ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1002/18 от 25.10.2018 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Дело № 12-1002/2018

Р Е Ш Е Н И Е

25 октября 2018 года г. Астрахань

Судья Кировского районного суда г. Астрахани Синёва И.З., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Правительства Астраханской области в лице министерства социального развития и труда Астраханской области на Постановление начальника отдела МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области Бигеева Марата Мансуровича от 18.09.2018 года о привлечении Правительства Астраханской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,

установил:

постановлением начальника отдела – судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области Бигеева М.М. от 18 сентября 2018 года Правительство Астраханской области признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Представитель Правительства Астраханской области обратился в суд с жалобой на данное постановление, в обоснование которой указал, что Правительство Астраханской области предпринимало меры для предоставления Т.М.М. жилого помещения, в связи с чем, бездействие со стороны Правительства Астраханской области по не исполнению решения суда отсутствует. В связи с этим просил постановление судебного пристава-исполнителя отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Правительства Астраханской области состава административного правонарушения.

Представитель Правительства Астраханской области в судебное заседание не явилась, извещены судом надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области представителей в суд не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили в суд ходатайство, согласно которому просили рассмотреть дело в их отсутствие, а также в удовлетворении жалобы просили отказать.

Судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, прихожу к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что Постановлением начальника МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области Бигеева М.М. от 18 сентября 2018 года Правительство Астраханской области признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административно штрафа в размере 30 000 рублей.

Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Должностным лицом вывод о наличии в действиях Правительства Астраханской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, сделан на основании исполнительного листа ВС № 048780592, выданного Кировским районный судом г. Астрахани 17.12.2012 года, требования от 17.08.2018 года.

Указанные доказательства свидетельствуют о том, что в ходе исполнения исполнительного листа, Правительство Астраханской области в установленный срок не исполнило требование судебного пристава-исполнителя об обязании предоставить Т.М.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.

Гарантируя в статье 46 (часть 1) право каждого на судебную защиту его прав и свобод, Конституция Российской Федерации исходит из того, что исполнение судебного решения является неотъемлемым элементом судебной защиты, и возлагает на государство обязанность по созданию работоспособных и эффективных организационно-правовых механизмов своевременного и полного исполнения судебных актов.

Конкретизируя эти конституционные начала правосудия, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает обязательность вступивших в законную силу судебных актов для всех без исключения субъектов права: в силу частей 1 и 2 его статьи 6 такие судебные акты подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а неисполнение постановления суда, как и иное проявление неуважения к суду, влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Данные требования корреспондируют положениям статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, который в своей практике также исходит из понимания исполнения судебного решения как неотъемлемого элемента права на суд и признает, что нарушение этого права может приобрести форму задержки исполнения решения.

Особыми субъектами исполнения судебных решений являются государство и входящие в его состав публично-территориальные образования, которые призваны обеспечивать реализацию функций публичной власти в соответствующих территориальных пределах (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) и в силу этого связаны необходимостью использования имеющихся в их распоряжении материальных и финансовых средств на цели осуществления возложенных на них полномочий.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу об исполнении судебных решений по искам к казне Российской Федерации, вынесение подобных актов порождает коллизию между такими конституционными ценностями, как своевременность и полнота исполнения судебного решения, с одной стороны, и стабильность финансовых основ реализации государством возложенных на него функций, включая безусловное гарантирование конституционно-правового статуса личности, - с другой. Эта коллизия, исходя из необходимости обеспечения баланса названных конституционных ценностей и недопустимости умаления ни одной из них, подлежит разрешению, в том числе, на основе закрепленного в статье 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципа, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина (а значит, и права на судебную защиту) не должно нарушать права и свободы других лиц. В связи с этим государству в процессе исполнения судебного решения, вынесенного по иску к Российской Федерации (как и по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета), во всяком случае должна быть обеспечена возможность принять организационно-технические меры по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих государственных структур (решения и действия которых стали причиной вынесения судебного решения) и, следовательно, не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина (Определение КС РФ от 01.10.2009г.).

Как следует из постановления начальника отдела МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области Бигеева М.М. от 18 сентября 2018 года о привлечении к административной ответственности, Правительство Астраханской области не выполнило без уважительных причин законное требование судебного пристава-исполнителя от 17 августа 2018 года об исполнении решения Кировского районного суда г. Астрахани о предоставлении Т.М.М. жилого помещения в срок до 30.08.2018 года.

Проверяя законность и обоснованность постановления судебного пристава-исполнителя о привлечении к административной ответственности Правительства Астраханской области по ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ, прихожу к выводу о его незаконности ввиду отсутствия в действиях Правительства Астраханской области состава вменяемого административного правонарушения. Доводы постановления о доказанности вины Правительства Астраханской области в совершении административного правонарушения, выразившегося в неисполнении исполнительного документа, не могут быть признаны обоснованными, по следующим основаниям.

