Дело № 12-1-91/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Кротов А.В.,
при секретаре Бучарском И.А.,
с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1,
представителя органа, принявшего оспариваемое решение, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя управляющегоОтделением по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 16.04.2018 года о привлечении ФИО3 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением заместителя управляющегоОтделением по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 16.04.2018 года о привлечении ФИО3 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
ФИО3 подал жалобу в суд на указанное постановление, в которой просит его отменить, ссылается на то, что 07.02.2018 года ООО МКК «Манибокс» вместе с заявлением об исключении общества из государственного реестра микрофинансовых организаций через личный кабинет участника финансового рынка направило в Банк России отчет по форме ОКУД 0420841 «Отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации» за 2017 календарный год.
09.02.2018 года, через два дня после направления вышеуказанного отчета, ООО МКК «Манибокс» получило в свой адрес предписание Банка России № * от 31.01.2018 года о необходимости предоставления отчета по форме ОКУД 0420841 «Отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации» за 2017 календарный год. То есть на момент поступления предписания содержащиеся в нем требования потеряли актуальность. В этой связи генеральный директор общества созвонился со специалистом Центра по обработке отчетности Банка России, которому изложил сложившуюся ситуацию и попросил дать разъяснения, как поступить в сложившейся ситуации.
12.02.2018 года, в соответствии с полученными разъяснениями специалиста Центра по обработке отчетности Банка России, через личный кабинет участника финансового рыкна, с использованием электронной подписи уполномоченного лица (генерального директора ООО МКК «Манибокс»), в Банк России направлено письмо, где указано, что необходимый отчет направлен 07.02.2018 года и ему присвоен входящий номер * от 07.02.2018 года. Однако из-за технических сбоев в работе сервиса Личный кабинет сайта Центробанка ответ на предписание после неоднократной попытки удалось отправить только 14.02.2018 года. Банком России ему присвоен номер * от 14.02.2018. Даже с учетом сбоев ответ представлен своевременно (5 рабочих дней с даты получения предписания, то есть до 16.02.2018 года).
Таким образом, за два дня до получения предписания общество направило необходимый отчет в адрес Банка России, в связи с чем отпали основания для его вынесения. При этом общество в установленные предписанием сроки (14.02.2018 года) ответило на предписание и сообщило регулятору о направлении отчета.
Не смотря на это, 14.03.2018 года общество получило письмо из Банка России № * от 19.02.2018 года «Об отказе в отмене исполнения Предписания Банка России от 31.01.2018 № * без мотивировочной части. Указанынм письмом подтвержден факт получения Банком России отчетности по форме ОКУД 0420841 «Отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации» за 2017 календарный год, т.е. регулятор подтвердил исполнение предписания обществом.
В телефонном режиме были еще раз получены разъяснения по данной ситуации специалиста Центра по обработке отчетности Банка России, в соответствии с которыми ООО МКК «Манибокс» в этот же день направило этот же отчет по форме ОКУД 0420841 «Отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации» за 2017 календарный год через личный кабинет участника финансового рынка, с использованием электронной подписи уполномоченного лица (генерального директора ООО МКК «Манибокс»). Из-за некорректной работы сервиса Личный кабинет сайта Центробанка указанный отчет принят Банком россии только 19.03.2018 года и ему присвоен входящий номер * от 19.03.2018 года. Даже с учетом сбоев ответ представлен своевременно (5 рабочих дней с даты получения письма).
ООО МКК «Манибокс» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм действующего законодательства.
Не смотря на изложенное, при составлении протокола должностное лицо Банка России ссылается на то, что указанный отчет * от 07.02.2018 года представлен в соответствии с утратившим силу 22.08.2017 года Указанием Банка России от 11.03.2016 года № 3979-У, при этом никаких доказательств данного обстоятельства в материалах административного дела не имеется. Представление отчета в некорректной форме само по себе не является правонарушением, предусмотренным ч.9 ст. 19.5 КоАП. Исходя из буквального толкования указаннной нормы, ответственность наступает только за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России. Расширительное толкование данной нормы недопустимо.
Отчет по форме ОКУД 0420841 «Отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации» за 2017 календарный год подготовлен и направлен ООО МКК «Манибокс» через личный кабинет участника финансового рынка в соответствии с опубликованным на сайте Банка России информационным сообщением от 11.08.2017 года «О порядке представления отчетности микрофинансовыми и микрокредитными компаниями в связи с изданием Указания Банка России от 24.05.2017 № 4383-У».
