ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-100/20 от 13.02.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

Судья: Гриценко Н.Н. Дело № 12-100/2020

Р Е Ш Е Н И Е

13 февраля 2020 года г. Калининград

Калининградский областной суд в лице судьи – Струковой А.А.

при секретаре – Ульяновой В.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе П.Поляньски на не вступившее в законную силу постановление судьи Багратионовского районного суда Калининградской области от 30 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Заслушав объяснения защитника П.Поляньски – ФИО1, поддержавшей жалобу, возражения начальника отдела по вопросам миграции межмуниципального отдела «Багратионовский» УМВД России по Калининградской области ФИО2, полагавшего постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, исследовав материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Багратионовского районного суда Калининградской области от 30 января 2020 года назначено П.Поляньски административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, выразившегося в том, что гражданин Республики Польша П.Поляньски, имея российскую обыкновенную деловую визу <данные изъяты>, выданную 19 июля 2019 года на срок до 7 июля 2021 года и предоставляющую право пребывания на территории Российской Федерации в течение 90 дней из каждых 180 дней, в нарушение ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» пребывал на территории Российской Федерации в период с 20 июля 2019 года по 15 января 2020 года суммарно 96 дней.

В жалобе на указанное постановление П.Поляньски просит его изменить, переквалифицировав его действия на ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ и ограничившись административным наказанием в виде административного штрафа, который уплачен 30 января 2020 года.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд полагает постановление по делу об административном правонарушении подлежащим изменению.

Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Нормативными правовыми актами определен порядок выдачи компетентными государственными органами иностранным гражданам или лицам без гражданства документов, подтверждающих право на въезд и пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Так, в соответствии с Соглашением от 25 мая 2006 года об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза, заключенным между Российской Федерацией и Европейским сообществом, целью настоящего Соглашения является упрощение на основе взаимности выдачи виз для пребывания на срок не более 90 дней в течение каждого периода в 180 дней гражданам Российской Федерации и Европейского союза (статья 1); "виза" означает разрешение или решение, выданное или принятое Российской Федерацией или государством-членом, которое необходимо для въезда в целях пребывания на общий срок не более 90 дней в Российской Федерации, в этом государстве-члене или нескольких государствах-членах (пункт d статьи 3); суммарный срок пребывания граждан, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, на территории Российской Федерации или государств-членов не должен превышать 90 дней в течение каждого периода в 180 дней (пункт 4 статьи 5).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определено, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2003 года утверждено Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы.

Пунктом 4 данного Положения предусмотрено, что виза является разрешением на въезд в Российскую Федерацию, пребывание в Российской Федерации и транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранного гражданина в течение срока действия визы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, когда иностранному гражданину в соответствии с законодательством Российской Федерации въезд в Российскую Федерацию может быть не разрешен либо не разрешается или в отношении иностранного гражданина принято решение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Суммарный срок пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации по многократной деловой визе устанавливается в соответствии с абзацем третьим пункта 17 настоящего Положения (пунктом 29).

Абзацем третьим пункта 17 Положения суммарный срок пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации по многократной визе устанавливается при оформлении визы уполномоченным государственным органом, но не более чем 90 дней в течение каждого периода в 180 дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

Из приведенных норм следует, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ образует не любое нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, а только такие нарушения, которые выразились в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Из материалов дела следует, что гражданину Республики Польша П.Поляньски выдана в установленном порядке российская виза 19 июля 2019 года на срок до 7 июля 2021 года.

Таким образом, у П.Поляньски имелся действительный документ с российской визой, общий срок действия которой не истек.

Вместе с тем, П.Поляньски нарушил правила въезда в Российскую Федерацию и пребывания на территории Российской Федерации в период времени после 4 января 2020 года, поскольку в течение 180 дней он находился на территории России 96 дней суммарно за период с 20 июля 2019 года по 15 января 2020 года.

Таким образом, П.Поляньски допущено нарушение правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на территории Российской Федерации, предусмотренных визой, выданной уполномоченным органом Российской Федерации в соответствии с международным соглашением от 25 мая 2006 года и приведенными нормами национального законодательства Российской Федерации.

Нарушение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию при наличии российской визы, срок действия которой не истек, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ.

С учетом изложенного суд полагает постановление по делу об административном правонарушении подлежащим изменению путем переквалификации деяния П.Поляньски с части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нап часть 1 статьи 18.8 КоАП РФ.

Санкция части 1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Проверяя доводы П.Поляньски о наличии оснований для назначения ему административного наказания, не связанного с административным выдворением за пределы Российской Федерации, суд принимает во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, в виде раскаяния в содеянном.

Также суд учитывает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Вместе с тем, П.Поляньски выдана многократная российская деловая визу, П.Поляньски имеет коммерческие отношения с российским юридическим лицом, сведений о привлечении П.Поляньски к ответственности на территории Российской Федерации за совершение иных правонарушений не имеется.

Из пояснений П.Поляньски видно, что допустимый срок пребывания в течение 180 дней им не был соблюден ввиду большой очереди на границе и необходимости остаться для разрешения деловых вопросов на два дня при отдельных поездках к российским партнерам.

Эти утверждения не опровергнуты и сами по себе не свидетельствуют о грубом игнорировании П.Поляньски норм национального законодательства России.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что назначение П.Поляньски дополнительного альтернативного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации, которое влечет за собой последующий запрет на въезд иностранного гражданина в Российскую Федерацию на срок 5 лет, не соразмерно содеянному.

При таких обстоятельствах суд полагает, что достижению целей назначения административного наказания (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) отвечает назначение П.Поляньски административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 руб.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Багратионовского районного суда Калининградской области от 30 января 2020 года изменить, переквалифицировав деяние П.Поляньски с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ на ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ и исключив указание о назначении П.Поляньски дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

В остальной части это же постановление оставить без изменения.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова