ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-8/2018 от 12.01.2008 Хотынецкого районного суда (Орловская область)

п. Хотынец


РЕШЕНИЕ


Дело №12-1-8/2018 19 июня 2018 года


Судья Хотынецкого районного суда Орловской области Никишина Т.Н.,
рассмотрев жалобу федерального государственного бюджетного учреждения
«Национальный парк «Орловское полесье» на постановление заместителя
главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по
Орловской области, заместителя руководителя Управления Росприроднадзора
по Орловской области от N-числа по делу об
административном правонарушении в отношении федерального
государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское
полесье» о привлечении к административной ответственности,
предусмотренной ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об

административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области, заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Орловской области от N-числа, федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Орловское полесье» (далее по тексту ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье») привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

N-числа представитель ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» обратился в суд с жалобой на вышеназванное постановление, указав, что в настоящее время особенности режима особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» и Земельным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

В силу пункта 4 статьи 95 Земельного кодекса РФ, для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до 30 декабря 2013 года (ч.З ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ).

На момент создания охранной зоны «Орловское полесье» существовал иной порядок создания охранных зон национальных парков.

Постановлением Правительства Калужской области №6 от 19.01.1998 года «О создании охранной зоны национального парка «Орловское полесье» на территории Калужской области», постановлением Администрации Брянской области от 18.03.1996 №113 «Об организации охранной зоны национального парка «Орловское полесье» на территории Брянской области, Постановлением Коллегии администрации Орловской области №4 от 10.12.2001 г. «О мерах по сохранению среды обитания и увеличению численности диких животных и птиц на территории Орловской области» образована охранная зона национального парка «Орловское полесье» на территории трех регионов.

Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ статья 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» изложена в новой редакции, где частью 10 статьи 2 установлено, что создание охранных зон осуществляется в соответствии с порядком, определенном Правилами создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства №138 от 19.02.2015 года.

Из этого следует, что Правила создания охранных зон применимы для вновь создаваемых охранных зон, а значит и нарушить требования законодательства, определяющего порядок создания охранных зон и действующего с 2015 года ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» не могло, так как общие законодательные принципы не допускают использование обратной силы закона.

Данному возражению, заявленному представителем по доверенности ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» Вышегородских Н.В. не была дана надлежащая оценка в момент рассмотрения административного дела должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Проведенное рассмотрение материалов административного дела должностным лицом Управления Росприроднадзора по Орловской области носит необъективный и неполный характер.

Просил отменить постановление, прекратить производство по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Защитники Липская Т.В. и Вышегородских Н.В., действующие на основании доверенности (л.д. <данные изъяты>) в судебном заседании жалобу поддержали.

Заместитель главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области, заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Орловской области А.Л.. возражал против удовлетворения жалобы.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в частности: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 09.01.1994 года №6 в Орловской области создан Национальный парк «Орловское полесье». В приложении к Постановлению указано месторасположение Национального парка (л.д. <данные изъяты>).

В соответствии с п.п. 1,2,3,4 раздела 1 Устава ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье», Учреждение является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Учреждение в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 года №2056-р находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Учредителем Учреждения является Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя Учреждения от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти Минприроды России. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация.

Во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. от N-числа в отношении ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье», территориальным отделом Росприроднадзора проведена внеплановая проверка (л.д.<данные изъяты>).

По результатам проверки составлен акт проверки от N-числа года (л.д. <данные изъяты>).

N-числа в отношении ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» вынесен протокол об административном правонарушении (л.д.<данные изъяты>), N-числа вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, в котором указано, что в ходе проведения внеплановой, выездной проверки ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье», расположенного по адресу: ---------- в период с N-числа по N-числа (акт проверки от N-числа), изучены документы ФГБУ «Национальный парк «Орловское Полесье», на предмет соблюдения природоохранного законодательства

Установлено наличие действующей охранной зоны ФГБУ «Национальный парк «Орловское Полесье», в соответствии с постановлением Правительства Калужской области № 6 от 19.01.1998 года «О создании охранной зоны национального парка «Орловское полесье» на территории Калужской области», постановлением Администрации Брянской области от 18.03.1996 №113 «Об организации охранной зоны национального парка «Орловское полесье» на территории Брянской области, положением о государственном учреждении «Национальный парк «Орловское полесье» от 12 марта 2001 года.

В результате проверки установлено, что ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» допущены нарушения ч.ч. 10, 11 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых территориях», Постановления Правительства от 19 февраля 2015 года № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» в связи с отсутствием приказа МПР о создании таких зон (л.д. <данные изъяты>).

В силу ч.4 ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации, для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

В силу частей 10, 11 ст.2 Федерального закона №33-Ф3 от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых территориях», для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории.

В соответствии с разделом II Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138, решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с учетом пунктов 4, 10 и 11 настоящих Правил готовит решение о создании охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа, а также пояснительную записку к проекту приказа с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

Проект приказа и пояснительная записка к нему направляются на согласование руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения; Министерству сельского хозяйства Российской Федерации; Министерству транспорта Российской Федерации (если предполагается, что в границах создаваемой охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения будут полностью или частично находиться земельные участки, на которых размещены объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, либо земельные участки, предназначенные для реконструкции и строительства указанных объектов в соответствии со схемой территориального планирования Российской Федерации и (или) документацией по планировке территории, а также если предполагается, что создаваемая охранная зона будет полностью или частично находиться в границах внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации и (или) на внутренних водных путях Российской Федерации); Министерству обороны Российской Федерации; Федеральной службе безопасности Российской Федерации (если предполагается создание охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения в пределах приграничной территории, определенной в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»); Федеральному агентству по недропользованию; Федеральному агентству водных ресурсов; Федеральному агентству лесного хозяйства.

Органы государственной власти, указанные в пункте 14 настоящих Правил, и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, рассматривают проект приказа и в 30-дневный срок со дня его получения согласовывают его либо представляют в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации мотивированный отказ в согласовании с приложением замечаний.

При согласовании проекта приказа органами государственной власти, указанными в пункте 14 настоящих Правил, и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации принимает решение о создании такой охранной зоны.

В случае представления мотивированного отказа в согласовании Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации дорабатывает проект приказа с учетом замечаний и направляет на повторное согласование органам государственной власти, указанным в пункте 14 настоящих Правил, и руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается охранная зона государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения.

Исходя из названных норм, принятие решения о создании охранных зон и об установлении их границ в отношении охранных зон национальных парков федерального значения относится к прерогативе федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории.

При этом, сроки создания охранных зон и установления границ в отношении охранных зон национальных парков федерального значения в названном Постановлении не указаны.

В соответствии с ч.З ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 года №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, Постановлением администрации Брянской области от 18.03.1996 года №113 «Об организации охранной зоны национального парка «Орловское Полесье» на территории Брянской области, Постановлением коллегии администрации Орловской области от 10.12.2001 года №4, Постановлением Правительства Калужской области от

Из приобщенного в судебном заседании письма заместителя директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России от 04.06.2018 года следует, что работы по определению границ земельных участков ФГБУ «Национальный парк «Орловское полесье» запланированы с учетом финансирования с 2019 года.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Предметы правонарушения - окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях.

Объективную сторону представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами.

Бездействие может проявляться в непринятии уполномоченными лицами соответствующих мер по обеспечению режима их охраны.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе об административном правонарушении, постановлении о назначении административного наказания и других материалах дела не указано, какие положения Федерального закона №33-Ф3 от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых территориях», Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года №> 138 нарушены юридическим лицом и в чем состоит вина юридического лица, а также, какие действия и в какие сроки необходимо было совершить для предотвращения правонарушения.

Устанавливая новое правовое регулирование, федеральный законодатель, предусмотрев в части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» правило о том, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, допустил тем самым и сохранение прежней правовой модели регламентации отношений в указанной сфере.

Таким образом, выводы, содержащиеся в постановлении о назначении административного наказания о виновности ФГБУ «Национальный парк Орловское полесье» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, являются необоснованными.

В соответствии с п.З ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление заместителя главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области, заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Орловской области от N-числа по делу об административном правонарушении в отношении федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, п.З ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье» удовлетворить.

Постановление заместителя главного госинспектора РФ в области охраны
окружающей среды по Орловской области, заместителя руководителя
Управления Росприроднадзора по Орловской области от
N-числа по делу об административном правонарушении в отношении
федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк
«Орловское полесье» о привлечении к административной ответственности,
предусмотренной ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Орловское полесье» на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в порядке статей 30.2-30.8 КоАП РФ.


Судья:


Никишина Т.Н.