Дело № 12-1-8/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Козельск 05 февраля 2019 года
Судья Козельского районного суда Калужской области Филиппенкова С.А., рассмотрев жалобу Министерства образования и науки Калужской области на постановление мирового судьи судебного участка №29 Козельского судебного района Калужской области от 12 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МКОУ «Основная общеобразовательная школа» д. Дешовки Козельского района Калужской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №29 Козельского судебного района Калужской области от 12 декабря 2018 года производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа» д. Дешовки Козельского района Калужской области прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным выше судебным решением, лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении Колоколова В.В. подала жалобу, в которой просит отменить постановление от 12 декабря 2018 года мирового судьи судебного участка №29 Козельского судебного района Калужской области и направить дело на новое рассмотрение мировому судье, указав в обоснование, что Министерством образования и науки Калужской области на основании приказа №1345 от 25 сентября 2018 года в период с 27 сентября 2018 года по 24 октября 2018 проведена внеплановая документарная проверка Организации по исполнению предписания, выданного 22 марта 2018 года №К-11; в ходе проверки выявлены факты неисполнения предписания Министерства в установленный срок: 1) не представлены документы, подтверждающие устранение нарушения, указанного в пункте 1.1. предписания от 22.03.2018 №К-11 – в нарушение пункта 4 части 2 статьи 25, части 5 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» в уставе организации не содержится информация: - о сроке полномочий директора, управляющего совета; - о компетенции методического совета; - о порядке выступления от имени образовательной организации управляющего совета, методического совета, общего собрания работников; 2) не представлены документы, подтверждающие устранение нарушения, указанного в п. 1.2 предписания от 22 марта 2018 года №К-11 – в нарушение пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не установлен порядок принятия локальных нормативных актов; предписание Министерства образования и науки Калужской области от 22 марта 2018 года №К-11 исполнено с нарушением срока, согласно информации, указанной в Едином государственном реестре юридических лиц, представленный Устав прошел государственную регистрацию 04 октября 2018 года, то есть позднее срока исполнения предписания - 22 сентября 2018 года, представленные Организацией документы и материалы не подтверждают полноту исполнения предписания; по результатам внеплановой документарной проверки составлен акт проверки от 24 октября 2018 года №Н-67 и выдано повторное предписание об устранении выявленных нарушений сроком до 24 января 2019 года, с представлением отчета об исполнении предписания с приложением заверенных копий документов, подтверждающих устранение нарушений; выводы судьи о том, что основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явилось только непредставление в срок зарегистрированного устава, неточны, поскольку в представленный Устав не внесена вся необходимая информация, указанная в данном предписании.
В судебном заседании Колоколова В.В. жалобу поддержала в полном объеме, по изложенным в ней доводам.
В судебном заседании директор МКОУ «Основная общеобразовательная школа» д. Дешовки Козельского района Калужской области Злобина Т.Н. просила постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, пояснив, что повторное предписание исполнено в срок и в полном объеме.
Выслушав лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, доводы жалобы, судья находит постановление мирового судьи судебного участка №29 Козельского судебного района Калужской области от 12 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МКОУ «Основная общеобразовательная школа» д. Дешовки Козельского района Калужской области подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной Министерством образования и науки Калужской области 22 марта 2018 года плановой выездной проверки в отношении Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа» д. Дешовки Козельского района Калужской области были установлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области образования, в связи, с чем организации было выдано предписание №К-11 от 22 марта 2018 года и установлен срок до 22 сентября 2018 года, для устранения указанных нарушений и представления в Министерство образования и науки Калужской области отчета об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений.
В соответствии с приказом от 25 сентября 2018 года №1345 в целях контроля исполнения предписания в период с 27 сентября 2018 года по 24 октября 2018 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа» д. Дешовки Козельского района Калужской области. Согласно акту проверки от 24 октября 2018 года №Н-67 в ходе проверки выявлены факты невыполнения предписания Министерства от 22 марта 2018 года №К-11: 1) не представлены документы, подтверждающие устранение нарушения, указанного в пункте 1.1. предписания от 22.03.2018 №К-11 – в нарушение пункта 4 части 2 статьи 25, части 5 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» в уставе организации не содержится информация: - о сроке полномочий директора, управляющего совета; - о компетенции методического совета; - о порядке выступления от имени образовательной организации управляющего совета, методического совета, общего собрания работников; 2) не представлены документы, подтверждающие устранение нарушения, указанного в п. 1.2 предписания от 22 марта 2018 года №К-11 – в нарушение пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не установлен порядок принятия локальных нормативных актов.