В соответствии с данным информационным письмом отчетность подготавливается при помощи актуальной версии программы-анкеты, размещенной на сайте Банка России.
Согласно информации сайта Банка России версия программы-анкеты, содержащей форму отчета ОКУД 0420841 в соответствии с Указанием 4383-У опубликована еще 01.09.2017 года (версия 2.16.3 сборка 1.2.98.1 от 01.09.2017).
ООО МКК «Манибокс» подготовило и направило отчет при помощи более поздней версии программы, актуальной на момент подачи (версия 2.16.3 сборка 1.2.96.9 от 30 января 2018).
Учитывая, что программа-анкета подготовлена и опубликована в соовтетствии с Указанием 43 83-У и указанным в п.1 информационным письмом, а формы отчетности включены в нее непосредственно разработчиком, обществу и ответственному должностному лицу не может вменяться в вину ее несоответствие действующим нормативным документам, так как иной порядок подготовки и направления отчетности, кроме как изготовленной посредством программы- анкеты, Банком России не предусмотрен.
При составлении протокола представитель Банка России ссылался на якобы направлявшееся в адрес общества Уведомление Банка России от 27.02.2018 года № * о признании предписания неисполненным. Однако общество ни по почте, ни через личный кабинет, функционировавший до 01.03.2018 года, ни через личный кабинет, функционировавший после 01.03.2018 года, данное уведомление не получало. Никаких подтверждающих документов об отправлении в адрес общества указанного уведомления представлено не было.
Таким образом, ООО МКК «Манибокс», направив до получения предписания отчет по форме ОКУД 0420841 «Отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации» за 2017 календарный год, устранило основания для его вынесения. Своевременный ответ на предписание указывает на отсутствие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП.
По смыслу указанной статьи, лицо привлекается за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, то есть за умышленное действие либо бездействие. Из изложенного в настоящем пояснении следует, что общество в лице генерального директора своевременно и в полном объеме выполнило предписание Банка России, что исключает умысел как должностного, так и юридического лица в совершении правонарушения.
Какие-либо несоответсвия формы представленного отчета, тем более возникшие не по вине общества, состава административного правонарушения по указанной статье не образуют.
В процессе составления протокола законному представителю общества было отказано в ознакомлении с материалами дела, о чем указано в пояснении к протоколу. Представитель общества получил такую возможность только в момент вынесения постановления по делу.
ФИО3 в суде доводы жалобы поддержал, дал объяснения, аналогичные изложенным в жалобе.
Представитель органа, принявшего оспариваемое решение, ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы административного дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», статьей 14 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон № 151-ФЗ) Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением микрофинансовыми организациями требований указанного Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 151-ФЗ, микрофинансовые организации обязаны представлять в Банк России отчетность, в том числе бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также иные документы и информацию, предусмотренные Федеральным законом № 151-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 Порядка составления и представления отчетности по форме 0420841 «Отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации», установленного Указанием Банка России от 24.05.2017 № 4383-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности микрофинансовыми компаниями и микрокредитными компаниями, порядке и сроках раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения микрофинансовой компании» (далее - Указание № 4383-У), отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации (далее - Отчет) составляется по состоянию на последний календарный день отчетного года или на дату изменения сведений и представляется в Банк России не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного года.
В соответствии с приказом Банка России от 29.12.2017 № ОД-3769 «О передаче функций по сбору и обработке отчетности микрофинансовых организаций в Центр по обработке отчетности в Отделении Тверь» Центр по обработке отчетности (г. Тверь) осуществляет контроль за сроками представления в Банк России отчетности микрофинансовых и микрокредитных компаний.
В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 14 Федерального закона № 151-ФЗ, Банк России дает микрофинансовой организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений. Согласно подпункту 7.3 пункта 7 части 4 статьи 14 Федерального закона № 151-ФЗ Банк России направляет микрофинансовой организации предписания, обязательные для исполнения, посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России.
Согласно пунктам 1, 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества:
1. без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
2. выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
3. издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
4. осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Центром обработки отчетности (г. Тверь) в адрес ООО МКК «Манибокс» заказным письмом с уведомлением было направлено предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации от 31.01.2018 № *
Указанное предписание было получено получено ООО МКК «Манибокс» 10.02.2018. Срок исполнения предписания - 16.02.2018.
В связи с неисполнением предписания, Центром обработки отчетности (г. Тверь) в адрес ООО МКК «Манибокс» было направлено уведомление от 27.02.2018 №* о признании предписания неисполненным.
В результате проведенной Аналитическим центром проверки и мониторинга посредством автоматизированной системы «Мониторинг приема отчетности» (*/) установлено, что электронные документы, содержащие отчет, во исполнение предписания от ООО МКК «Манибокс» в Банк России через Личный кабинет участника информационного обмена по состоянию на 06.03.2018 не поступали.
Согласно отчету «Ответы на запросы предписания» в программе IBM Cognos Connection (*) электронные документы, содержащие ответ на Предписание, от Организации в Банк России через Личный кабинет участника информационного обмена по состоянию на 06.03.2018 не поступали.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ по состоянию на 09.04.2018, единоличным исполнительным органом ООО МКК «Манибокс» является и на момент совершения административного правонарушения являлся генеральный директор ФИО3.
В соответствии с ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Вина ФИО1 в совершенном административном правонарушении подтверждается: протоколом от 09.04.2018 № *; распечаткой страницы веб-сервиса Банка России «Система сбора и обработки отчетности НФО «IBM Cognos» (*); предписанием об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 31.01.2018 № *; уведомлением от * № 27.02.2018 о признании предписания неисполненным; скриншотом страницы отчета об отслеживании почтового отправления (идентификатор *) на сайте Почты России (*); скриншотом страницы автоматизированной системы «Мониторинг приема отчетности» (* отчетом «Ответы на запросы предписания - Центр обработки отчетности (г. Тверь)» в программе IBM Cognos Connection (*).
В судебном заседании установлено, что до момента получения предписания от 31.01.2018 * ООО МКК «Манибокс» представило в адрес Банка России отчет по форме ОКУД 0420841 «Отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации», не соответствующий требованиям действующего законодательства.
Согласно имеющейся в материалах дела об административном правонарушении распечатке страницы веб-сервиса Банка России «Система сбора и обработки отчетности НФО «IBM Cognos» *) отчет по форме ОКУД 0420841 «Отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации» в соответствии с действующим Указанием Банка России № 4383-У был представлен Обществом только 19.03.2018 (вх. № * от 19.03.2018), то есть за пределами срока, установленного предписанием Банка России от 31.01.2018 *
Довод заявителя о своевременном предоставлении отчета по форме ОКУД 0420841 «Отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации» за 2017 календарный год, представленного 19.03.2018 (вх. № *) не подтверждается материалам административного дела.
Постановление Отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 16.04.2018 № * вынесено с соблюдением двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ФИО3 был уведомлен телефонограммой по номеру телефона ООО МКК «Манибокс», указанному на официальном сайте (*), принятой лично генеральным директором ФИО1
Протокол об административном правонарушении от 09.04.2018 № * был составлен в присутствии генерального директора ООО МКК «Манибокс» ФИО1 и после составления вручен ему лично.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении привлекаемое лицо было извещено определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 10.04.2018 № *, которое было вручено ФИО1 лично 13.04.2018.
Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 16.04.2018 № * было вынесено в присутствии генерального директора ООО МКК «МАНИБОКС» ФИО1 и направлено по адресу места жительства ФИО1 заказным письмом с уведомлением. Согласно уведомлению о вручении № * указанное постановление было получено ФИО1 27.04.2018.
Таким образом, административным органом соблюдены процессуальные требования законодательства об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Из пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП Российской Федерации вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
Таким образом, административный орган или суд обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также учитывая отсутствие пренебрежительного отношения к исполнению предписания, отсутствие по делу доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий и доказательств наличия существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для общества или государства, считаю, что на основании ст. 2.9 КоАП РФ допущенное ФИО1 административное правонарушение, выразившееся в невыполнении предписания Банка в установленный срок, в настоящее время возможно признать малозначительным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
постановление заместителя управляющегоОтделением по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 16.04.2018 года о привлечении ФИО3 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, освободив ФИО1 от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания. Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Кротов
«Согласовано»
Судья А.В. Кротов