Судья Плесовская Н.В. дело № 21-93/2021 (№ 12-100/2020)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Санжаровская Н.Ю., рассмотрев 24 февраля 2021 года в судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу руководителя администрации городского поселения "Нижний Одес" Аксенова Ю.С. на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Сосногорску УФССП России по Республике Коми № 249 от 21 сентября 2020 года и решение судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 14 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского поселения "Нижний Одес",
установил:
постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Сосногорску УФССП России по Республике Коми Кучумовой И.А. № 249 от 21 сентября 2020 года администрация городского поселения "Нижний Одес" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, руководитель администрации городского поселения "Нижний Одес" Аксенов Ю.С. обратился с жалобой в Сосногорский городской суд Республики Коми, решением которого от 14 декабря 2020 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба администрации городского поселения "Нижний Одес" – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, руководитель администрации городского поселения "Нижний Одес" Аксенов Ю.С. просит отменить состоявшиеся по делу акты, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.
Участники производства по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, несмотря на их надлежащее извещение, ходатайств об отложении не заявляли, руководителем администрации городского поселения "Нижний Одес" Аксеновым Ю.С. заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со статьями 25.1, 25.4 и 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии законного представителя или защитника администрации городского поселения "Нижний Одес".
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, администрация городского поселения "Нижний Одес" является должником по исполнительному производству № <Номер обезличен> (прежний номер <Номер обезличен>), возбужденному 22 июля 2019 года на основании исполнительного листа серии ФС № <Номер обезличен>, выданного Сосногорским городским судом Республики Коми 22 сентября 2015 года по делу № 2-<Номер обезличен>/2015, в соответствии с которым администрация городского поселения "Нижний Одес" обязана произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности: - в срок до 30.04.2016 обеспечить противопожарное расстояние от границы застройки поселка Конашъель (ул. <Адрес обезличен>) до лесного массива не менее 30 м; - в срок до 30.08.2016 обеспечить населенный пункт Конашъель достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, соответствующих нормам расхода воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники.
В связи с неисполнением должником решения Сосногорского городского суда Республики Коми в срок, установленный для добровольного исполнения, 22 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении должнику нового срока для исполнения требований исполнительного документа - до 31 июля 2020 года.
Указанное постановление вручено должнику 28 июля 2020 года.
Из акта № 47 от 30 июля 2020 года, составленного по итогам проведенной Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Сосногорска УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Коми внеплановой выездной проверки в отношении администрации городского поселения "Нижний Одес", следует, что населенный пункт Конашъель не обеспечен достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения и не обеспечивается требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники.
Изложенное свидетельствует о невыполнении администрацией городского поселения "Нижний Одес" требований судебного пристава-исполнителя в указанный срок.
Руководствуясь положениями статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», требованиями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которые регламентируют обязательность исполнения вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также законных требований судебного пристава-исполнителя, суд нижестоящей инстанции пришел к выводу, что факт совершения административного правонарушения и виновность администрации городского поселения "Нижний Одес" подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих от нее мер по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено. В связи с чем судья городского суда не усмотрел оснований для удовлетворения доводов лица, в отношении которого ведется производство по делу, и исходил из того, что должник в лице администрации городского поселения "Нижний Одес" не исполнил требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.
При рассмотрении жалобы на принятое судом решение, нахожу выводы суда соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам.
В силу положений статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "О судебных приставах".
В силу статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Факт совершения администрацией городского поселения "Нижний Одес" вменённого правонарушения и виновность лица в его совершении подтверждены совокупностью исследованных доказательств, которые получили оценку должностным лицом административного органа и судьёй городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом не установлено обстоятельств объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок и отсутствие вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения.
Совершённое администрацией городского поселения "Нижний Одес" правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" подлежит неукоснительному исполнению.
Ссылки администрации городского поселения "Нижний Одес" на исполнение требований исполнительного документа в части обеспечения противопожарного расстояния от границы застройки поселка Конашъель до лесного массива не менее 30 м и на отсутствие финансовой возможности исполнения требования по обеспечению населенного пункта Конашъель достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, соответствующих нормам расхода воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники, не могут повлечь отмену постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции, поскольку не исключают состава вменённого административного правонарушения.
Доказательств того, что должником были предприняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа в полном объеме, материалы дела не содержат и в жалобе не приведено.
Между тем, с учетом даты вступления в законную силу решения Сосногорского городского суда Республики Коми от 27 июля 2015 года о возложении на администрацию городского поселения "Нижний Одес" обязанности произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности, и исходя из установленного решением суда срока исполнения данной обязанности – до 30 августа 2016 года, финансирование из бюджета в рамках исполнения указанного решения должно было осуществляться еще в 2016 финансовом году.
Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.
Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в пункте 2 Постановления от 30.07.2001 № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.
Таким образом, отсутствие денежных средств и недостаточное финансирование из бюджета для обеспечения требований пожарной безопасности не является основанием для неисполнения решения суда и не свидетельствует о совершении должником всех зависящих от него мер по исполнению судебного акта.
Администрация не была лишена возможности обратиться с ходатайством о дополнительном финансировании, либо в суд с заявлением в порядке части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об отсрочке исполнения судебного постановления, изменении способа и порядка его исполнения.
При этом обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности возложена на администрацию городского поселения "Нижний Одес" вступившим в законную силу решением суда, подлежащим неукоснительному исполнению.
Назначенное наказание отвечает требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено юридическому лицу с учётом характера совершённого им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных актов, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Таким образом, постановление должностного лица службы судебных приставов и судебное решение, вынесенные с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, являются законными и обоснованными, оснований для отмены оспариваемого судебного решения и удовлетворения жалобы администрации городского поселения "Нижний Одес" не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Сосногорску УФССП России по Республике Коми № 249 от 21 сентября 2020 года и решение судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 14 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского поселения "Нижний Одес", оставить без изменения, жалобу руководителя администрации городского поселения "Нижний Одес" Аксенова Ю.С. – без удовлетворения.
Судья- Н.Ю.Санжаровская