ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-90/2022 от 28.07.2022 Красноуфимского городского суда (Свердловская область)

Дело № 12-1-90/2022

66MS0150-01-2022-001066-81

РЕШЕНИЕ

от 28 июля 2022 г. по делу N 12-1-90/2022

Судья Красноуфимского районного суда Свердловской области И.А.Цивилев, рассмотрев в судебном заседании 28.07.2022 года жалобу Швалева В.И. на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Красноуфимского судебного района Свердловской области от 02.06.2022 года, которым

должностному лицу - Швалеву В. И.,

председателю комитета по управлению имуществом МО Красноуфимский округ, <****>

за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Красноуфимского судебного района Свердловской области от 02.06.2022 года Швалеву В.И. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 115.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Основанием для привлечения Швалева В.И. к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ послужило совершение грубого нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся в отклонении данных балансовой стоимости имущества казны МО Красноуфимский округ от данных, содержащихся в Годовом отчете за 2020 финансовый год КУИ МО Красноуфимский округ на сумму 1628504992,93 руб.

В жалобе Швалев В.И. просит отменить вынесенное постановление и прекратить в его отношении дело. Указывает, что он не является должностным лицом, ответственным за ведение бухгалтерского отчета и отчетности КУИ, поскольку таковые полномочия переданы по договору МКУ “Централизованная бухгалтерия”, по вине которого и допущены выявленные нарушения контрольным органом.

В судебном заседании Швалев В.И. доводы жалобы поддержал.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

На основании статьи 15.15.6 КоАП РФ непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) составляет и исполняет бюджетную смету; 2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; 3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; 4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; 5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); 6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; 7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 г. "О бухгалтерском учете" (далее по тексту - Федеральный закон N 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Приказом Министерства Финансов РФ N 157н от 01.12.2010 г. "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее по тексту - Инструкция N 157н).

Согласно п. 70 и 71 Инструкции к непроизведенным активам относятся объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, вещное право на которые должно быть закреплено в установленном порядке (земля, недра и пр.) за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Указанные активы, за исключением земельных участков, отражаются в бухгалтерском учете по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот.

Из материалов дела усматривается, что распоряжением от 28.10.2021 года N 66 о проведении контрольного мероприятия «Проверка правомерности начисления и полноты отражения Комитетом по управлению имуществом МО Красноуфимский округ доходов от арендной платы имущества, находящегося в муниципальной собственности за 10 месяцев 2021 года», и в соответствии с планом работы ревизионной комиссии МО Красноуфимский округ на 2021 год проведено с 08.11.2021 года по 22.12.2021 года контрольное мероприятие «Проверка правомерности начисления и полноты отражения Комитетом по управлению имуществом МО Красноуфимский округ доходов от арендной платы имущества, находящегося в муниципальной собственности за 10 месяцев 2021 года».

В ходе проведения контрольного мероприятия «Проверка правомерности начисления и полноты отражения комитетом по управлению имуществом МО Красноуфимский округ доходов от арендной платы имущества, находящегося в муниципальной собственности за 10 месяцев 2021 года», проводимого на основании указанного распоряжения ревизионной комиссии МО Красноуфимский округ от 28.10.2021 № 66, обнаружены обстоятельства, имеющие состав административного правонарушения - допущено грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно данных раздела 2 «Нефинансовые активы, составляющие имущество казны» формы 0503168 на 01.01.2021 «Сведения о движении нефинансовых активов» годового отчета за 2020 финансовый год Комитета по управлению имуществом Муниципального образования Красноуфимский округ балансовая стоимость на конец 2020 года, составила 2 537 318 799 рублей 66 копеек (суммарный итог по строкам 320, 360, 440). С учетом амортизации (вычет строк 330, 370) остаточная стоимость на конец 2020 года составила 2 291 155 307 рублей 16 копеек, что соответствует данным строки 140 «Нефинансовые активы имущества казны (010800000) (остаточная стоимость)» формы 0503130 на 01.01.2021 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджет, главного администратора, администратора доходов бюджета» годового отчета за 2020 финансовый год комитета по управлению имуществом МО Красноуфимский округ.

В Реестре имущества находящегося в собственности МО Красноуфимский округ по состоянию на 01.01.2021 года балансовая стоимость имущества казны составила в размере 4 165 823 722 рубля 59 копеек. Установлено отклонение данных балансовой стоимости имущества казны, содержащихся в Реестре имущества находящегося в собственности МО Красноуфимский округ по состоянию на 01.01.2021 года от данных содержащихся в разделе 2 «Нефинансовые активы, составляющие имущество казны» формы 0503168 на 01.01.2021 «Сведения о движении нефинансовых активов» на сумму 1 628 504 922 рубля 93 копейки или 64,2% (4 165 823 722,59 - 2 537 318 799,66 = 1 628 504 922,93).

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 года N 402-Ф "О бухгалтерском учете" и пункта 14 приказа Минфина России от 31.12.2016 года N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" далее - (стандарт "Концептуальных основ"), пункта 5 Инструкции N 257н, пункта 6 Инструкции N 191н руководители организаций бюджетной сферы вправе передать ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление на его основе отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). В централизованную бухгалтерию должны передаваться соответствующие первичные документы для отражения хозяйственных операций в учете согласно правилам документооборота, установленного в рамках формирования учетной политики учреждения с учетом особенностей организации ведения учета, предусмотренных таким договором (соглашением) (пункт 22 стандарта "Концептуальные основы").

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-Ф "О бухгалтерском учете", пунктом 24 стандарта "Концептуальные основы" своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы.

Швалев В.И., являясь председателем комитета по управлению имуществом МО Красноуфимский округ, в обязанности которого в соответствии с должностной инструкцией входит организация в установленном законодательством порядке администрирования неналоговых доходов, в том числе от использования имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, допустил искажение показателей отчетности, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

Таким образом, доводы, изложенные в жалобе, подтверждения не нашли, при этом мировой судья, всесторонне и полно исследовав доказательства по делу, обоснованно пришел к выводу о виновности Швалева В.И. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Наказание Швалеву В.И. назначено справедливое, с учетом характера совершенного правонарушения, данных о личности, в пределах, установленных санкцией указанной статьи.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности при производстве по делу соблюдены.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену обжалуемого постановления, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 ч. 1 п. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Красноуфимского судебного района Свердловской области от 05.04.2022 года оставить без изменения, жалобу Швалева В.И. - без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано путем подачи жалобы непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья И.А.Цивилев