ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-100/2021 от 05.08.2021 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело №12-100/2021

Решение

Именем Российской Федерации

05 августа 2021 г. г. Вышний Волочек

Судья Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области Шустрова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица ООО «Вышневолоцкая ТГК» Семенова Максима Валерьевича, на постановление о назначении административного наказания, вынесенное 26 февраля 2021 г. мировым судьей судебного участка №10 Тверской области Алексеевой М.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического ООО «Вышневолоцкая ТГК»,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка №10 Тверской области Алексеевой М.А. от 26 февраля 2021 г. юридическое лицо ООО «Вышневолоцкая ТГК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В жалобе защитник юридического лица ООО «Вышневолоцкая ТГК» Семенов М.В. просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, указав, что представление Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 21.10.20 исх. №991 ж-2, за неисполнение которого ООО «Вышневолоцкая ТГК» привлечено к административной ответственности, было вынесено в рамках проверки, решение (№231 от 13.10.2020г.) о проведении которой оспаривалось в Арбитражном суде Тверской области (дело №А66-13961/2020), в связи с тем, что было вынесено по вопросу, не входящему в компетенцию Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры. В процессе рассмотрения настоящего дела ООО «Вышневолоцкая ТГК» неоднократно обращало внимание мирового судьи на тот факт, что представление может считаться законным и будет рассмотрено со стороны ООО «Вышневолоцкая ТГК» только после его проверки со стороны Арбитражного суда в рамках дела №А66-13961/2020. В свою очередь, решение Арбитражного суда Тверской области по делу №А66-13961/2020 было вынесено 22.12.20, и было оставлено в силе Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.21. В связи с чем, указывает, что Вышневолоцкая межрайонная прокуратура и мировой судья вынесли незаконные постановления о привлечении ООО «Вышневолоцкая ТГК» к административной ответственности за неисполнение представления задолго до рассмотрения Арбитражным судом вопроса о законности проводимой Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проверки, что является бесспорным основанием для отмены вышеуказанных постановлений. После проверки Арбитражным судом решения Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры, представление 17.05.2021 было рассмотрено со стороны ООО «Вышневолоцкая ТГК». Вышневолоцкая межрайонная прокуратура была извещена о времени и месте рассмотрения представления письмом исх. №001-1339 от 30.04.2021, что подтверждается копией почтовой квитанции о направлении указанного письма в адрес Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры и копией уведомления о вручении. При этом Вышневолоцкая межрайонная прокуратура не направила своего представителя для рассмотрения представления, что подчеркивает формальный подход к данному вопросу. По итогам рассмотрения представления был сделан вывод об отсутствии в действиях ООО «Вышневолоцкая ТГК» нарушений закона, так как доводы, изложенные в представлении, являются незаконными и необоснованными по следующим основаниям. В соответствии с п. 40.1 Правил поставки газа в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998г. №162 (далее Правила) покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, если покупатель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате газа поставщику и это привело к образованию задолженности перед поставщиком по оплате газа в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер. При определении соответствия покупателя (за исключением теплоснабжающей организации) критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед поставщиком по оплате газа, подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная покупателем. При определении соответствия покупателя - теплоснабжающей оргаппзанп критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается умноженный на коэффициент 0,6 размер задолженности теплоснабжающей организации перед поставщиком по оплате газа, подтвержденный вступившим в законную силу решением суда или признанный теплоснабжающей организацией. В представлении в качестве подтверждения наличия задолженности у ООО «Вышневолоцкая ТГК» за поставленный газ перед ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по состоянию на 01.02.2020 указано «вступившее в законную силу» решение Арбитражного суда Тверской области по делу №А66-15676/2019 о взыскании задолженности за июль 2019 года на сумму 3457536.44 руб. При этом, на указанную в представлении дату (01.02.2020) решение Арбитражного суда Тверской области от 17.12.19 по делу №A66-15676/2019 еще не вступило в законную силу. Указанное решение вступило в законную силу с момента вынесения 07.07.2020 постановления Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда по вышеуказанному делу. Также отмечает, что в соответствии с п. 40.1 Правил размер задолженности за газ должен быть равным двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер. При этом в представлении указывается задолженность за один месяц, который является летним, в период которого потребление газа, а, следовательно, и размер задолженности является минимальным, в связи с чем, задолженность за июль 2019 года не соответствует двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа. ООО «Вышневолоцкая ТГК» во исполнение своей обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате газа были предприняты все зависящие от него меры по получению банковских и муниципальных гарантий путем направления соответствующих запросов в кредитные учреждения, но положительных ответов получено не было. В связи с чем, указывают, что в действиях ООО «Вышневолоцкая ТГК» отсутствует нарушение действующего законодательства по вопросу непредставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, а представление Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры является незаконным и необоснованным. Незаконность доводов Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры подтверждается многочисленной сложившейся судебной практикой (решения Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области по делам: №12-87/2019, №12-78/2020, 12-120/2020). Таким образом, сразу после вступления в законную силу (28.04.21) решения Арбитражного суда Тверской области по делу №А66-13961/2020, в рамках которого была дана оценка проводимой Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проверки. ООО «Вышневолоцкая ТГК» 30.04.2021 совершило первые действия, направленные рассмотрение представления, хотя для этого с 28.04.21 отводился месяц. Следовательно, представление рассмотрено и отсутствуют основания для привлечения ООО «Вышневолоцкая ТГК» к административной ответственности, а вынесенные постановления подлежат отмене. В п.2 просительной части представления Вышневолоцкая межрайонная прокуратура требует рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц. При этом в соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 02.08.19 №57-АД 19-40 прокурор не вправе требовать от работодателя наказания работника, т.к. это право, а не обязанность работодателя.

