Мировой судья судебного участка № 99
Ленинского судебного района г. Владивостока
Русских В.В. (№ 5-640/2023) Дело № 12-1000/23
25MS0099-01-2023-002430-24
РЕШЕНИЕ
02 ноября 2023 года г. Владивосток
Судья Ленинского районного суда г.Владивостока Приморского края Третьякова Д.К., рассмотрев жалобу представителя Публичного акционерного общества Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 99 Ленинского судебного района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ, в отношении ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк»,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 99 Ленинского судебного района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ Публичное акционерное общество Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, представителем ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» ФИО1 подана жалоба, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Сославшись на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», считает, что в действиях ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» отсутствует состав административного правонарушения по вменяемой статье 19.7 КоАП РФ, в запросе в отношении клиента банка отсутствует указание на соответствующий нормативный правой акт валютного законодательства или акт органов валютного регулирования, требования которого клиентом банка нарушены, вместо этого в запросе (п.2.1) напротив словосочетания «предполагаемое нарушение» указано «абз.2 п.5 ст. 23, п. 2 ч.1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ, дата начала периода ДД.ММ.ГГГГ, дата конца периода 18.05.2023». При этом в абз. 2 п.5 ст. 23 Закона речь идет лишь о порядке и статусе запрашиваемых документов и не более того, а именно то, что все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля. А п.2 ч.1 ст. 19 Закона указывает лишь на обязанность резидента в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентами за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги. В запросе отсутствовали сведения, достаточные для идентификации конкретной операции валютной операции, по которой совершено правонарушение, а лишь была только прописана ссылка на нормы Закона, указан номер договора и идентификатор ведомости банковского контроля (ее номер, дата), однако отсутствовала информация о датах совершения валютных операций; вид валюты, в которой совершались валютные операции. Указание в запросе налоговым органом на общие нормы Закона (абзац 2 пункта 5 статьи 23, пункт 2 части 1 статьи 19), а также на идентификаторы внешнеэкономического договора и ведомости банковского контроля не являются сведениями о конкретных валютных операциях, поскольку по одному экспортному контракту оформляется один паспорт сделки, однако, количество валютных операций за определенный период по запросу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, совершаемых резидентом по одному контракту, составляет несколько десятков операций (оплата поставленного товара, получение экспортной выручки), различных по суммам, датам совершения, назначению платежа, виду валюты и не факт, что они все (по всем операциям) совершались резидентом с нарушениями. Для определения конкретной операции необходимо владеть информацией о сумме операции, виде валюты, дате ее совершения. В нарушение требований Закона и утвержденной формой запроса по КНД 1123303 (Приложение № к письму ФНС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ВД-4-17/14591@) налоговый орган в запросе не указал те операции, которые совершены с нарушением валютного законодательства, не указал конкретные операции. В части неисполнения налоговым органом требований пункта 14 статьи 23 Закона № 173-ФЗ защитник указал, что указанные в протоколе нарушения по непредоставлению справки о подтверждающих документах и сведениях о валютных операциях не поименованы в подпунктах 9 и 10 пункта 4 стать 23 Закона № 173-ФЗ в письме ответе ФТС РФ от 14.06.2012 № 01-11/29413 «О соблюдении законности при получении для целей валютного контроля форм учета и отчетности по валютным операциям» на вопросы, поступающие от кредитных организациях, ФТС РФ довело информацию, что в перечень документов, поименованных в части 4 и части 13 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, справки о подтверждающих документах не входят. В адрес Примсоцбанка Банком России в лице территориального управления – Главного управления по приморскому краю письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ «О направлении копии письма ФТС России» направлена копия вышеуказанного письма ФТС России от 23.12.2011 №01-11-63536 «Об усилении контроля за соблюдением законодательства при направлении запросов в кредитные организации в целях валютного контроля», где обращается внимание на недопустимость нарушения п.14 ст. 23 Закона таможенными органами при направлении запросов в кредитные организации, в случае выявления подобных фактов нарушений следует проводить служебные проверки с последующим привлечением виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Полагает, что данное письмо направлено Банком России Примсоцбанку в качестве разъяснений для руководства в работе, в связи с чем Банк действовал в соответствии с Законом, разъяснениями Банка России, ФТС РФ, как следствие в своих внутренних нормативных документах на всю территориальную сеть по всей стране с учетом указанной позиции закрепил соответствующий порядок исполнения запросов, направляемых в банк для исполнения со стороны ФТС и ФНС как агентов валютного контроля. Запрос противоречит требованиям законодательства, у Банка не имелось законных оснований для предоставления сведений и документов, охраняемых режимом банковской тайны в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности». Банк изначально не должен был даже частично исполнять запрос налогового органа при наличии таких нарушений, в части неисполнения налоговым органом требований п.14 ст. 23 Закона при формировании и направлении в банк своего запроса.
