ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-94/20 от 16.06.2020 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Гаевская Н.В. Дело № 21-239/2020(№12-1-94/2020)

УИД-64RS0042-01-2020-001439-71

РЕШЕНИЕ

16 июня 2020 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Черняева Л.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, - государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО1 на решение судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 24 апреля 2020 года, вынесенное по жалобе директора филиала акционерного общества «Управление отходами» в городе Саратове ФИО2 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении директора филиала акционерного общества «Управление отходами» в городе Саратове ФИО2,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской области № 3-173/2019 от 15 ноября 2019 года директор филиала акционерного общества «Управление отходами» в городе Саратове ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 24 апреля 2020 года жалоба директора филиала акционерного общества «Управление отходами» в городе Саратове ФИО2 на указанное постановление удовлетворена, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской области № 3-173/2019 от 15 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, вынесенное в отношении должностного лица, - директора филиала акционерного общества «Управление отходами» в городе Саратове ФИО2, отменено, производство по делу прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, заявитель просит судебный акт отменить и вернуть дело на новое рассмотрение. В доводах жалобы указывает, что в судебном заседании факт совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, нашел свое подтверждение, доказательствами тому выступают акт плановой проверки № САР-50-51, акт обследования территории, фототаблица к акту, протокол испытания отхода.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Защитник ФИО2 – Тимошенкова М.Н. в судебном заседании просила решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Иные лица в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее извещение, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, выслушав участников судебного заседания, проверив законность постановленного судьей решения, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.

Административная ответственность по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-р утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. Каждому наименованию такого вида отходов присвоен соответствующий код (номер) согласно Федеральному классификационному каталогу отходов.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22 мая 2017 года № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов.

АО «Управление отходами» имеет лицензию № 64-00126, выданную 17 июля 2019 года Управлением Росприроднадзора по Саратовской области. В рамках лицензируемых видов деятельности общество осуществляет на территории Саратовской области сбор, транспортирование, обработку и размещение отходов III – IV классов опасности. Размещение (захоронение) поступающих отходов осуществляется на карте складирования полигона ТКО производственного участка в городе Энгельсе Саратовской области.

Директором по производству филиала АО «Управление отходами» является ФИО2

В соответствии с Распоряжением руководителя Управления Росприроднадзора по Саратовской области № 198р от 24 сентября 2019 года должностными лицами указанного контрольно-надзорного органа была проведена плановая выездная проверка деятельности АО «Управление отходами», связанной с соблюдением обязательных требований в области охраны окружающей среды; атмосферного воздуха; обращения с отходами производства и потребления; использования и охраны земель, водных объектов, при эксплуатации промышленных площадок филиала общества в городе Саратове:

- производственного участка в городе Балаково Саратовской области – полигона ТБО (регистрационный номер в федеральном реестре ОНВ );

- производственного участка в городе Энгельсе Саратовской области – полигона ТБО (регистрационный номер в федеральном реестре ОНВ ).

По результатам проведенной плановой проверки 30 октября 2019 года был составлен акт проверки № САР-50-51, в котором отражены выявленные нарушения требований Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выразившиеся в следующем.

Согласно данному акту проверки при визуальном осмотре карты № 3 полигона в городе Балаково Саратовской области установлено наличие пластиковых изделий, утративших потребительские свойства, полиэтиленовых пакетов, бумаги, а также тары из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненной, соответствующей коду (номеру) Федерального классификационного каталога отходов 4 34 199 71 52 4. Данное обстоятельство подтверждено фотоматериалами, являющимися приложением к акту обследования территории на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства от 22 октября 2019 года.

При обследовании 17 октября 2019 года территории площадки в городе Энгельсе Саратовской области установлено наличие пластиковых емкостей бывших в употреблении, резины, полиэтиленовой пленки, в том числе тары из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненной, соответствующей коду (номеру) Федерального классификационного каталога отходов 4 34 199 71 52 4. Данное обстоятельство подтверждено актом обследования территории от 17 октября 2019 года, фототаблицей к акту.

Согласно заключению, содержащемуся в акте проверки от 30 октября 2019 года, на объектах размещения отходов, эксплуатируемых АО «Управление отходами» в городе Балаково и городе Энгельсе Саратовской области, осуществляется размещение (захоронение) отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 1589-р от 25 июля 2017 года, то есть использованию их для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению, их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки, а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения.

Иных нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации названных производственных площадок в ходе проверки не выявлено.

По результатам проверки 06 ноября 2019 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области в отношении должностного лица - директора филиала акционерного общества «Управление отходами» в городе Саратове ФИО2 был составлен протокол № 3-173/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, за то что обществом производится размещение (захоронение) отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 1589-р от 25 июля 2017 года.

15 ноября 2019 года государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области, рассмотрев указанный протокол об административном правонарушении, вынес в отношении должностного постановление по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ, и подверг его наказанию в виде административного штрафа.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений статьи 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении, согласно статье 26.2 КоАП РФ, являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (статья 1.5 КоАП РФ).

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления влечет административную ответственность по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

Несоблюдением требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, в частности является нарушение установленного законом запрета на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, и содержащиеся в Перечне видов отходов, утвержденном Распоряжением Правительства РФ № 1589-р от 25 июля 2017 года.

Все виды отходов, образующиеся в процессе производства и потребления, сведены в Федеральный классификационный каталог, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22 мая 2017 года № 242. Каждому виду отходов присвоен код (номер). Виды отходов сгруппированы в блоки, в зависимости от видов осуществляемой деятельности, в процессе которой они образуются. Блок № 7 содержит виды отходов, определяемых как «коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению».

Перечень видов отходов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-р, содержит лишь часть отходов, поименованных в Федеральном классификационном каталоге, захоронение которых запрещено ввиду возможности возврата их в производственный цикл. Данный перечень обусловлен содержанием в определенных им видах отходов полезных компонентов. В него включены только те виды отходов, которые образуются в виде материала одного вида, либо изделия одного вида, компоненты которых могут быть утилизированы. В данном Перечне указаны незагрязненные отходы, тогда как под «загрязненными» отходами производства и потребления подразумевается смесь твердых коммунальных отходов (ТКО).

Аналогичное разъяснение дано в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 января 2019 года № 12-50/00189-ОГ, из содержания которого также следует, что условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий».

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

Вида отходов, определенного Федеральным классификационным каталогом (Блок № 7) как «коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлению услуг населению», в состав которого входят, в том числе отходы (остатки) сортировки коммунальных отходов, включающих в себя смесь отходов пластмассовых изделий при сортировке твердых коммунальных отходов; отходы бумаги и/или картона при сортировке твердых коммунальных отходов; отходы полиэтилена, извлеченные при сортировке твердых коммунальных отходов; отходы пленки полиэтиленовой, извлеченные при сортировке твердых коммунальных отходов и т.п., Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-р, не содержит.

Как следует из материалов дела и акта проверки от 30 октября 2019 года, в соответствии с утвержденным АО «Управление отходами» регламентом обращения с отходами производства и потребления для проверяемых объектов (в городе Балаково и городе Энгельсе), все твердые коммунальные отходы, пребывающие в подразделения филиала, подвергаются обработке (сортировке).

Согласно пункту 3.4 утвержденного АО «Управление отходами» регламента, разгруженные из мусоровоза отходы (ТКО) поступают в первичную сортировочную кабину участка сортировки, где происходит отбор первичных фракций вторсырья: крупные листы картона, крупные пластмассовые ящики и большие куски пленки, стеклянная тара. Первая кабина обслуживается 4-мя сортировщиками. Во второй сортировочной кабине сортировщики вручную разделяют материал по маркам: бумагу, ПЭТ прозрачный, ПЭТ микс, ПНД, цветной металл, ПЭТ масляный, ПЭТ молочный. Вторая кабина обслуживается 7-ю сортировщиками.

Фактов, свидетельствующих о том, что в момент проведения плановой проверки указанные производственные участки (кабины) не функционировали, собранные материалы не содержат.

Как следует из содержания акта проверки и протокола об административном правонарушении, настоящее дело было возбуждено в отношении должностного лица по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, - непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В акте проверки и в протоколе об административном правонарушении содержится указание на выявленное должностными лицами контрольно-надзорного органа при визуальном осмотре на полигонах ТБО в городе Энгельсе наличие пластиковых изделий, утративших потребительские свойства, полиэтиленовых пакетов, бумаги, тары из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненной, соответствующей коду (номеру) Федерального классификационного каталога отходов 4 34 199 71 52 4, а также пластиковых емкостей бывших в употреблении, резины, полиэтиленовой пленки.