Статьей 2.1 частью 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с Распоряжением Правительства Астраханской области от 21 марта 2013 №124-Пр «Об уполномоченном органе», уполномоченным исполнительным органом по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений», определено Министерство социального развития и труда Астраханской области в части организации деятельности по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктами 22, 29 Положения об организации отдельных мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрено, что главным распорядителем средств бюджета Астраханской области, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство. Распределение детям, оставшимся без попечения родителей, приобретенных за счет средств бюджета Астраханской области жилых помещений, осуществляется межведомственной комиссией, созданной Министерством. По результатам работы комиссии составляется распределение социальной выплаты в текущем году между претендентами в порядке нахождения их в сводном списке, в пределах объема ассигнований на текущий год.

Согласно ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 05.07.2018 на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по муниципальному образованию «Икрянинский район» состоит 191 лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Право на обеспечение жилым помещением возникло у 150 граждан указанной категории, из которых в отношении 50 приняты судебные решения об обеспечении жилыми помещениями.

Согласно информации министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 03.09.2018 № 03-02 02/13115 в рамках государственной программы «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области» реализуются мероприятия по строительству жилья для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

В соответствии с внесенными изменениями в статью 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объекта капитального строительства, строительство которого обеспечивается с привлечением средств федерального бюджета, должна быть в установленном порядке признана экономически эффективной для повторного использования.

На данный момент Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации экономически эффективной для повторного использования признана проектная документация на следующие объекты: трехэтажный 36-квартирный жилой дом в пос. Володарский по ул. Свердлова, 31; два трехэтажных 36-квартирных жилых дома № 3 и № 4 в г. Камызяке по ул. Ульянова.

ГКУ АО «Управление по капитальному строительству Астраханской области» в настоящее время ведет работу по признанию экономически эффективной всей имеющейся проектно-сметной документации (на 552 квартиры) и ее включению в реестр Минстроя России.

Таким образом, в текущем году будут приняты меры к проектированию жилых домов на имеющихся земельных участках с применением экономически эффективной проектной документации повторного использования.

В соответствии с Законом Астраханской области от 16.07.2018 №61/2018 03 «О внесении изменений в Закон Астраханской области «О бюджете Астраханской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» увеличены средства бюджета Астраханской области на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на сумму 50000,0 тыс. рублей.

Данные бюджетные средства планируется направить на приобретение жилых помещений на этапе строительства по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом 30.12.2014 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В настоящее время ведется работа по согласованию проектов нормативных документов Астраханской области для своевременного и эффективного использования выделенных средств.

Законом Астраханской области от 18.12.2017 № 89/2017-03 «О бюджете Астраханской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены в 2018 году бюджетные ассигнования в объеме 85409,800 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 70036,000 рублей, за счет средств бюджета Астраханской области - 15373,800 рублей.

Из письма министерства финансов Астраханской области от 21.02.2018 № 03-01- 03-25/106 об увеличении бюджетных ассигнований в 2018 году на мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует, что в соответствии с протоколом совещания от 19.02.2018 № 3 постоянно действующей рабочей группы по разработке проектов бюджета Астраханской области, бюджетного прогноза на долгосрочный период, проектов изменений закона Астраханской области о бюджете Астраханской области и бюджетного прогноза на долгосрочный период, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области увеличены бюджетные ассигнования в объеме 100 000,0 тыс. рублей на мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По информации агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 31.08.2018 № М-1-3689/2 в настоящее агентством проводится подготовительные мероприятия по организации повторных аукционов по приобретению в государственную собственность Астраханской области жилых помещений для вышеуказанной категории граждан на территории муниципального образования «Город Астрахань» в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований в размере 82,4 миллиона рублей..

Таким образом, из вышеизложенного следует, что решение суда не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, и вина Правительства Астраханской области в лице Министерства социального развития и труда Астраханской области как должника в исполнительном производстве и как главного распорядителя бюджетных средств, предназначенных на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в неисполнении решения суда в пользу взыскателя Т.М.М. отсутствует.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Обязанность по доказыванию наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу ст. 1.5 КоАП РФ лежит на государственном органе, вынесшем постановление о привлечении к административной ответственности.

Учитывая, что начальнику отдела - судебного - пристава исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области было известно о том, что Правительством Астраханской области принимаются меры по исполнению исполнительного документа, выданного Кировским районным судом г. Астрахани, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Правительства Астраханской области его умышленного неисполнения, а, следовательно, и вины.

На основании изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Правительства Астраханской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Согласно ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах суд приход к выводу, что жалоба Правительства Астраханской области подлежит удовлетворению, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях Правительства Астраханской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

решил:

постановление начальника отдела МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области Бигеева Марата Мансуровича от 18 сентября 2018 года о привлечении Правительства Астраханской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья И.З. Синёва