ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1 от 10.01.2018 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 12-1

Судья – Дурягина М.С.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление судьи

по делу об административном правонарушении

г. Мурманск

10 января 2018 года

Судья Мурманского областного суда Маляр А.А., рассмотрев жалобу уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований Мурманской таможни ФИО1 на постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 18 октября 2017 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением судьи Первомайского районного суда года Мурманска от 18 октября 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «КМТ-Сервис» (далее – ООО «КМТ-Сервис», Общество) прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, уполномоченный по ОВД ОАР Мурманской таможни ФИО1 просит постановление судьи районного суда отменить, возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение.

Не соглашаясь с выводами судьи об отсутствии события административного правонарушения, приводит довод о том, что при проверке спецификации оборудования (приложение № 1 к Удостоверению № 9669) выявлено отсутствие сведений о наименовании оборудования (товара, материалов) – плоскогубцы, что исключало возможность применения льгот по уплате таможенных платежей к товару № 12. Также в графе 44 декларации о товарах неправомерно указаны сведения об удостоверении № 9669 как основании для предоставления льгот по уплате таможенных платежей, удостоверение № 9669 к товару № 12 не относится и в силу примечания 2 к главе 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является недействительным документом в отношении товара № 12.

Ссылаясь на положения пункта 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза, полагает, что таможенное законодательство не содержит нормы, в соответствии с которой отозванная декларация на товары перестает свидетельствовать о фактах, имеющих юридическое значения, обратное создает предпосылки для коррупционных проявлений.

Отмечает, что декларация на товары зарегистрирована таможенным органом в 10:49 МСК 04 августа 2017 года, заявление на отзыв декларации принято в 11:01 МСК 04 августа 2017 года, разрешение на отзыв данной декларации о товарах зафиксировано в 11:45 МСК 04 августа 2017 года; 07 августа 2017 года таможенным представителем ООО «КМТ-Сервис» подана таможенная декларация, в графе 44ТД указаны документы, на которые содержится ссылка в предыдущей декларации и которые предоставлены одновременно с ней: коносамент RU-02; контракт * от 15 декабря 2016 года, приложение 1 от 15 декабря 2016 года, счет проформа 23/24/25/26 от 28 июня 2017 года. Сведения о том, что декларант претендует на предоставление льгот по уплате таможенных платежей в отношении декларируемого товара, в новой декларации отсутствуют.

Указывает, что в отношении товара по вновь представленной декларации 09 августа 2017 года проведен таможенный осмотр с фотографированием.

Находит, что судебная практика, на которую ссылается судья районного суда, содержит выводы относительно вины юридического лица.

Проверив материалы дела, выслушав представителя административного органа ФИО1, поддержавшую жалобу, возражения законного представителя ООО «КМТ-Сервис» ФИО2, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 настоящего Кодекса,

- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года закрепил принципы функционирования таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза, в соответствии с которыми осуществляется единое таможенное регулирование (подпункт 4 пункта 1 статьи 25), и установил, что до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 данного Договора в право Союза (пункт 1 статьи 101).

В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (действующим на дату выявления инкриминируемого административного правонарушения) таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

Виды таможенных процедур перечислены в статье 202 Таможенного кодекса Таможенного союза, к числу которых, в том числе, отнесен выпуск для внутреннего потребления.

Согласно пункту 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения об исчислении таможенных платежей, сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса.

Статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся в том числе документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов.

Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08 октября 2000 года N 911 утверждена Инструкция о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве технической помощи (содействия) (далее – Инструкция).

Согласно пункту 5 Инструкции для производства таможенного оформления товаров получатель товаров или декларант предъявляет таможенному органу оригинал удостоверения, подтверждающего принадлежность товаров к технической помощи (содействию), выданного на основании решения Комиссии, подписанного председателем Комиссии или в случае отсутствия председателя Комиссии - его заместителем и заверенного в установленном порядке (далее - удостоверение). Каждый лист прилагаемых к удостоверению товаросопроводительных документов либо спецификаций должен быть заверен оттиском штампа с надписью "Техническая помощь".

