Судья Рубан М.В. Дело № 12-100/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 марта 2021 года город Севастополь
судья Ленинского районного суда города Севастополя Истягина Н.М., с участием представителя лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – адвоката Леушина С.В., представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда (<...>) жалобу представителя Потребительского кооператива «Газовый кооператив «Тополек» – адвоката Леушина С.В. на постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица Потребительского кооператива «Газовый кооператив «Тополек»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, Потребительского кооператива «Газовый кооператив «Тополек», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 12500,00 (двенадцать тысяч пятьсот) рублей.
Не согласившись с данным постановлением суда, представитель ПК «Газовый кооператив «Тополек» обратился с жалобой, в которой просит его отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Жалоба мотивирована тем, что, в нарушение норм и процессуального и материального права при вынесении мировым судьей обжалуемого постановления, указывает на нарушение права на защиту, в том числе и в связи с отсутствием лица, составившего протокол в назначенное им же, для составления протокола время, на рабочем месте в 10:00 часов, ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, в том числе и в связи с нахождением этого лица в отпуске, на момент составления протокола, что было установлено при личной явке председателя ПК «ГК «Тополек»» ФИО3 с защитником для составления протокола к указанному времени и в указанное место, где заблаговременно, до 10 00 часов, ею, в канцелярию отдела инспекционной работы Управления административно-технического контроля Департамента городского хозяйства г. Севастополя, были поданы ряд ходатайств, которые лицом, составившим протокол, разрешены не были. Кром того, защитник указывает на незаконность самого предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, за неисполнение которого ПК «ГК «Тополек»» и был привлечен к административной ответственности.
В судебном заседании защитник ПК «ГК «Тополек»» Леушин С. В. поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил суд производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях привлеченного лица состава административного правонарушения.
Представитель административного органа - Департамента городского хозяйства города Севастополя, ФИО1, настаивала на законности вынесенного постановления, о привлечении ПК «ГК «Тополек»» к административной ответственности, а доводы жалобы не обоснованными, в связи с чем, просила суд отказать в ее удовлетворении.
Заслушав защитника и представителя, изучив письменные материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.
ПК «ГК «Тополек»» указывает на недоказанность факта образования твердых коммунальных отходов в результате деятельности ПК «ГК «Тополек» и, как следствие, отсутствием у последнего обязанности по заключению договора на вывоз твердых коммунальных отходов, а выводы мирового судьи, о законности предписания № от ДД.ММ.ГГГГ года, которым на ПК «ГК «Тополек»» возлагается обязанность заключить договор с региональным оператором ООО «БГС» на обращение с ТКО, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на допущениях и предположениях. Подобные допущения приведены в постановлении, в частности мировой судья указывает на то, что ПК «ГК «Тополек» является отдельным юридическим лицом, имеющим в штате не менее одного сотрудника, осуществляет уставную деятельность, в связи с чем не может в ходе своей деятельности не образовывать отходы.
В соответствии с п. 9.14. Устава ПК «ГК «Тополек»» председатель кооператива избирается общим собранием членов кооператива, исполняет решения общих собраний Кооператива, действуя от его имени. Какое-либо вознаграждение Уставом не предусмотрено, не предусмотрено также заключение с председателем трудового или иного договора. Организационно-распорядительными, или административно-хозяйственными функциями председатель не наделен, действует добровольно, на общественных началах. Таким образом сотрудником, в понимании ТК РФ, не является.
Из приобщенного к материалам дела акта ревизии состояния делопроизводства и финансово-хозяйственной деятельности ПК ГК «Тополёк» за период с 23.01. 2019 года по 31 декабря 2019 года, усматривается, что какой-либо хозяйственной деятельности, кооператив не ведет, осуществляется деятельность по сбору членских взносов и дальнейшему безналичному финансированию услуг газового оператора, по техническому обслуживанию газопровода индивидуальных физических лиц, являющихся членами кооператива. Какого – либо недвижимого имущества, земельных участков, на балансе кооператива не имеется. Расходы на оплату труда наемных работников отсутствуют. Данные сведения подтверждены также бухгалтерской отчетностью за 2019 год, имеющейся в материалах дела.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом отдела инспекционной работы Управления административно-технического контроля Департамента ФИО6 составлен акт обследования территории на предмет соблюдения правил благоустройства (далее - Акт обследования), которым установлено, что на основании акта выявления не абонированных потребителей от ДД.ММ.ГГГГ№ региональный оператор ООО «БГС» сообщило об отсутствии у ПК «ГК «Тополек» заключенного договора на обращение с твердыми коммунальными отходами. Данный факт указывает на нарушение пункта 10.20 Правил благоустройства территории города Севастополя (далее - Правила благоустройства), утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 N 844-ПП.