Представители ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк», МИФНС № 15 по Приморскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания были уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрении жалобы не поступало. В связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» и МИФНС № 15 по Приморскому краю.
Проверив доводы жалобы и представленные доказательства, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В порядке пункту 8 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба, в том числе, осуществляет функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня, составляющие единую централизованную систему налоговых органов.
На основании пунктов 1, 2, 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
В силу части 1.2 статьи 19 Закона № 173-ФЗ порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 настоящей статьи, и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 22 Закона № 173-ФЗ агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе: документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов (пункт 9 части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ), а также документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций, в том числе оформляемые и выдаваемые банками, расположенными за пределами территории Российской Федерации (пункт 10 части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Установленные данной нормой права требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и «сомнительным» финансовым операциям.
В соответствии с частью 13 статьи 23 Закона № 173-ФЗ в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов уполномоченные банки и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам имеющиеся в их распоряжении заверенные надлежащим образом копии документов при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ.
На основании пункта 1 части 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных Законом № 173-ФЗ.
В порядке части 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ все документы должны быть действительными на день их представления агентам валютного контроля. По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.
Инструкцией от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», утвержденной Центральным Банком Российской Федерации (далее - Инструкция № 181-И) установлен порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Согласно пункту 1.2 Инструкции № 181-И в случаях, установленных Инструкцией, резиденты представляют в уполномоченный банк подтверждающие документы и информацию, установленные частью 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, с учетом требований к таким документам, установленных частью 5 статьи 23 указанного закона, а также информацию в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 19 Закона о валютном регулировании.
В соответствии с пунктом 2.22 Инструкции № 181-И при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте РФ резидент должен представить в уполномоченный банк информацию об уникальном номере договора, присвоенном в порядке, установленном Инструкцией № 181-И. Указанная в настоящем пункте информация предоставляется резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки: при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении валюты Российской Федерации на этот расчетный счет резидента.
Пунктом 2.23 Инструкции № 181-И установлено, что при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации по договорам, принятым на учет уполномоченным банком, резидент в порядке, согласованном уполномоченным банком с резидентом, должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете.
Как следует из пунктов 4.1, 4.1.3 Инструкции № 181-И ее действие распространяется на договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами (проекты договоров, направленные резидентами нерезидентам или нерезидентами резидентам для заключения), которые предусматривают осуществление расчетов через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 настоящего пункта, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
В соответствии с пунктом 8.1 Инструкции № 181-И при исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого настоящей Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 6 к настоящей Инструкции, документы, указанные, в том числе в пункте 8.1.3, а именно: в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта, и (или) документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.
Исходя из вышеизложенного, в целях осуществления государственного контроля налоговый орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от субъекта проверки, а субъект проверки обязан представлять налоговому органу документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ и должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ.
В силу пунктов 13 статьи 23 и подпунктов 9 и 10 пункта 4 статьи 23 Закона № 173 документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, подлежат предоставлению налоговым органам по их запросам.