В судебном заседании защитник юридического лица ООО «Вышневолоцкая ТГК» Семенов М.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям.

Заместитель Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патраков И.Э. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, указал, что юридическим лицом ООО «Вышневолоцкая ТГК» умышленно не приняты меры к выполнению требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, в установленный в представлении срок требования прокурора не исполнены.

Заслушав защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Исходя из содержания пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации.

В соответствии с пунктом 6 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07 декабря 2007 г. №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите. В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21; иметь доступ к их документам и материалам; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

В силу частей 1, 3 статьи 27 названного Закона при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган, полномочный рассматривать дела об административных правонарушениях.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно статьи 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, действующею от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в умышленном бездействии либо в совершении действий, направленных на невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Законодатель возлагает на лицо, получившее требование прокурора, обязанность по его рассмотрению и предоставлению информации, в установленный срок. В случае несогласия лица с требованиями о предоставлении информации, ему предоставлено право на обращение в суд с соответствующим заявлением о признании требования незаконным.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по обращению заместителя генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» Субботина В.И. от 24.09.2020 проведена проверка в отношении ООО «Вышневолоцкая ТГК» по вопросу не предоставления поставщику энергоресурса обеспечения исполнения обязательств по оплате газа при наличии задолженности.

По результатам проверки выявлено нарушение потребителем газа ООО «Вышневолоцкая ТГК» установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.

В ходе проверки установлено, что ООО «Вышневолоцкая ТГК» зарегистрировано и фактически осуществляет свою деятельность по адресу: 171151, Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Красная, дом 1.

ООО «Вышневолоцкая ТГК» осуществляет деятельность на территории г. Вышний Волочек Тверской области по горячему водоснабжению и теплоснабжению (в том числе в жилищный фонд и на объекты социальной сферы). В эксплуатации ООО «Вышневолоцкая ТГК» находится объект теплоснабжения (котельная), используемый в целях обеспечения горячим водоснабжением и отоплением население и объекты социальной сферы г. Вышний Волочек Тверской области.