Изъятия указанных вещей, явившихся предметами административного правонарушения, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения, в порядке статьи 27.10 КоАП РФ, как следует из материалов дела, не производилось и иным образом не фиксировалось.

Согласно актам обследования территории от 17 октября 2019 года, составленным в городе Энгельсе, специалистами филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» был осуществлен отбор проб размещаемых отходов с целью определения класса их опасности.

Из имеющейся в деле копии акта отбора проб для токсикологических испытаний следует, что 17 октября 2019 года на полигоне ТБО в городе Энгельсе был отобран «отход ТКО» без указания его наименования и свойств.

Из протокола испытаний отхода № 87/161 и заключений № 47-о и № 48-о по результатам проведенных 25 октября и 28 октября 2019 года лабораторных исследований, измерений, следует, что предметом исследования эксперта стал «отход ТКО» также без указания его наименования и свойств. Целью проведенных исследований явилось определение класса его опасности.

В доказательство наличия выявленных должностными лицами контрольно-надзорного органа на полигонах, эксплуатируемых обществом, отходов, подлежащих утилизации, и захоронение которых запрещено, к акту обследования территории от 17 октября 2019 года приложены цветные фотоснимки. Из данных фотоснимков усматривается наличие на поверхности полигонов бытового мусора, в составе которого имеются, в том числе фрагменты пластиковых, бумажных изделий, полиэтилена. Наличие на данных снимках тары из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненной, резины, не просматривается.

Исследований на предмет соотносимости и тождественности выявленных на полигонах фрагментов бумаги, пленки, пластиковых изделий именно тем видам отходов, которые содержатся в Перечне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-р, с указанием конкретных пунктов Перечня (от 1 до 182) и установлением их соответствующего кода (номера) Федерального классификационного каталога отходов, не производилось.

Постановление о привлечении лица к административной ответственности не может быть основано на предположениях и постановляется лишь при условии, если в ходе разбирательства дела виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении правонарушения будет доказана.

При этом описательно-мотивировочная часть постановления должна содержать описание противоправного деяния, признанного доказанным, а также указание на доказательства, на которых основаны выводы должностного лица в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и мотивы, по которым отвергнуты другие доказательства.

При возбуждении и рассмотрении дела лицо, привлекаемое к административной ответственности, оспаривало наличие события административного правонарушения, ссылаясь на отсутствие надлежащих доказательств и указывало не неверное толкование материальных норм. При этом поясняло, что выявленные фрагменты бумаги, пленки, пластика являются ничем иным как загрязненными компонентами твердых коммунальных отходов, не пригодных для дальнейшей переработки и не представляющих какой-либо ценности для целей утилизации.

Позиция лица, привлекаемого к административной ответственности о непризнании факта наличия события административного правонарушения со ссылкой на то, что выявленные фрагменты изделий, потерявших свои потребительские свойства, не относятся к тем видам отходов, которые предусмотрены «Перечнем», нашла отражение и в возражениях по делу, представленных должностному лицу, рассматривавшему дело.

Таким образом, судьей районного суда сделан верный вывод о том, что ни актами обследования территорий, ни фотоснимками, ни заключениями по делу не подтвержден факт соответствия обнаруженных на полигонах ТБО в городе Энгельсе изделий тем видам отходов, которые предусмотрены конкретным пунктом Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-р.

Вывод должностного лица Росприроднадзора о доказанности наличия состава административного правонарушения в действиях директора филиала акционерного общества «Управление отходами» в городе Саратове ФИО2 сделан, исходя из сведений, полученных путем визуального осмотра.

Однако на стороне должностного лица контрольно-надзорного органа, возбудившего дело об административном правонарушении, лежит бремя доказывания вины привлекаемого к административной ответственности лица.

При изложенных обстоятельствах судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что факт размещения (захоронения) АО «Управление отходами» на эксплуатируемых им полигонах отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты и захоронение которых запрещается, признать доказанным нельзя и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ вынес верное решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей районного суда не допущено. Поэтому поводов для отмены судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 24 апреля 2020 года, вынесенное по жалобе директора филиала акционерного общества «Управление отходами» в городе Саратове ФИО2 на постановление № 3-173/2019 от 15 ноября 2019 года государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Л.В. Черняева