В соответствии с пунктом 6 Инструкции таможенное оформление товаров производится в соответствии с установленным порядком с подачей ГТД, которая заполняется в соответствии с правилами, установленными нормативными правовыми актами ГТК России при помещении товаров под заявляемый таможенный режим с учетом следующих особенностей заполнения отдельных граф.

Графа 31 "Грузовые места и описание товара"

До внесения сведений о наименовании товаров, их упаковки и маркировки дополнительно указывают "Техническая помощь".

Графа 37 "Процедура"

В последних двух цифрах шестизначного составного кода процедуры перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации (код особенности перемещения товаров) указывают код особенности перемещения товаров в качестве технической помощи в соответствии с Классификатором процедуры перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Графа 44 "Дополнительная информация / представляемые документы"

При декларировании товаров, которые отнесены к технической помощи решением Комиссии, под номером 7.1 указывают номер и дату настоящего Приказа, под номером 9 указывают номер удостоверения.

Как следует из материалов дела, в подсистему таможенного органа в 08 часов 59 минут 04 августа 2017 года в виде электронного документа поступила таможенная декларация, поданная представителем ООО «KMT-Сервис» от имени и по поручению декларанта ФГУП «РОСРАО» в соответствии с договором таможенного представителя с декларантом от 22 марта 2017 года *. Декларация на товары зарегистрирована в 10 часов 49 минут 04 августа 2017 года с присвоением регистрационного номера *, в которой заявлена процедура «выпуск для внутреннего потребления».

В качестве декларируемых товаров отражалась «Техническая помощь...» различных наименований общим количеством товаров - 30 штук. В отношении декларируемых товаров заявлены льготы по уплате таможенных платежей. Основанием для поставки являлся Контракт от 15 декабря 2016 года №* где пунктом 24 предусмотрено, что он составлен в 10 экземплярах, из которых 5 - на русском языке, 5 - на итальянском языке.

При декларировании товаров, в целях подтверждения правомерности использования льгот по уплате таможенных платежей, таможенным представителем представлено Удостоверение № 9669, спецификация оборудования (приложение № 1 к Удостоверению № 9669), а также их копии, заверенные в установленном порядке, сведения о которых заявлены в декларации на товары в графе 44.

Удостоверение выдано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1999 года № 1046 «Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию)» на основании заявления получателя технической помощи с приложением к заявлению документов, перечисленных в пункте 13 указанного Постановления.

Удостоверение № 9669 в поле № 5 «наименование соглашения, договора, контракта» содержит сведения о контракте от 15 декабря 2016 года №*, а также сведения о данном контракте отражены в таможенной декларации в графе 44.

Под номером 12 таможенной декларации в графе 31 заявлены сведения о товаре - «Техническая помощь: набор пинцетов (плоскогубцы), инструмент ручной, в наборе 2 шт., предназначен для технического обслуживания электрогенераторной установки с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем), для использования в центре по обращению с радиоактивными отходами отделения губы ФИО3 СЗЦ СЕВРАО - филиал ФГУП «РОСРАО», изготовитель: ***, товарный знак: ***, марка: отсутствует, артикул: отсутствует, модель: отсутствует.

Согласно дополнительному приложению № 1 от 15 декабря 2016 года к контракту от 15 декабря 2016 года № *, поставляются стандартные и специальные инструменты (один комплект для каждого ДГУ): набор отверток - 1, набор плоскогубцев - 1, набор ключей - 2, инструменты для замены фильтра топлива и масла - 1, динамометрический ключ - 2, инструмент для контроля натяжения ремней - 1, инструмент для вращения двигателя - 1, инструмент для зазора клапанов - 1, инструменты для снятия и установки инжекторов -1 + 1, ЗИП для пуско-наладки (один комплект для каждого ДГУ).