Отпуск природного газа на объекты и оборудование тепло и горячего водоснабжения, эксплуатируемые ООО «Вышневолоцкая ТГК», для дальнейшей поставки коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления конечным потребителям, осуществляется ООО «Газпром межрегионгаз Тверь». ООО «Вышневолоцкая ТГК» является потребителем газа поставляемого ООО «Газпром межрегионгаз Тверь».

В ходе проверки зафиксировано нарушение потребителем газа установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по оплате газа, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.

Установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по договору поставки газа от 25.10.2012 осуществляет поставку природного газа ООО «Вышневолоцкая ТГК».

В соответствии с пунктом 8 Правил расчетов за газ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 № 294, и условиями договора, ООО «Вышневолоцкая ТГК» обязано производить расчеты за поставленный природный газ ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки (пункт 5.5.1 названного договора поставки).

С момента заключения договора ООО «Вышневолоцкая ТГК» не исполняло свои обязанности по оплате потребленного ресурса в полном объеме, тем самым наращивая задолженность за потребленный и неоплаченный газ, которая по состоянию на 01.02.2020 составила 168227,86 тыс. рублей, что превышает двойной размер среднемесячной величины обязательств по оплате газа.

На указанную дату наличие задолженности за поставленный газ ООО «Вышневолоцкая ТГК» перед ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области по делу № А66-15676\2019 о взыскании задолженности за июль 2019 на сумму 3457536,44 руб.

В связи с указанной задолженностью за газ и на основании пункта 40(2) Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» направило ООО «Вышневолоцкая ТГК» уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа от 04.02.2020 № МК-06- 0185\19, которое 05.02.2020 теплоснабжающей организацией получено, зарегистрировано на предприятии за входящим номером 99. Уведомлением ООО «Вышневолоцкая ТГК» проинформировано о наличии задолженности за газ, которая на дату его направления составляла 168227,86 тыс. руб., что превышает двойной размер среднемесячной величины обязательств по оплате.

В уведомлении ООО «Вышневолоцкая ТГК» указано на обязанность погасить задолженность в течение 60 дней с момента его получения или предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа сроком на 6 месяцев.

Способ обеспечения исполнения обязательств оплаты газа (банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия) должен быть согласован с ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» в течение пяти календарных дней со дня получения вышеуказанного уведомления

Генеральный директор ООО «Вышневолоцкая ТГК» Вересов А.Е. в уведомлении был предупрежден, что в случае неисполнения обязанности по предоставлению соответствующего обеспечения исполнения обязательств по оплате газа и непогашения задолженности за поставленное топливо, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одновременно, во исполнение ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и Правил поставки газа общество направило в адрес руководителя субъекта РФ - Губернатора Тверской области сведения о покупателях (потребителях) газа, необходимые для формирования перечня потребителей, в отношении которых ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, и его последующего размещения на официальном сайте высшего должностного лица Тверской области в телекоммуникационной сети Интернет. На основании утвержденных нормативных критериев в перечень потребителей газа в Тверской области включены и сведения в отношении муниципального предприятия ООО «Вышневолоцкая ТГК».

В установленный срок (в период с 05.02.2020 по 04.04.2020) ООО «Вышневолоцкая ТГК» не приняло мер по погашению задолженности за поставленный ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» природный газ по договору поставки газа от 25.10.2012 , и не предоставило ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа (в виде банковской, государственной или муниципальной гарантии или иными способами, предусмотренными законом или договором), чем допустило нарушение ст. 25 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и пунктов 40 (1), 40 (5), 40 (6) Правил поставки газа. До настоящего времени задолженность не погашена.

Отсутствие надлежащего контроля со стороны должностных лиц ООО «Вышневолоцкая ТГК» за деятельностью предприятия, за его платежной дисциплиной повлекло нарушение прав поставщика - ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» на своевременную оплату исполненных обязательств.

В связи с этим, по результатам проведенной проверки Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой 21.10.2020 в адрес ООО «Вышневолоцкая ТГК» внесено представление №991ж-20 об устранении нарушений требований федерального законодательства, которое получено адресатом 29.10.2020.

