Судья Лобановская Е.А.(Дело № 12-1006/2021) | Дело № 21-313/2021 |
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 8 декабря 2021 года
Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Пушкарь О.И., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Валкур» Мирошниченко В.А. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 18-05/2021 от 5 апреля 2021 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 октября 2021 года, которым постановлено:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 18-05/2021 от 5 апреля 2021 года, вынесенное в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Валкур» по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Мирошниченко В.А. -без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 18-05/2021 от 5 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 октября 2021 года, ООО «Валкур» (далее также – Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 руб.
Основанием привлечения ООО «Валкур» к административной ответственности послужило нарушение Обществом ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4 ч. 6 ст. 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», выразившееся в том, что Общество в период времени с 1 января 2021 года по 9 января 2021 года с использованием танкера «<данные изъяты>» осуществляло деятельность по транспортировке и перевалке нефтепродуктов в акватории Авачинской бухты Тихого океана (внутренние морские воды РФ), не имея собственных аварийно-спасательных формирований и служб и без заключения договора с аварийно-спасательной службой в обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник юридического лица Мирошниченко В.А. просит постановление и судебное решение отменить, прекратить производство по делу. Указывает, что ООО «Валкур» в период времени с 1 января 2021 года по 9 января 2021 года в акватории Авачинской бухты Тихого океана не осуществляло деятельность, при ведении которой необходимо наличие собственных аварийно-спасательных формирований и служб, либо наличие договора с аварийно-спасательной службой. Такой договор обязана заключать эксплуатирующая организация, к которой ООО «Валкур» не относится. Разгрузкой нефтепродуктов занимались грузополучатели АО «ННК-Камчатнефтепродукт», в/ч №, которые владеют береговыми резервуарами для хранения нефтепродуктов, имеют собственные аварийно-спасательные формирования, которые несут готовность в ликвидации аварийных разливов нефти. Для перекачки нефтепродуктов в береговые резервуары необходимо оборудование, которого не было и не могло быть на судне. Любые действия по погрузке, разгрузке, перегрузке нефтепродуктов в морских портах с участием морских судов производятся с разрешения органов портнадзора администрации морских портов. Запрос на получение разрешения на движение судна к причалам, разрешение на проведение грузовых операций было получено агентом заявителя и только после его получения разгрузочные операции грузополучателями были произведены.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (п. 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной п. 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (п. 2).
Пунктом 4 ч. 6 ст. 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 155-ФЗ) установлено, что эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования.
Из ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона № 155-ФЗ следует, что под эксплуатирующей организацией понимается организация, осуществляющая эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО «Валкур» является деятельность морского грузового транспорта. У Общества имеется лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах (том 1 л.д. 15-21).
Согласно приложению к лицензии <данные изъяты>, предоставленной ООО «Валкур», в составе лицензируемого вида деятельности Общество осуществляет в акватории морских портов работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно с использованием нефтеналивного судна «<данные изъяты>» (том 2 л.д. 16-18).
25 января 2021 года в Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора поступило обращение капитана морского порта Петропавловск-Камчатский, согласно которому ООО «Валкур» в период времени с 1 января 2021 года по 9 января 2021 года с использованием танкера «<данные изъяты>» осуществлял выгрузку (перевалку) нефтепродуктов в морском порту Петропавловск-Камчатский, не имея собственного аварийно-спасательные формирования или договора с профессиональным аварийным-спасательным формированием об оказании услуг по обеспечению готовности к предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (том 1 л.д. 9-14).
Планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для ООО «Валкур» предусмотрено, что постоянная готовность ООО «Валкур» к мероприятиям по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов поддерживается профессиональными аварийно-спасательными формированиями, с которыми заключены договоры, в том числе с Камчатским филиалом ФБУ «Госморспасслужба России» (том 1 л.д. 47-51).
По сведениям Камчатского филиала ФГБУ «Морспасслужба России» с ООО «Валкур» договор по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов не заключался (том 1 л.д. 54).
Из письма ООО «Валкур» от 26 февраля 2021 года № 16 следует, что в период с 1 января 2021 года по 9 января 2021 года на причал АО «ННК-Камчатнефтепродукт» и военный пирс № (ЗАТО Вилючинск) порта Петропавловск-Камчатский с судна «<данные изъяты>» выгружено 3 января 2021 года 4167,258 тонн нефтепродуктов, 8 января 2021 года 4994,07 тонн нефтепродуктов. При выдаче груза грузополучателям в порту Петропавловск-Камчатский ЛРН-готовность (готовность по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов) обеспечивалась грузополучателями в соответствии с заключенными ими договорами с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (том 1 л.д. 29).
22 марта 2021 года на основании полученных данных в отношении ООО «Валкур» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (том 1 л.д. 62-64).
Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо административного органа на основании совокупности исследованных доказательств, правильно установив наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований законодательства РФ в области охраны водных объектов, его виновность в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, обоснованно признал ООО «Валкур» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (том 1 л.д. 73-80).
Выводы о виновности ООО «Валкур», изложенные в постановлении и дополнительно проверенные судьей Петропавловск-Камчатского городского суда, основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, подтверждены доказательствами, получившими анализ и оценку в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1 и 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, их правильность сомнений не вызывает.
Буквальное толкование ст. 16.1 Федерального закона № 155-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что организация, осуществляющая перевалку нефти и нефтепродуктов, во внутренних морских водах и в территориальном море обязана заключить договор с аварийно-спасательными службами (формированиями), выполняющими работы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в случае отсутствия собственных служб.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
В соответствии с разделом 2 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту (утв. Приказ Минтранса России от 9 июля 2014 года № 182) технологические процессы перевалки грузов включают в себя совокупность технологических операций, связанных с погрузкой (выгрузкой) грузов с одного вида транспорта на другой, креплением грузов на транспортном средстве, технологическим накоплением грузов. Технологические процессы перевалки грузов осуществляются в соответствии с рабочей технологической документацией (рабочие технологические карты, временные технологические инструкции перевалки, местные инструкции по типовым способам и приемам работ, инструкции по обработке опасных грузов).
Таким образом технологические процессы перевалки грузов не ограничены действиями исключительно по перемещению груза с одного транспортного средства на другое. Перевалка нефтепродуктов возможна непосредственно в береговые резервуары.
Из анализа вышеприведенных положений законодательства и установленных обстоятельств, следует, что ООО «Валкур» осуществляет деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, при этом способ, каким происходит осуществления данной перевалки не влияет на наличие у Общества обязанности соблюдать требования природоохранного законодательства и экологической безопасности при осуществлении данной деятельности, в том числе по осуществлению мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов.
Следовательно, ООО «Валкур» обязано иметь в наличии аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, либо привлекать такие службы на договорной основе.
Соответствующих договоров в материалы дела представлено не было.
Доводы жалобы о том, что судно «Святой Павел» не имеет оборудования, необходимого для перекачки нефтепродуктов в береговые резервуары, как и то, что разрешение на проведение грузовых операций с нефтепродуктами было получено агентом заявителя, не могут быть приняты во внимание, поскольку не исключают наличие в действиях ООО «Валкур» состава административного правонарушения.
Наказание ООО «Валкур» назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения в минимальном размере, предусмотренном санкцией вмененной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел и чрезмерно суровым либо несправедливым не является.
При проверке дела в полном объеме не выявлено существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 18-05/2021 от 5 апреля 2021 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 октября 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Валкур» Мирошниченко В.А. – без удовлетворения.
Судья Н.В. Гончарова