Р Е Ш Е Н И Е
г. Людиново 13 февраля 2018 года
Судья Людиновского районного суда Калужской области Дедков К. П.,
с участием директора ЧПОУ УКЦ «Автокомп» ФИО1,
защитника - адвоката Витрик Н. В., представившей удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ЧПОУ УКЦ «Автокомп» ФИО1 на постановление главного специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 03 ноября 2017 года, ФИО1, <данные изъяты>,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, за которое ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 03 ноября 2017 года ФИО1 признана виновной в том, что она, являясь должностным лицом - директором ЧПОУ УКЦ «Автокомп», в период 2016-2017 годов осуществляла хозяйственную деятельность, сопровождающуюся образованием отхода 4-го класса опасности: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), код ФККО-2017 733100 01724, в отсутствие действующих нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также в отсутствие паспорта отхода, оформленного в соответствии с действующим законодательством, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, директор ЧПОУ УКЦ «Автокомп» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление, как несправедливое и необоснованное, и освободить её от административной ответственности в виде административного штрафа, ограничившись предупреждением, либо прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершённого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, ссылаясь на то, что выявленное правонарушение было допущено по причине незнания законодательства. ЧПОУ УКЦ «Автокомп» фактически является малым предприятием (предприятием малого бизнеса), а субъекты малого и среднего предпринимательства не только не подлежат административной ответственности за отсутствие паспорта отхода, оформленного в соответствии с действующим законодательством, нормативов и лимитов на их размещение, но и освобождены законом от обязанности их разработки и утверждения; административное правонарушение совершено впервые, в результате чего не причинено вреда или возникновения угрозы его причинения жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного вреда.
В ходе рассмотрения указанной жалобы директор ЧПОУ УКЦ «Автокомп» ФИО1 и защитник - адвокат Витрик Н. В. поддержали доводы, изложенные в жалобе, и просили отменить постановление главного специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 03 ноября 2017 года по указанным в жалобе основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Проверив представленные материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения ФИО1, суд находит постановление главного специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 03 ноября 2017 года законным и обоснованным, а жалобу директора ЧПОУ УКЦ «Автокомп» ФИО1 не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельства совершённого административного правонарушения и виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждаются следующими доказательствами:
- приказом министерства природных ресурсов и экологии Калужской области № от 06 сентября 2017 года о проведении плановой выездной проверки в отношении ЧПОУ УКЦ «Автокомп»;
- актом проверки от 26 октября 2017 года, в ходе проведения которой было выявлено, что ЧПОУ УКЦ «Автокомп» в период 2016-2017 годов осуществляло хозяйственную деятельность, сопровождающуюся образованием отхода 4-го класса опасности: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), код ФККО-2017 733100 01724, в отсутствие действующих нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также в отсутствие паспорта отхода, оформленного в соответствии с действующим законодательством, чем были нарушены требования п. 2 ст. 11, п. п. 1, 3 ст. 14, п. п. 2-4 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. п. 4-7 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 29 января 2016 года № 38-16, п. п. 3, 4, 6, 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712;
- справкой ЧПОУ УКЦ «Автокомп» от 03 октября 2017 года;
- договором с МУЖКП «Болва» от 20 мая 2014 года № на захоронение отходов производства и потребления;
- актом МУЖКП «Болва» № от 29 сентября 2016 года;
- платёжным поручением МУЖКП «Болва» № от 18 октября 2016 года;
- договором оказания услуг и выполнения работ с ООО «Дом» № от 01 марта 2015 года;
- актом ООО «Дом» № от 31 марта 2016 года, актом ООО «Дом» № от 30 апреля 2016 года, актом ООО «Дом» № от 31 мая 2016 года, актом ООО «Дом» № от 31 августа 2016 года, актом ООО «Дом» № от 30 сентября 2016 года, актом ООО «Дом» № от 30 ноября 2016 года, актом ООО «Дом» № от 30 декабря 2016 года, актом ООО «Дом» от 31 мая 2017 года;
- данными учёта ЧПОУ УКЦ «Автокомп» в области обращения с отходами за 1-4 кварталы 2016 года;
- данными учёта ЧПОУ УКЦ «Автокомп» в области обращения с отходами за 1-3 кварталы 2017 года;
- протоколом об административном правонарушении № от 26 октября 2017 года в отношении ФИО1;
- свидетельством о государственной регистрации ЧПОУ УКЦ «Автокомп»;
- свидетельством о постановке на учёт ЧПОУ УКЦ «Автокомп» в налоговом органе по месту её нахождения;
- Уставом ЧПОУ УКЦ «Автокомп»;
- выпиской из ЕГРЮЛ от 17 ноября 2017 года, согласно которой ЧПОУ УКЦ «Автокомп» является юридическим лицом;
- протоколом № заседания Правления НОУ УКЦ «Автокомп» от 01 августа 2010 года, согласно которому ФИО1 назначена директором НОУ УКЦ «Автокомп»;
- решением учредителя НОУ УКЦ «Автокомп» от 25 сентября 2014 года о продлении полномочий директора НОУ УКЦ «Автокомп» ФИО1;
- решением учредителя НОУ УКЦ «Автокомп» от 08 июля 2015 года о переименовании НОУ УКЦ «Автокомп» в ЧПОУ УКЦ «Автокомп».