Согласно требованиям, указанным в представлении, ООО «Вышневолоцкая ТГК» должно было в течение месяца со дня внесения представления рассмотреть по существу данное представление и принять конкретные исчерпывающие меры к устранению и недопущению указанных в нём нарушений закона, их причин и условий им способствующих. О дате и месте рассмотрения представления сообщить в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру. Кроме того, в представлении указывалось о необходимости рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц.

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах должно было быть сообщено в письменной форме в установленный законом месячный срок, то есть до 30.11.2020 в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру, расположенную по адресу: г. Вышний Волочек, ул. Екатерининская, д. 41.

Вместе с тем, надлежащие меры по рассмотрению представления Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 21.10.2020 за № 991ж-20 в установленный законом срок ООО «Вышневолоцкая ТГК приняты не были. Ответ на представление по состоянию на 28.12.2020 в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру не поступил.

ООО «Вышневолоцкая ТГК» в период с 29.10.2020 по 29.11.2020 включительно не выполнило требования прокурора, предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», касающиеся рассмотрения представления об устранении нарушений требований федерального законодательства, а также требование об уведомлении о дате и месте рассмотрения представления в целях реализации права прокурора на участие в рассмотрении внесенного им представления.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 28.12.2020 заместителем Вышневолоцкого межрайонного прокурора дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту невыполнения требований прокурора об устранении указанных в представлении нарушений федерального законодательства

Постановлением мирового судьи судебного участка №10 Тверской области Алексеевой М.А. от 26 февраля 2021 г. юридическое лицо ООО «Вышневолоцкая ТГК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Рассматривая жалобу на оспариваемое постановление, судья учитывает положения пункта 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относительно того, что судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.

Исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.

Также согласно пункту 2 части 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности может быть вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случае, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его судьи.

Согласно части 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.7 названного Кодекса, рассматривают судьи.

По общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (подпункт "г" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Абзацем вторым части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов.

Санкцией статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток, следовательно, настоящее дело подлежало рассмотрению судьей районного суда.

Данные обстоятельства и требования статей 23.1, 29.1, 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировым судьей оставлены без внимания как при принятии настоящего дела к производству, так и при его рассмотрении, определение о передаче дела на рассмотрение судье районного суда не вынесено.

Таким образом, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Вышневолоцкая ТГК» рассмотрено мировым судьей судебного участка №10 Тверской области Алексеевой М.А. с нарушением правил подсудности.

Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. №623-О-П и от 15 января 2009 г. №144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания, вынесенное 26 февраля 2021 г. мировым судьей судебного участка №10 Тверской области Алексеевой М.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Вышневолоцкая ТГК» подлежит отмене.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности юридического лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца со дня его совершения.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5, срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Частью 1 статьи 4.8 КоАП РФ предусмотрено, что сроки, установленные настоящим кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» (п. 14) разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

С учетом даты получения ООО «Вышневолоцкая ТГК» представления прокурора - 29.10.2020, предельным сроком исполнения представления прокурора являлось 29.11.2020, вследствие чего 30.11.2020 срок исполнения представления прокурора являлся пропущенным, и именно в эту дату правонарушение считается совершенным. Соответственно, с 30.11.2020 начал исчисляться трехмесячный срок давности привлечения к ответственности, который истек 28 февраля 2021 г.

С учетом того, что постановление мирового судьи подлежит безусловной отмене в связи с нарушением правил подсудности при рассмотрении дела, и на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения ООО «Вышневолоцкая ТГК» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, возможность направления данного дела на новое рассмотрение исключается.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания, вынесенное 26 февраля 2021 г. мировым судьей судебного участка №10 Тверской области Алексеевой М.А., по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Вышневолоцкая ТГК» подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решила:

постановление о назначении административного наказания, вынесенное 26 февраля 2021 г. мировым судьей судебного участка №10 Тверской области Алексеевой М.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Вышневолоцкая ТГК» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья С.А. Шустрова

Дело №12-100/2021