена плановая выездная проверка деятельности Общества. В рамках проведения плановой выездной проверки с участием уполномоченного представителя Общества произведен осмотр территории предприятия, а также мест временного накопления отходов производства и потребления, в ходе которого специалистами ЦЛАТИ отобрана проба отхода - отходы цемента в кусковой форме (проба 48/91). Согласно заключению по результатам проведения лабораторных исследований № 15-о от 11.07.2018 проба № 48/91 - отход (отходы цемента в кусковой форме), по результатам биотестирования отнесен к IV классу опасности.

Проверкой установлено, что Общество не внесло данные отходы в Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; на данный отход отсутствует паспорт опасного отхода IV класса опасности.

Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144 "О введении в действие СП 2.1.7.1386-03" (вместе с "СП 2.1.7.1386-03. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.06.2003) класс опасности отхода может быть определен расчетным или (и) экспериментальным методом. Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории. Решение спорных вопросов о принадлежности того или иного отхода к классу опасности осуществляет Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункты 2.10., 2.11. постановления).

В ходе судебного разбирательства защитником Общества было заявлено ходатайство о проведении по делу экспертизы с целью определения класса опасности отхода - «отходы цемента в кусковой форме», в удовлетворении данного ходатайства было отказано, поскольку оснований для проведения указанной экспертизы не имеется, доводы стороны защиты о порядке отбора проб с нарушениями суд не расценивает как основания для проведения судебной экспертизы, поскольку в приведенной Обществом Методике отсутствует запрет на производство отбора проб руками наряду с применением совков и пр.. Доказательств искажения результата испытания отхода ввиду отбора проб в ходе проверки руками в полиэтиленовый пакет Обществом не приведено.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Ю. также показал, что в ходе проверки было установлено место хранения на территории Общества отходов цемента в кусковой форме (в контейнерах), было принято решение произвести отбор проб с целью установления класса опасности отхода. Отбор проб осуществлял специалист ЦЛАТИ, пробы отбирались руками в перчатках с помощью совка.

В соответствии с п. 3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04.12.2014 года № 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" (далее по тексту – Приказ № 536) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются: степень опасности отхода для окружающей среды; кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.

Согласно п. 17 Приказа № 536 в случае, если на основании применения Критерия (1) (степень опасности отхода для окружающей среды (К)) получен V класс опасности, для его подтверждения проводится проверка с применением Критерия (2) (кратность (Кр) разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует). При несовпадении значения класса опасности отхода, установленного на основании применения Критерия (1) (степень опасности отхода для окружающей среды (К) и применения Критерия кратность (Кр) разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует, устанавливается класс опасности отхода на основании кратности (Кр) разведения водной вытяжки из отхода согласно приложению N 5 к Критериям.

Ссылка в жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на оспаривание отнесения размещаемых отходов к четвертому классу опасности несостоятельна. Заключение по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний №15-о от 11.07.2018 г., составленное специалистами филиала ЦЛАТИ, определившее класс опасности отходов, образующихся от деятельности Общества, соответствует требованиям законодательства. Доказательств иного Обществом не представлено. Обращается внимание на то, что Общество привлечено к административной ответственности не за несоблюдение процедуры подтверждения отнесения отхода к тому или иному классу опасности, а за то, что образующийся в деятельности Общества отход отнесен по результатам проверки к более высокому классу опасности, на данный отход отсутствует паспорт, соответствующий классу опасности отхода, и данный отход не включен и ПНООЛР.

Ссылка представителя ООО «Холсим (Рус)» на то, что к акту проверки №САР-12 от 23.07.2018 г. не были приложены протокол отбора проб и заключение по результатам проведения лабораторных исследований №15-о от 11.07.2018, не может служить достаточным основанием для отмены постановления о привлечении Общества к административной ответственности. К тому же, в акте имеется ссылка на указанное заключение. Также принимается во внимание, что предприятие включило отход цемента в кусковой форме в отходы строительства зданий сооружений с кодом 8 22 101 01 21 5, в то время как основным видом деятельности Общества является производство цемента, а отходы цемента при его производстве имеют иной код, отнесены в ФККО к отходам производства прочей неметаллической минеральной продукции. К тому же, защитником Общества в судебном заседании указывалось на то, что спорные отходы образовались при чистке силосов, то есть не при производстве зданий и сооружений Обществом. При указанных обстоятельствах полагаю, что при проверке имелись основания для отбора проб отхода цемента и испытания его с целью отнесения к определенному классу опасности.

Все доказательства оценены должностным лицом в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

При назначении административного наказания были учтены конкретные обстоятельства дела и наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной статьей 8. 2 КоАП РФ.

Нарушения процедуры возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении не установлены.

Таким образом, не нахожу оснований к отмене постановления государственного инспектора Росприроднадзора о привлечении ООО «Холсим (Рус)» к административной ответственности.

Согласно статье 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 9 августа 2018 года № 3-189/2018 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Холсим (Рус)», оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Холсим (Рус)» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Вольский районный суд Саратовской области.

Судья Черняева Л.В.