Субъект проверки представляет органам валютного контроля документы и информацию при осуществлении валютных операций в соответствии с Правилами представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17. 02.2007 № 98.
В соответствии со статьей 25 Закона № 173-ФЗ, резиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установлено, что в связи с подготовкой к проведению проверки соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования в отношении ООО «ИМТЕКС» (ИНН №, КПП №, ОГРН №) МИФНС № 15 по Приморскому краю в адрес ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении документов: договор с дополнениями с № № от ДД.ММ.ГГГГ; ведомость банковского контроля на текущую дату № от ДД.ММ.ГГГГ; справки о подтверждающих документах (в т.ч. корректирующие справки о подтверждающих документах) с документами, подтверждающими выполнение работ, оказание услуг, дата начала периода ДД.ММ.ГГГГ, дата конца периода ДД.ММ.ГГГГ; а также информации (сведения): о валютных операциях (с приложением документов, связанных с проведением указанных в них валютных операций (в т.ч. корректирующих сведений о валютных операциях)).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» предоставило копию контракта № № от ДД.ММ.ГГГГ с инвойсами, подтверждающими документами и ВБК №.
Запрашиваемые справки о подтверждающих документах, сведения о валютных операциях не предоставлены, со ссылкой на пункты 13 и 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, тем самым нарушив требования пункта 1 части 2 статьи 24 Закона № 173 -ФЗ.
Таким образом, по запросу от ДД.ММ.ГГГГ№ не в полном объеме предоставлены в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий государственный контроль (надзор), сведения (информацию), предоставление которой предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, то есть ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.7 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: запросом от ДД.ММ.ГГГГ№ и ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ на него, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, а также иными материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, доказательствам по делу мировым судьей дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В связи с чем, судом отклоняются доводы заявителя жалобы о том, что часть 13 со ссылкой на часть 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ устанавливает перечень документов (информации), состоящий из 22 пунктов, копии которых предоставляются уполномоченными банками по запросам таможенных и налоговых органов в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами операциями, при этом, часть 14 статьи 13 Закона № 173-ФЗ устанавливает обязательные для исполнения требования к таким запросам, в связи с чем, полагает, что Закон устанавливает объем сведений, предоставляемых банками как агентами валютного контроля в таможенные и налоговые органы, а также порядок/требования по их предоставлению по запросам указанных органов, вместе с тем, в запросе в отношении клиента Банка отсутствует указание на соответствующий нормативный правовой акт валютного законодательства или акт валютного регулирования, требования которого клиентом Банка нарушены и не указаны операции, которые совершены с нарушением валютного законодательства и считает, что запрос противоречит требованиям закона и у ФИО2 не имелось законных оснований для предоставления сведений и документов, охраняемых режимом банковской тайны в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», в силу следующего.
В целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов статья 23 Закона № 173-ФЗ устанавливает также обязанность кредитных организаций как агентов валютного контроля передавать таможенным и налоговым органам по их запросам имеющиеся в их распоряжении копии документов.
Как следует из Инструкции № 181-И, последняя, действительно, не предусматривает обязанностей по оформлению резидентом паспорта сделки и представления справки о валютных операциях, которые были установлены Инструкцией Банка России от 04.06.2012 № 138-И (в редакции, действовавшей до 01.03.2018) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», которой был установлен порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банка документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.
В соответствии с пунктом 1.5 указанной Инструкции № 138-И справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.
Аналогичные требования содержатся в пунктах 1.3, 2.1, 2.4 Инструкции № 181-И.
Инструкцией № 181-И установлен порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Согласно пункту 1.3 Инструкции № 181-И справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены настоящей Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов.
Сроки представления справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов установлены подпунктами 8.2.1 - 8.2.2 пункта 8.2 Инструкции № 181-И.