При проверке сведений, содержащихся в спецификации оборудования (приложение № 1 к Удостоверению № 9669), выявлено отсутствие сведений о наименовании оборудования (товара, материалов) - «плоскогубцы», в связи с чем к товару № 12 не могли быть применены льготы по уплате таможенных платежей, а также в декларации на товары в графе 44 неправомерно указаны сведения об Удостоверении № 9669, предоставляющим основание для льгот по уплате таможенных платежей.

Между тем, декларация на товары * была отозвана по обращению ООО «KMT-Сервис» до начала проведения документарного контроля должностным лицом таможенного органа.

Таможенным представителем ООО «КМТ-Сервис» 07 августа 2017 года была подана таможенная декларация, которой присвоен регистрационный *.

В качестве декларируемого товара заявлено - «плоскогубцы, инструмент ручной, предназначен для технического обслуживания электрогенераторной установки с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем), для использования в центре по обращению с радиоактивными отходами отделения губы ФИО3 СЗЦ СЕВРАО - филиал ФГУП «РОСРАО», изготовитель: ***, товарный знак: ***, марка: отсутствует, артикул: отсутствует, модель: отсутствует, количество: 2 шт.

В графе 44 таможенной декларации указаны основные документы: коносамент RU-02, контракт от 15 декабря 2016 года № *, приложение 1 от 15 декабря 2016 года, счет-проформа 23/24/25/26 от 28 июня 2017 года.

В отношении товара, заявленного в таможенной декларации *, был проведен фактический таможенный контроль в форме таможенного осмотра товаров с составлением акта таможенного осмотра * от 09 августа 2017 года. Сведения, заявленные в таможенной декларации, подтвердились.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «КМТ-Сервис» 14 сентября 2017 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обсудив установленные по делу фактические данные, судья районного суда пришел к выводу о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.

Статьей 192 Таможенного кодекса Таможенного союза регламентирован порядок и условия отзыва таможенной декларации, зарегистрированной таможенным органом. По письменному обращению декларанта зарегистрированная таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров. Отзыв таможенной декларации допускается с письменного разрешения таможенного органа. Условия для принятия такого решения указаны в части 3 статьи 192 Таможенного кодекса Таможенного союза. Отзыв таможенной декларации допускается с письменного разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, и (или) не установил нарушений таможенного законодательства таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.

Пунктом 5 статьи 193 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что если после ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза декларантом обнаруживается несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных, декларант вправе отозвать таможенную декларацию в порядке, предусмотренном статьей 192 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что ООО «КМТ-Сервис» заявление об отзыве предварительной таможенной декларации подало до принятия таможенным органом решения о проведении таможенного осмотра товара, и на момент подачи заявления об отзыве декларации таможенным органом не было установлено нарушений декларантом таможенного законодательства Таможенного союза, влекущих административную ответственность. Разрешение таможенного органа на отзыв данной декларации получено в 11 часов 45 минут МСК 04 августа 2017 года.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «КМТ-Сервис» приняло необходимые меры по соблюдению таможенных норм и правил, его действия не носят противоправного посягательства на установленный порядок осуществления таможенной процедуры. Отзыв декларации в день ее подачи до проведения действий таможенного контроля влекут невозможность помещения товаров под таможенную процедуру.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии объективной и субъективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях ООО «КМТ-Сервис».

В силу части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения (пункт 1); отсутствие состава административного правонарушения (пункт 2).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Из указанной нормы следует, что по жалобе должностного лица административного органа не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено лишь в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Принимая во внимание, что существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену принятого постановления, по делу не установлено, оснований для удовлетворения жалобы должностного лица таможенного органа и отмены постановления судьи не имеется.

Руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 18 октября 2017 года в отношении ООО «КМТ-Сервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований Мурманской таможни ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда А.А.Маляр