ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1008/21 от 20.12.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-1008/21

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

20 декабря 2021 года г.Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу генерального директора АО «Хабаровские энергетические системы» Осокиной Натальи Валентиновны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в , проживающей по адресу: , на постановление заместителя председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Гончар Е.И. №73-д от 23.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 23.09.2021 генеральный директор АО «Хабаровские энергетические системы» Осокина Н.В. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.19.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

В жалобе на постановление Осокина Н.В. указала на вину начальника нормативно-технического отдела Бобышева Г.Е., который ошибочно полагал, что информация, подлежащая размещению в отчете, направлена в адрес Комитета по ценам и тарифам в установленный срок – до 01.04.2021; отчет о достижении плановых показателей в адрес Комитета направлен им письмом от 18.05.2021, т.е. с нарушением срока предоставления отчетных данных; период просрочки предоставления отчетных данных незначителен, нарушение устранено до составления протокола об административном правонарушении; несвоевременное предоставление отчетных данных, в соответствии с п.14(2) Положения, не относится к существенным нарушениям порядка определения фактических показателей надежности и качества; деяние не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не привело к наступлению неблагоприятных последствий, не вызвано пренебрежительным отношением к исполнению своих обязанностей; просит освободить от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

В письменных возражениях консультант отдела Комитета Яровых М.Ю. указала, что Осокина Н.В. является надлежащим субъектом; представленные 18.05.2021 отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчете индикативных показателей уровня надежности за 2020 год, подписаны Осокиной Н.В.; фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным; Осокина Н.В., осуществляя текущее руководство Обществом, могла и должна была осознавать, что регулируемые организации ежегодно, до 1 апреля, представляют в уполномоченный орган отчетные данные; состав ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ носит формальный характер, и для его установления достаточно факта нарушения, установленного законодателем требования, не требует факта наличия причиненного ущерба; пп.а п.14(2) Положения №1220 предусмотрено, что существенным нарушением порядка определения фактических показателей надежности и качества признается факт непредставления организацией регулирующему органу отчетных данных, предусмотренных п.14 Положения №1220; правонарушение выразилось в том, что генеральным директором Общества не представлены в срок до 01.04.2021 отчетные данные, предусмотренные п.14 Положения №1220, что в соответствии с пп.а п.14(2) Положения №1220 является существенным нарушением порядка определения фактических показателей надежности и качества; при назначении наказания учтен характер совершенного правонарушения, имущественное положение, наказание назначено в минимальном размере.

В судебном заседании защитник Осокиной Н.В. – Дмитриенко И.С. доводы жалобы поддержал, дал пояснения по их существу.

Должностное лицо комитета по ценам и тарифам М.Ю. настаивает на законности вынесенного постановления.

Изучив материалы дела, выслушав сторону и должностное лицо, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).

В соответствии с ч.6 ст.25 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях экономического стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности при осуществлении регулируемых видов деятельности регулирование цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должно осуществляться преимущественно в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. При этом цены (тарифы) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, зависят от исполнения такими организациями показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, которые устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ.

В силу ч.1 ст.25 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно п.6 ч.1 ст.8 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», регулированию подлежат, в том числе, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 №1220 утверждено Положение об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, согласно п.7 которого, плановые значения показателей надежности и качества устанавливаются регулирующими органами на каждый расчетный период регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования. Указанные значения для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций устанавливаются начиная с 2011 года. Плановые значения показателей надежности и качества устанавливаются регулирующими органами одновременно с установлением в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», и Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», тарифов на долгосрочный период регулирования для организации с учетом п.9 настоящего Положения.

Согласно Положению о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 №142-пр, на территории Хабаровского края полномочиями по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (п.4.1.2) и осуществлению государственного контроля за применением регулируемых цен (тарифов) (п. 4.4.5) наделен Комитет.

Постановлением Комитета от 12.12.2018 №37/2 в городе Хабаровске на 2019 - 2023 годы установлены цены (тарифы) на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям АО «ХЭС».

Приложением №2 к вышеназванному постановлению №37/2 установлены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годы для формирования цен (тарифов) с использованием метода индексации установленных тарифов для АО «ХЭС» в г.Хабаровске (с учетом показателей энергосбережения энергетической эффективности, реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности).

Согласно Положению об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 №1220: п.12 - определение фактических значений показателей надежности и качества, а также определение индикативных показателей уровня надежности осуществляется регулирующими органами по окончании каждого расчетного периода регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования; п.13 - при определении фактических значений показателей надежности и качества, а также индикативных показателей уровня надежности регулирующие органы используют, в том числе, отчетные данные, предоставляемые организациями в соответствии с п.14 Положения; п.14 - организации предоставляют регулирующим органам до 1 апреля года, следующего за отчетным, отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчете индикативных показателей уровня надежности в соответствии с методическими указаниями.

Как следует из материалов дела, в целях осуществления функции государственного регулирования, Комитет по ценам и тарифам дополнительно письмом от 18.01.2021 №2-2-7-91 известил регулируемые организации, в том числе, АО «Хабаровские энергетические системы», о необходимости представления отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчете индикативных показателей уровня надежности, за 2020 год, в соответствии с требованиями п.14 Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 №1220.

Поскольку в срок до 01.04.2021 отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчете индикативных показателей уровня надежности за 2020 год АО «Хабаровские энергетические системы» в Комитет не представило, 30.07.2021 в отношении генерального директора Общества Осокиной Н.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства правонарушения и вина Осокиной Н.В. в его совершении подтверждаются материалами дела, в том числе: письмом председателя комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.01.2021 №2-2-7-91, докладной начальника отдела экспертизы в ТЭК, отчетом АО «Хабаровские энергетические системы» с сопроводительным письмом от 18.05.2021 №0908/21, протоколом об административном правонарушении от 30.07.2021, выпиской из ЕГРЮЛ.

Указанные доказательства отвечают требованиям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.

В силу ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Совокупность представленных доказательств указывает на то, что Осокина Н.В., являясь генеральным директором АО «Хабаровские энергетические системы», осуществляющего деятельность по поставке коммунального ресурса, обладая организационно-распорядительными функциями, не обеспечила своевременное представление сведений, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчете индикативных показателей уровня надежности, за 2020 год в орган, осуществляющий государственный контроль в области регулируемых государством цен (тарифов), в связи с чем, обоснованно привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.19.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По указанным основаниям доводы жалобы, касающиеся ненадлежащего субъекта ответственности со ссылкой на вину начальника нормативно-технического отдела Бобышева Г.Е., подлежат отклонению.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу; освобождение лица от административной ответственности в связи с малозначительностью является прерогативой судьи, органа, должностного лица, осуществляющего первоначальное привлечение к ответственности.

Должностным лицом комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края не установлено оснований для применения положений ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении Осокиной Н.В. к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в непринятии всех зависящих мер за соблюдением требований и условий установленного порядка представления сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).

Характер деяния, объектом которого являются общественные отношения в области осуществления государственного контроля и надзора, отсутствие исключительных обстоятельств не позволяют признать совершенное правонарушение малозначительным.

Наказание назначено должностному лицу в пределах санкции ч.1 ст.19.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом требований ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в минимальном размере.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления, не установлено.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Постановление заместителя председателя по правовой работе, вопросам тарифного регулирования и контроля за порядком ценообразования комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Гончар Е.И. №73-д от 23.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении генерального директора АО «Хабаровские энергетические системы» Осокиной Натальи Валентиновны оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Судья Ткаченко Е.С.