Вместе с тем, Инструкция № 181-И также устанавливает обязанность для резидентов по представлению в банк, принявший на учет контракт (далее - банк УК) в установленные сроки: для экспортных контрактов: сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учет, в соответствии с порядком и формой, установленными банком УК и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела 1 ведомости банковского контроля; для импортных контрактов: импортный контракт, кредитный договор (выписку из контракта (кредитного договора), и иную информацию, необходимую для формирования банком УК раздела 1 ведомости банковского контроля, с учетом сроков постановки импортного контракта (кредитного договора) на учет, указанных в пункте 5.7 Инструкции № 181-И.
В частности, пункт 2.23 Инструкции № 181-И установлено, что при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации по договорам, принятым на учет уполномоченным банком, резидент должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете.
Таким образом, несмотря на отсутствие с момента вступления в силу Инструкции № 181-И обязанности резидентов по оформлению паспорта сделки и представлению в уполномоченный банк справки о валютных операциях, резиденты и нерезиденты в те же сроки, и на тех же основаниях обязаны представлять в банк УК документы, которые подтверждают необходимость внесения изменений в ведомость банковского контроля, в частности, контракт (договор), сведения о контракте (договоре), необходимые для постановки его на учет, все изменения и дополнения в указанный контракт (договор), заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2007 № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля».
Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, что обязанность резидента и нерезидента представить агенту валютного контроля подтверждающие документы (копии документов) и информацию считается исполненной, если резидент или нерезидент представил агенту валютного контроля подтверждающие документы (копии документов) и информацию, указанные в запросе (дополнительном запросе), в полном объеме и в срок, установленный агентом валютного контроля.
Процедуры назначения и проведения налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства регламентированы Административным регламентом ФНС России по валютному контролю, утвержденного Приказом ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418с.
Исходя из изложенного, налоговый орган вправе запрашивать и получать документы и информацию, которые необходимы для осуществления предпроверочного анализа субъекта проверки и принятия решения о целесообразности или нецелесообразности проведения проверки.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Закона № 173-ФЗ, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Пунктом 11 статьи 23 Закона № 173-ФЗ установлено, что органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Таким образом, законодательством установлен порядок представления документов, подтверждающих соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций, по запросу налогового органа и агентам валютного контроля, в том числе, кредитным организациям, не предоставлены права оценивать целесообразность и необходимость запроса у них органом валютного контроля соответствующих документов и сведений в отношении объекта мероприятий валютного контроля.
В запросе от ДД.ММ.ГГГГ№, запрашивая у ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» документы и сведения, органом валютного контроля указано, что они необходимые с целью подготовки к проведению проверки в отношении объекта мероприятий валютного контроля ООО «ИМТЕКС», в связи с предполагаемым нарушением абзаца 2 пункта 5 статьи 23, пункта 2 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ на дату начала периода ДД.ММ.ГГГГ и дату конца периода ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из вышеизложенного и установленных обстоятельств по делу, вывод мирового судьи в оспариваемом постановлении о наличии в действиях ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» в связи с непредоставлением в установленный срок в адрес налогового органа запрашиваемых документов и сведений в полном объеме (справки о подтверждающих документах, сведения о валютных операциях ООО «ИМТЕКС»), верен, а события административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 19.7 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Вина ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» в совершении правонарушения установлена на основании совокупности представленных доказательств, юридическое лицо является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, выводы мирового судьи о наличии в его действиях признаков состава вмененного правонарушения соответствуют правильному применению норм права и подтверждаются материалами дела.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи содержатся необходимые сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. назначено ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения и является справедливым.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным в порядке статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется, равно как и для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае (доказательства наличия иной причины неисполнения соответствующей обязанности должностным лицом, в материалах дела отсутствуют).
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права мировым судьей не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления мирового судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы представителя ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 99 Ленинского судебного района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ, в отношении ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» и прекращении производства по делу, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
постановление мирового судьи судебного участка № 99 Ленинского судебного района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ, в отношении Публичного акционерного общества Социальный коммерческий банк Приморья «Примсоцбанк» - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его принятия.
Судья Д.К. Третьякова