На основании Акта обследования Управлением административно-технического контроля Департамента вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства № (далее - Предписание), которым заявителю предписано устранить нарушения пункта 10.20 Правил благоустройства, а именно заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов с региональным оператором ООО «БГС».
В силу абзаца второго части 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 №844-Ш1 утверждены Правила благоустройства города Севастополя, которые регламентируют права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя, граждан в сфере благоустройства и содержания территорий, объектов и элементов благоустройства и определяют требования к благоустройству территорий предприятий, учреждений, организаций и физических лиц.
Пунктом 10.20 Правил благоустройства установлено, что сбор и вывоз отходов, образующихся в результате деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляются на договорной основе лицами, осуществляющими деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо, как альтернатива, - собственным и силами в установленном законодательством порядке.
Контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими, юридическими лицами, государственными органами и органами местного самоуправления настоящих Правил осуществляют уполномоченные Правительством Севастополя исполнительные органы государственной власти города Севастополя (пункт 31.1 Правил благоустройства).
Согласно пункту 1 раздела І Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 875-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции, в том числе, по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства.
В перечень основных задач деятельности Департамента входят, в частности, предупреждение, выявление, пресечение и устранение нарушений требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства (подпункт 11 пункта 3 раздела І Положения).
В ходе выявления нарушений в сфере государственного контроля в сфере благоустройства Департамент вправе выносить обязательные для исполнения юридическими лицами, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами предписания об устранении выявленных правонарушений (подпункт 4 пункта 1.10.6 Положения о Департаменте).
В соответствии с пунктами 2 - 4 Порядка осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства территории города Севастополя (далее - Порядок №322), утвержденного приказом Департамента от 21.08.2018 N 322-ОД, контроль за соблюдением Правил благоустройства осуществляется должностными лицами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере благоустройства, в форме мониторинга территории города Севастополя, фиксации нарушений Правил благоустройства, установленных в ходе такого мониторинга, составления протоколов об административных правонарушениях, выдачи предписаний об устранении нарушений Правил благоустройства, установления факта исполнения или неисполнения предписания и организации мер по привлечению лиц, не исполнивших предписание, к ответственности в установленном порядке. В случае установления в ходе проведения мониторинга территории города Севастополя нарушения Правил благоустройства составляется акт обследования территории на предмет соблюдения правил благоустройства. В целях подтверждения нарушения Правил благоустройства к акту обследования территории на предмет соблюдения правил благоустройства могут прилагаться фотоснимки или иная информация, подтверждающая наличие нарушения. Должностное лицо, составившее акт обследования территории на предмет соблюдения правил благоустройства, принимает меры к установлению лица, нарушившего Правила благоустройства, и выдает ему предписание об устранении нарушений Правил благоустройства, в котором устанавливается срок исполнения предписания.
При этом, исходя из требований действующего законодательства, предписание должно содержать только законные требования, то есть на субъект может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Приказом Департамента от 21.08.2018 N 322-ОД также утверждены Порядок выдачи предписаний об устранении нарушений в сфере благоустройства и Перечень должностей Департамента городского хозяйства города Севастополя, уполномоченных на осуществление контроля, выдачу предписаний в сфере благоустройства.
В рассматриваемом случае, согласно содержанию выданного предписания выявленное в деятельности ПК «ГК «Тополек» нарушение в сфере благоустройства является нарушением пункта 10.20 Правил благоустройства. С целью устранения выявленных нарушений Правил благоустройства, предписанием государственный орган возложил на заявителя обязанность заключить договор на вывоз твердых коммунальных отходов с региональным оператором (ООО «БГС»).
При этом, факт образования в результате деятельности кооператива твердых коммунальных отходов государственным органом в ходе проведенного им контроля за соблюдением Правил благоустройства не устанавливался. По мнению Департамента, в результате деятельности всех без исключения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей образуются твердые коммунальные отходы, а поэтому у каждого из этих лиц, в силу одного только факта их существования, возникает обязанность по заключению с региональным оператором договора на сбор и вывоз указанного вида отходов. Иными словами, обстоятельства образования в результате деятельности любого из юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе ПК «ГК «Тополек», твердых коммунальных отходов являются общеизвестными и не нуждаются в доказывании.