24 октября 2018 года Министерством образования и науки Калужской области в отношении Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа» д. Дешовки Козельского района Калужской области было выдано повторное предписание №Н-67 и установлен срок для устранения указанных нарушений до 24 января 2019 года.
25 октября 2018 года в отношении Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа» д. Дешовки Козельского района Калужской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку пункты 1.1. (в уставе организации не содержится информация: о сроке полномочий директора, управляющего совета; - о компетенции методического совета; - о порядке выступления от имени образовательной организации управляющего совета, методического совета, общего собрания работников) и 1.2 (уставом организации не установлен порядок принятия локальных нормативных актов) предписания от 22 марта 2018 года №К-11 в установленный срок не исполнены; предписание исполнено с нарушением срока – представленный устав прошел регистрацию 04 октября 2018 года (позднее даты, установленной для исполнения предписания – 22.09.2018 г.).
В ходе рассмотрения дела мировой судья установив, что 25 октября 2018 года должностным лицом Министерства образования и науки Калужской области составлен протокол №51 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МКОУ «Основная общеобразовательная школа» д. Дешовки Козельского района Калужской области, в связи с тем, что школа не выполнила в срок до 22 сентября 2018 года предписание Министерства образования и науки Калужской области от 22 марта 2018 года №К-11, а именно: не представлены документы, подтверждающие устранение нарушений, указанных в пункте 1.1 и пункте 1.2 предписания, пришел к выводу, что датой совершения правонарушения является 24 октября 2018 года, основанием для привлечения к административной ответственности послужило непредставление документов, подтверждающих устранение нарушений, а также то, что изменения в Устав школы внесены в соответствии с предписанием; предписание №К-11 не содержит конкретное указание предписывающее произвести регистрацию Устава в налоговом органе, а также указание в исполнение какого закона данная регистрация необходима, и пришел к выводу, что в действиях (бездействии) организации отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С данными выводами мирового судьи судебного участка №29 Козельского судебного района Калужской области согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частями 6, 7, 8 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.
В случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца. До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Учитывая диспозицию ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законность предписания, выданного органом государственного надзора. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, в отношении которого оно выдано.
В данном случае предписание №К-11 от 22 марта 2018 года, выданное, в рамках полномочий, ведущим специалистом государственного контроля и надзора управления регламентации образовательной деятельности Министерства образования и науки Калужской области, было вручено директору МКОУ «Основная общеобразовательная школа» д. Дешовки Козельского района Калужской области 22 марта 2018 года и в установленном законом порядке им не оспаривалось, данных о признании предписания недействительным в судебном порядке либо отмены вышестоящим органом (должностным лицом органа) государственного контроля (надзора) материалы дела также не содержат.
При этом вопреки доводам мирового судьи в установленный в предписании срок его требования об устранении нарушений МКОУ «Основная общеобразовательная школа» д. Дешовки Козельского района Калужской области не выполнены, поскольку в Уставе организации не содержится информация: - о сроке полномочий директора, управляющего совета; - о компетенции методического совета; - о порядке выступления от имени образовательной организации управляющего совета, методического совета, общего собрания работников; Уставом Организации не установлен порядок принятия локальных нормативных актов. Кроме того, иные изменения в Устав внесены после срока установленного предписанием. Вывод мирового судьи, что предписание №К-11 не содержит конкретное указание предписывающее произвести регистрацию Устава в налоговом органе, а также указание в исполнение какого закона данная регистрация необходима, противоречит п.п. 7.1., 7.2. Устава МКОУ «Основная общеобразовательная школа» д. Дешовки Козельского района Калужской области и ч. 6 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, выраженной в абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения конкретного мероприятия в предписании.
Таким образом, срок давности привлечения МКОУ «Основная общеобразовательная школа» д. Дешовки Козельского района Калужской области к административной ответственности истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №29 Козельского судебного района Калужской области от 12 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МКОУ «Основная общеобразовательная школа» д. Дешовки Козельского района Калужской области подлежит отмене, производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка №29 Козельского судебного района Калужской области от 12 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МКОУ «Основная общеобразовательная школа» д. Дешовки Козельского района Калужской области отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МКОУ «Основная общеобразовательная школа» д. Дешовки Козельского района Калужской области прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья -