ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-100/20 от 23.03.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №12-100/2020

Р Е Ш Е Н И Е

23 марта 2020 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Воробьёва С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника управления – заведующего отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО1 на постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела по дорожному хозяйству, санитарной очистке города и вопросам благоустройства департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 января 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника отдела по дорожному хозяйству, санитарной очистке города и вопросам благоустройства департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым ФИО2 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заместитель начальника управления – заведующий отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт.Черноморское и Черноморского района – старший государственный инспектор Республики Крым ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 января 2020 года, вернуть дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Жалоба мотивирована тем, что судья городского суда пришел к ошибочному выводу об отсутствии в действиях начальника отдела по дорожному хозяйству, санитарной очистке города и вопросам благоустройства департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым ФИО2 состава административного правонарушения. Заявитель указывает, что ФИО2, занимающий вышеуказанную должность, является ответственным лицом в области обращения с отходами, в том числе за исполнение предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 31 октября 2019 года №13/07.1-19. Считает, что при проведении надзорного мероприятия было установлено событие и состав административного правонарушения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции 23 марта 2020 года заместитель начальника управления – заведующий отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт.Черноморское и Черноморского района – старший государственный инспектор Республики Крым ФИО1 не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть поданную им жалобу в его отсутствие, постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 января 2020 года отменить, вернуть дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции 23 марта 2020 года ФИО2 не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд письменные пояснения, в которых возражал против удовлетворения жалобы и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом изложенных обстоятельств, считаю возможным рассмотреть жалобу заместителя начальника управления – заведующего отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО1 на постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 января 2020 года в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 31 октября 2019 года в 17 часов 00 минут по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной должностными лицами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в отношении администрации г. Евпатории в соответствии с приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 22 октября 2019 года №1762 установлен факт невыполнения в срок до 19 сентября 2019 года предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 19 июля 2019 года №5/07.1-19, а именно администрацией г. Евпатории не организована работа по ликвидации 9 несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории г. Евпатории Республики Крым:

1) Несанкционированная свалка отходов общей площадью 1450 кв.м, расположенная южнее садового товарищества «Садовод», г. Евпатория, координаты:45,208736 33,407867 - не ликвидирована;

2) Несанкционированная свалка отходов общей площадью 15 кв.м, расположенная в районе ул. 51-й Армии, г. Евпатория, координаты: 45,225539 33,360057 - не ликвидирована, увеличилась на 30 кв.м;

3) Несанкционированная свалка отходов общей площадью 427 кв.м, расположенная в г. Евпатория, земельный участок с кадастровым номером 90:18:000000:240, координаты: 45,209918 33,333815 - не ликвидирована;

4) Несанкционированная свалка отходов общей площадью 520 кв.м, расположенная в г.Евпатория, земельный участок с кадастровым номером 90:18:000000:240, координаты: 45,209968 33,329763 - не ликвидирована;

5) Несанкционированная свалка отходов общей площадью 195 кв.м, расположенная в г.Евпатория, земельный участок с кадастровым номером 90:18:000000:240, координаты: 45,209935 33,330332 - не ликвидирована;

6) Несанкционированная свалка отходов общей площадью 379 кв. м, расположенная в г.Евпатория, земельный участок с кадастровым номером 90:18:000000:240, координаты: 45,209983 33,336326 - не ликвидирована;

7) Несанкционированная свалка отходов общей площадью 200 кв. м, расположенная в г.Евпатория, земельный участок с кадастровым номером 90:18:000000:240, координаты: 45,209042 33,323872 - не ликвидирована;

8) Несанкционированная свалка отходов общей площадью 312 кв.м, расположенная в г. Евпатория, земельный участок с кадастровым номером 90:18:000000:240, координаты: 45,208246 33, 323046 - не ликвидирована;

9) Несанкционированная свалка отходов общей площадью 2942 кв.м, расположенная в г. Евпатория, земельный участок с кадастровым номером 90:18:000000:240, координаты: 45,206153 33, 322084 - не ликвидирована.

Таким образом, в ходе проверки было установлено нарушение требований статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым, утвержденного Распоряжением Главы Республики Крым от 06 сентября 2016 года №547-рг, части 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По указанному выше факту неисполнения предписания 10 декабря 2019 года заместителем начальника управления – заведующим отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт.Черноморское и Черноморского района – старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО1 был составлен в отношении начальника отдела по дорожному хозяйству, санитарной очистке города и вопросам благоустройства департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым ФИО2 протокол №015464 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прекращая производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда пришел к выводу, что из представленных материалов не усматривается наличие в действиях начальника отдела по дорожному хозяйству, санитарной очистке города и вопросам благоустройства департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем нахожу указанные выводы судьи городского суда преждевременными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут являться граждане, должностные лица и юридические лица.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом юридического лица (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка трудовой деятельности, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

Прекращая производство по настоящему делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда исходил из того, что предписание должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым №5/07.1-19 от 19 июля 2019 года об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований по организации работы по ликвидации несанкционированных свалок в срок до 19 сентября 2019 года было вынесено в отношении администрации города Евпатории, а не в отношении должностного лица – начальника отдела по дорожному хозяйству, санитарной очистке города и вопросам благоустройства департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым ФИО2

Однако, судьей городского суда при этом не было учтено, что выдача предписания для исполнения юридическому лицу не исключает обязанность должностного лица исполнить требования предписания, если это входит в круг его полномочий.

Между тем обстоятельства относительно того, входило ли в круг полномочий начальника отдела по дорожному хозяйству, санитарной очистке города и вопросам благоустройства департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым ФИО2 в силу его должностных обязанностей исполнение предписания должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым №5/07.1-19 от 19 июля 2019 года об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований по организации работы по ликвидации несанкционированных свалок, судьей городского суда не выяснялись.

Согласно пункту 3.12 имеющейся в материалах дела должностной инструкции начальника отдела по дорожному хозяйству, санитарной очистке города и вопросам благоустройства департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым, утвержденной заместителем главы администрации – начальника департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым от 25 мая 2016 года в должностные обязанности начальника отдела входит координация работы по сбору и вывозу бытовых отходов с территории муниципального образования городской округ Евпатории.

Таким образом, судья городского суда оставил без внимания вышеизложенные обстоятельства и не дал им надлежащую оценку.

Изложенное свидетельствует о том, что требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей городского суда соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, приведенные выше обстоятельства и доводы фактически не проверены.

Допущенные судьей городского суда нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, что повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не в полном объёме.

При указанных обстоятельствах постановление судьи не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в связи с наличием существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, учитывая также, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек и возможность рассмотрения настоящего дела по существу не утрачена.

При новом рассмотрении дела судье необходимо учесть вышеизложенные обстоятельства и принять законное и обоснованное постановление по делу в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -

Р Е Ш И Л:

Жалобу заместителя начальника управления – заведующего отделом экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО1 удовлетворить.

Постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 20 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела по дорожному хозяйству, санитарной очистке города и вопросам благоустройства департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым ФИО2 отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья (подпись) С.А. Воробьёва

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>