дело № 12-100/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по протесту прокурора на определение о возврате материалов
с. Кабанск 10 ноября 2017 года
Судья Кабанского районного суда Республики Бурятия Герасименко В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мисюра Е.С., участием старшего помощника прокурора Кабанского района Республики Бурятия Голяк Ю.В., представителя главы- руководителя МО СП «Селенгинское» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Кабанского района Республики Бурятия на определение первого заместителя министра финансов Республики Бурятия о возвращении постановления о возбуждении в отношении главы-руководителя МО СП «Селенгинское» Кабанского района РБ ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ от 18 августа 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование протеста прокурор Кабанского района Республики Бурятия указал, что прокуратурой района проведена проверка по исполнению бюджетного законодательства, законодательства о размещении заказов администрацией МО ГП «Селенгинское» при размещении муниципального заказа на право заключения муниципального контракта на капитальный ремонт блока «Б» МАУ КДЦ «Жемчужина» п. Селенгинск Кабанского района РБ. По итогам которой в отношении должностного лица – главы МО ГП «Селенгинское» ФИО2 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Постановление с материалами проверки в соответствии со ст. 23.7.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения по существу в Министерство финансво Республики Бурятия. Определением первого заместителя финансов РБ от 18.08.2017г. постановление и материалы его обосновывающие возвращены прокурору в связи с неправильным составлением постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, неполнотой представленных материалов, оформлением других материалов дела. При этом одним из оснований возвращения материала дела об административном правонарушении послужило не установление прокурором Кабанского района РБ следующих обстоятельств: не усматривается ли в действиях Администрации МО «Кабанский район» признаков административного правонарушений и не является ли ее действия (бездействия) причиной совершения Администрацией МО ГП «Селенгинское» административного правонарушения. Считает данные доводы противоречащими действующему законодательству, в частности ст. 162, ч.3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ. Отсутствие в материалах дела об административном правонарушении нормативных правовых актов, а именно Устава МО ГП «Селенгинское», решений Совета депутатов МО «Кабанский район» о внесении изменений в бюджет, а также документов, подтверждающих доведение лимитов до главного распорядителя бюджетных средств органа местного самоуправления района, не может рассматриваться в качестве недостатков, т.к. указанные правовые акты опубликованы помимо иных источников на официальных сайтах поселения и района, то есть находятся в свободном доступе. Учитывая, что в рамках возбужденного административного правонарушения оцениваются действия должностного лица МО ГП «Селенгинское», требование о предоставлении документов, подтверждающих доведение финансовым органом МО «Кабанский район» до подведомственного ГРБС и получателей бюджетных средств лимитов, является недопустимым и не может влиять на результат рассмотрения дела. Полагает, что определение должностного лица подлежит отмене, а материал возвращению для принятия решения о рассмотрении дела.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кабанского района Республики Бурятия Голяк Ю.В. протест поддержала в полном объеме по изложенным в нем доводам, просила его удовлетворить.
Министерство финансов Республики Бурятия в судебное заседание своего представителя не направило, о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил представителя.
Представитель главы- руководителя МО СП «Селенгинское» ФИО2 - ФИО1, действующая на основании доверенности от 02.05.2017г. считает протест необоснованным, в судебном заседании возражала относительно отмены определения от 18.08.2017 г. о возврате материалов по делу об административном правонарушении. Указала, что в действиях Администрации МО «Кабанский район» также усматриваются признаки административного правонарушения не указанные в постановлении прокурора Кабанского района РБ. Направленные на рассмотрение материалы не содержат нормативных правовых актов, а именно Устава МО ГП «Селенгинское», решений Совета депутатов МО «Кабанский район» о внесении изменений в бюджет и др.
Исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснения явившихся лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом под законностью понимается соблюдение всех норм КоАП РФ, регламентирующих порядок принятия решения, а под обоснованностью - наличие в представленных материалах сведений, которые подтверждают необходимость принятого решения.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Пп.1 п.1 ст.25.11 КоАП РФ предусматривает право прокурора в пределах своих полномочий возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ возбуждаются прокурором, о чем выносится соответствующее постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. Указанное постановление выносится в сроки, установленные ст. 28.5 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.
В силу пп.4 п.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении уполномоченным органом (должностным лицом) разрешается в числе прочих вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. О возвращении протокола по делу об административном правонарушении и других материалов дела выносится определение.
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 (п. 4) следует, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Принимая решение о возврате постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, должностное лицо в определении указал, что прокурором не установлено обстоятельство -не усматривается ли в действиях Администрации МО «Кабанский район» признаков административного правонарушения и не являются ли ее действия (бездействия) причиной совершения Администраций МО ГП «Селенгинское» административного правонарушения, а также не представлены документы (их копии), имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, такие как устав МО ГП «Селенгинское», решение Совета депутатов МО «Кабанский район» от 31.03.2017г. № представлено без ведомственной структуры расходов, не приложена Методика распределения межбюджетных трансфертов бюджетам поселений на развитие общественной инфраструктуры, кап.ремонт, реконструкцию, строительство объектов образования, физ.культуры и спорта, культуры, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и др. документы, в связи с чем постановление прокурора содержит недостатки, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
Проверка представленных материалов показала, что вопросы, на которые указывается в определении, нельзя рассматривать как недостатки постановления, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении. Должностное лицо вправе и обязан исследовать доказательства с точки зрения их достаточности, относимости и допустимости.
Также вывод должностного лица об отсутствии в материалах дела документов, таких как Устав, решений Совета депутатов, методики распределения межбюджетных трансфертов, сделан неверно.
Отсутствие в материалах административного дела указанных выше документов в соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ не является основанием для возвращения постановления прокурору, поскольку они могут быть представлены прокурором при рассмотрении дела. Кроме того, указанные правовые акты опубликованы помимо иных источников на официальных сайтах поселения и района, то есть находятся в свободном доступе.
В материалах дела имеется постановление прокурора Кабанского района Республики Бурятия о возбуждении дела об административном правонарушении от 03 августа 2017 года, в котором указаны все необходимые сведения, определенные в части 2 статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указание в качестве основания возвращения материалов должностным лицом Министерства финансов Республики Бурятия на тот факт, что не установление прокурором обстоятельства о том, не усматривается ли в действиях Администрации МО «Кабанский район» признаков административного правонарушения и не являются ли ее действия (бездействия) причиной совершения Администраций МО ГП «Селенгинское» административного правонарушения, суд находит неправомерным, поскольку данный факт подлежит оценке при исследовании доказательств.
Оценка доказательств согласно ст.26.11 КоАП РФ осуществляется при рассмотрении постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по существу и должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Данный вывод должностного лица является преждевременным.
Таким образом, учитывая соответствие постановления о возбуждении дела об административном правонарушении действующему законодательству, данные доводы прокурора подлежат удовлетворению, поскольку указанные основания для возвращения материалов административного дела в прокуратуру Кабанского района Республики Бурятия являются несущественными и могут быть восполнены и оценены при рассмотрении дела по существу, в связи с чем определение о возвращении материалов об административном правонарушении от 18 августа 2017 г. подлежит отмене, а постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурора Кабанского района Республики Бурятия от 03 августа 2017 года в отношении главы МО ГП «Селенгинское» ФИО2 по ст. 15.15.10 КоАП РФ и другие материалы дела направлению в Министерство финансов Республики Бурятия для рассмотрения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Определение первого заместителя министра Республики Бурятия о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и других материалов дела от 18 августа 2017 года - отменить, протест прокурора - удовлетворить.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурора Кабанского района Республики Бурятия от 03 августа 2017 года в отношении главы МО ГП «Селенгинское» ФИО2, привлекаемого по ст. 15.15.10 КоАП РФ и другие материалы дела направить в Министерство финансов Республики Бурятия для рассмотрения по существу.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия.
Судья В.С. Герасименко