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
В силу п. п. 2 - 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утверждённого Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 29 января 2016 года № 38-16, проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, предоставлении услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Согласно п. 5 вышеуказанного Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются министерством на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденными приказом министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 01 апреля 2016 года № 157-16.
Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют необходимые документы в соответствии с п. 6 Порядка.
Согласно п. 7 Порядка документы, указанные в п. 6 настоящего Порядка, составляются на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых находится у хозяйствующего субъекта, а второй вместе с его электронной версией на электронном носителе, - в министерстве. Документы принимаются по описи, предлагающейся к заявлению, один экземпляр которых с отметкой о дате приема и входящим учетным номером на заявлении вручается заявителю.
Данная административная процедура направлена на достижение целей максимального снижения количества образуемых отходов, а также осуществление контроля за размещением отходов только на специализированных объектах, предназначенных для размещения отходов.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В силу п. п. 3, 4, 6, 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712.
Таким образом, осуществление контроля и учета размещения отходов является средством предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в результате превышения предельно допустимого количества отходов, направляемых для размещения на конкретный объект размещения отходов.
Как установлено главным специалистом отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, юридическому лицу ЧПОУ УКЦ «Автокомп», директором которого является ФИО1, не выдавался и не утверждался документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также юридическое лицо ЧПОУ УКЦ «Автокомп» не представляло на согласование документы, подтверждающие отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности.
Квалификация совершённого ФИО1 административного правонарушения главным специалистом отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области дана правильно.
Все приведённые в постановлении доказательства вины ФИО1 получили оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Нарушений закона при получении указанных доказательств допущено не было.
Указанные в жалобе доводы о том, что ЧПОУ УКЦ «Автокомп» в её (ФИО1) лице в качестве директора является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем не только не подлежит административной ответственности за отсутствие паспорта отхода, оформленного в соответствии с действующим законодательством, нормативов и лимитов на их размещение, но и освобождено законом от обязанности их разработки и утверждения, суд находит несостоятельными, поскольку в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют сведения о ЧПОУ УКЦ «Автокомп» (информация с сайта: https://rmsp.nalog.ru).
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Санкция статьи ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает назначение административного наказания как в отношении должностных лиц, так и в отношении юридических лиц.
Исследуя данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что вопреки доводам жалобы, должностное лицо - директор ЧПОУ УКЦ «Автокомп» ФИО1 правомерно была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы ФИО1 о том, что административное правонарушение совершено впервые, в результате чего отсутствовали неблагоприятные последствия и имущественный ущерб, что свидетельствует о малозначительности вменяемого ей правонарушения, суд также находит несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ наступает в случае несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Таким образом, с учётом характера совершённого ФИО1 административного правонарушения и степени его общественной опасности, оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.
Суд также не усматривает оснований для замены назначенного ФИО1 наказания в виде административного штрафа на предупреждение по основаниям ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Вместе с тем анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ФИО1 Н. административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица - директора ЧПОУ УКЦ «Автокомп» ФИО1 к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством, регламентирующим соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В отсутствие совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Наказание ФИО1 в виде административного штрафа в минимальном размере 10 000 рублей назначено в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, с учётом фактических обстоятельств дела и характера совершённого административного правонарушения.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по настоящему административному делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление главного специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 03 ноября 2017 года в отношении директора ЧПОУ УКЦ «Автокомп» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу директора ЧПОУ УКЦ «Автокомп» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Людиновский районный суд Калужской области.
Судья К. П. Дедков