ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1009/20 от 11.06.2020 Чердаклинского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 12-1009/20

Р Е Ш Е Н И Е

Ульяновская область, р.п.Старая Майна 11 июня 2020 года

Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе судьи Дементьева Н.Н.,

при секретаре Лисенковой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на постановление заместителя начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области о назначении административного наказания в виде административного штрафа по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Н. А.Н. от 30.03.2020 года Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области обратившись с жалобой в суд, просит признать данное постановлением незаконным и отменить его. Доводы мотивированы тем, что в действиях Министерства отсутствует вина вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ. В постановлении не приведены мотивы принятого по делу решения, отсутствует анализ доказательств. 09.08.2019 в адрес судебных приставов направлялись письма с указанием о невозможности исполнения решения суда в срок указанный в постановлении. Министерство является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в их распоряжении, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2020 год, утвержденной Законом Ульяновской области от 21.12.2018 г №156-ЗО « Об областном бюджете Ульяновской области на 2019 год и на плановый период 2021 и 2020 годов». Не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда и необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда. Со стороны Министерства были предприняты все меры по исполнению решения суда об обязании предоставить П. Ю.В. в соответствии с законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» на условиях найма специализированное жилое помещение в <...>. Так, по итогам объявленных аукционов на приобретение в собственность жилых помещений для детей-сирот в МО «Старомайнское городское поселение» заключен государственный контракт № 94 от 02.04.2015 с ООО «<...>» на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в <...> на 18 квартир. В связи с дефицитом средств областного бюджета Ульяновской области, выделенных на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, торги на приобретение данных жилых помещений в 2016-2019г.г. не объявлялись. В течение 2020 года Министерством будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот. Кроме того, постановлением Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 № 466 –П предусмотрена ежемесячная денежная компенсация расходов за наем и П. Ю.В. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 4000 рублей. Также неоднократно направлялись письма Министру финансов Ульяновской области и Председателю Правительства Ульяновской области. Исполнение судебного решения было невозможным вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

В судебное заседание представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области не явился, при подаче жалобы в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель МСОП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание также не явился, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд оснований к отмене или изменению постановления должностного лица не находит.

В силу ст.6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статьей 113 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено действиями (бездействием), создающими различные препятствия реализации судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительных документов по спорам неимущественного характера. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что вступившим в законную силу решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области по делу №.... на Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (в настоящее время Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области) возложена обязанность обеспечить П., <...> г.р. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

06.11.2018 судебным приставом- исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области в отношении Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на основании исполнительного листа №.... от 10.10.2018, выданного Чердаклинским районным судом Ульяновской области по делу № №.... возбуждено исполнительное производство №...., должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

15.11.2018 судебным приставом- исполнителем МОСП в ходе проверки исполнения решения суда и требования судебного пристава -исполнителя было установлено, что решение суда по исполнительному листу не исполнено, в связи с чем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27.12.2018 Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области было освобождено от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №.....

Определением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 10.04.2019 произведена замена должника (ответчика) по гражданскому делу №.... с Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на правопреемника - Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Постановлением о назначении нового срока исполнения от 10.06.2019 и требованием об исполнении решения суда установлен новый срок для исполнения решения суда до 12.08.2019, в адрес Министерства направлено требование.

Однако требования должностного лица Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области исполнены не были, в связи с чем, составлен акт о неисполнении решения суда и 28.08.2019 должник привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Данное постановление 14.10.2019вступило в законную силу. 23.10.2019 вынесено постановление, которым Министерству строительства и архитектуры установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - до 21.02.2020.

Однако требования должностного лица Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области вновь исполнены не были, что подтверждается актом о совершении исполнительских действий от 25.02.2020.

Вышеуказанные доказательства оценены должностным лицом в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, факт неисполнения Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, имел место.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Сведений о том, что Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области были предприняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, в материалах дела не имеется. В материалах дела и в жалобе отсутствуют какие-либо данные, свидетельствующие о наличии препятствий для исполнения Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области решения суда, которое в силу ст. 13 ГПК РФ является общеобязательным и подлежит неукоснительному исполнению.

Отсутствие в настоящее время жилья для предоставления детям и лицам указанной категории, заключение в 2015 году контракта на его строительство, переписка с Министром финансов Ульяновской области, Правительством Ульяновской области в период с 2017 по 2019 годы, само по себе нельзя расценивать как принятие всех мер для надлежащего исполнения решения суда о предоставлении жилых помещений с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась по характеру данного обязательства.

Таким образом, вывод о наличии в бездействиях Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ сделан должностным лицом на основании собранных по делу доказательств. Данный вывод подробно мотивирован в постановлении, он соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Доказательства, на основании которых установлена вина Министерства в совершении правонарушения, оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с такой оценкой не имеется.

Доводы жалобы об отсутствии состава правонарушения являются не состоятельными, поскольку материалами дела подтверждаются событие и состав инкриминируемого Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области административного правонарушения.

Вина Министерства с учетом положений ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ в данном случае заключается в непринятии всех зависящих от него своевременных мер по выполнению решения суда в установленный срок.

Доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих о реальной утрате возможности исполнения судебного решения по делу, материалы дела не содержат. Не представлено должником судебному приставу-исполнителю убедительных доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. При этом данных о том, что заявитель в сложившейся ситуации обращался в суд с ходатайством об отсрочке или рассрочка исполнения судебного акта, изменение способа и порядка его исполнения, приостановление исполнения судебного акта или исполнительного производства, отложение исполнительных действий заявителем представлено не было.

Совершенное Министерством административное правонарушение свидетельствует о несоблюдении установленного ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 03 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" принципа обязательности исполнения судебных постановлений.

Объектом посягательства инкриминируемого заявителю административного правонарушения являются принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного выполнения требований законодательства. Действия Министерства, выразившиеся в неисполнении в течение длительного периода времени решения суда, в непринятии своевременных, необходимых и достаточных мер по его исполнению подрывает авторитет судебной власти.

При обстоятельствах, установленных по делу, совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было. Административное наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ в минимальном размере для данной категории субъектов правонарушения, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Соответственно оснований для отмены данного постановления не имеется

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 30.03.2020 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №.... оставить без изменения, а жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.

Судья Н.Н. Дементьев