Твердые коммунальные отходы образуются в результате деятельности не всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а поэтому и обязанность по заключению с региональным оператором договора на сбор и вывоз таких отходов нельзя признать обязательной для всех хозяйствующих субъектов.
Исходя из буквального содержания пункта 10.20 Правил благоустройства, данной нормой обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по заключению с региональным оператором договора по сбору и вывозу отходов не установлена. Исследуемый пункт Правил благоустройства устанавливает правило, по которому, если в результате деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц образуются отходы, то сбор и вывоз этих отходов должны осуществляться региональным оператором на основании соответствующего договора.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона №89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (часть 1 статьи 24.6 Закона №89-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
По правилу части 6 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
При этом суд обращает внимание на то, что в части 6 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ законодателем указаны не просто юридические лица, а «юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы». Используемая законодателем формулировка, опровергает позицию административного органа о том, что в результате деятельности всех без исключения юридических лиц образуются твердые коммунальные отходы. В ином случае, необходимость конкретизации перечня юридических лиц словами «в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы» отсутствует.
Подобное определение субъектов указанных правоотношений, содержится и в самих правилах благоустройства территории города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя № 844-ПП, приказе Департамента городского хозяйства города Севастополя № 322-ОД от 21.08.2018 года.
В пункте 11.2. Правил благоустройства территории города Севастополя, указаны цели постоянного мониторинга территории города Севастополя, - пресечение возникновения несанкционированных свалок отходов, в связи с чем, уполномоченные лица обязаны постоянно осуществлять мониторинг территории в целях выявления несанкционированных свалок отходов. Результаты мониторинга должны быть зафиксированы с указанием местоположения несанкционированных свалок отходов, примерной площади, а в случае выявления лица, организовавшего несанкционированную свалку, с указанием о принятых мерах в отношении указанного лица.
Вместе с тем в акте, составляемым по результатам мониторинга, должно быть зафиксировано наличие несанкционированных свалок отходов, а не отсутствие договора, о вывозе ТБО. В представленном акте мониторинга факт образования отходов в связи с деятельностью юридического лица не был установлен.
С учетом изложенного, факт образования в результате деятельности ПК «ГК «Тополек» твердых коммунальных отходов, не нашел своего подтверждения, в связи с чем суд полагает, что выданное привлекаемому лицу предписание № от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным.
Кроме того, фактически указанным предписанием Департамента на заявителя возложена обязанность по устранению нарушений части 4 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ, прямо устанавливающей обязанность собственников твердых коммунальных отходов по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
Однако, контроль за соблюдением требований указанной нормы, в силу статьи 25 Закона №89-ФЗ, должен осуществляться в рамках государственного надзора в области обращения с отходами, на проведение которого Департамент не уполномочен.
Предусмотренное Порядком №322 предписание выдается только по результатам мониторинга территории города Севастополя, установления нарушений Правил благоустройства, установленных в ходе такого мониторинга, то есть осуществления контроля в сфере благоустройства на местности.
В рассматриваемом же случае, фактически фиксация вменяемого в вину заявителю нарушения в сфере благоустройства была осуществлена вне рамок мониторинга территории города Севастополя, на основании представленного ООО «БГС» акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ№. Акт не содержит в себе конкретного адреса проведения мониторинга городской территории, в том числе адреса регистрации заявителя, которым является жилое помещение - <адрес>.
Таким образом, поскольку мероприятия по контролю в сфере благоустройства в соответствии с Порядком № 322 не проводились, каких-либо нарушений, предусмотренных 4.10 Правил благоустройства территории города Севастополя, не выявлялось и не фиксировалось, следовательно, оснований для выдачи предусмотренного этим Порядком предписания не имелось.
Доводы заявителя о нарушении права на защиту являлись предметом проверки при вынесении оспариваемого постановления, вместе с тем, они не нашли свое подтверждение, по мотивам подробно изложенным в постановлении.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о необоснованном привлечении юридического лица - потребительского кооператива «Газовый кооператив «Тополек»» к ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с чем, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как было установлено судом апелляционной инстанции, изложенное не было учтено мировым судьей при производстве по делу, в связи с чем, постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПК «ГК «Тополек»» подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Правительства Севастополя подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья,-
РЕШИЛ:
Жалобу представителя Потребительского кооператива «Газовый кооператив «Тополек» – адвоката Леушина С.В. – удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Правительства Севастополя – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Правительства Севастополя прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья
Ленинского районного суда
города Севастополя Н.М. Истягина