ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-100/2021 от 15.11.2021 Ялуторовского районного суда (Тюменская область)

дело №12-100/2021

Р Е Ш Е Н И Е

город Ялуторовск 15 ноября 2021 года

Судья Ялуторовского районного суда Тюменской области Балашов И.А.,

с участием:

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административной правонарушении – директора МКУ Ялуторовского района «Служба заказчика» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу директора МКУ Ялуторовского района «Служба заказчика» ФИО1 на постановление должностного лица – начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Ростехнидзора ФИО2 №12-57-12-2021 от 12 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением должностного лица – начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Ростехнидзора ФИО2 (далее также должностное лицо ФИО2) №12-57-12-2021 от 12 августа 2021 года директор МКУ Ялуторовского района «Служба заказчика» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

В жалобе заявитель выражает несогласие с указанным выше постановлением, просит его отменить. Указывает, что МКУ Ялуторовского района «Служба заказчика» 19 июня 2020 года был заключен муниципальный контракт с подрядной организацией ООО «Региональное управление буровых и водохозяйственных работ» на осуществление работ: мероприятия по реконструкции объекта: «Выполнение работ по разработке проектной документации по объекту «Реконструкция противопаводковой дамбы в с. Памятное». По инициативе подрядной организации контракт был расторгнут на основании решения Арбитражного суда Тюменской области №А70-16806/2020 от 14 декабря 2020 года, в связи с чем, в силу сжатых сроков до начала плановой проверки, все работы, предусмотренные ранее в рамках выполнения работ по контракту в ходе реконструкции, завершить не представлялось возможным. После расторжения муниципального контракта было инициировано проведение ряда мероприятий для заключения соглашения о выделении денежных средств на реконструкцию противопаводковой дамбы. Кроме того, считает, что ею своевременно осуществлялся контроль, мониторинг и все сопутствующие работы необходимые для нормальной эксплуатации ГТС (гидротехническое сооружение).

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы подержала.

Должностное лицо ФИО2 о месте и времени судебного разбирательства извещена своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. Заместитель руководителя Ростехнидзора Северо-Уральского управления в письме в адрес суда просил дело рассмотреть без участия представителя управления. При указанных обстоятельствах дело рассмотрено без участия должностного лица.

Исследовав материалы дела, доводы жалобы, выслушав заявителя, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.9.2 КоАП РФ нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Из протокола об административном правонарушении №29-57-12-2021 от 02 августа 2021 года, составленного в присутствии ФИО1, следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки на основании решения №Р-322-496 от 08 июня 2021 года установлен факт нарушения норм и правил безопасности ГТС, а именно: отсутствует разрешение на эксплуатацию ГТС; сведения о ГТС не обновлены в Российском Регистре ГТС; критерии безопасности не уточнялись; не представлены согласованные правила эксплуатации на ГТС; не определена величина финансового обеспечения ГТС гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС; отсутствует согласованный с органами исполнительной власти субъекта РФ расчет вероятного вреда гидротехнического сооружения; на локальных участках гребень дамбы не укреплен и не сформирован, на втором участке на гребне дамбы наблюдается колейность, ширина гребня дамбы не соответствует заявленным в документах параметрам; эксплуатирующей организацией осуществляется контроль за показателями состояния ГТС не в полном объеме, (не проводятся инструментальные наблюдения; не разработана инструкция о порядке ведения мониторинга ГТС, не разработан проект мониторинга, не ведутся журналы по осадке за телом дамбы); со стороны сухого откоса на участке 1 и 2 ГТС ведется хозяйственная деятельность (установлен забор); отсутствуют знаки (аншлаги), отмечающие длину сооружения, начало и конец закруглений и пикеты; санитарная чистка на объекте ГТС не проводится (на гребне и откосах дамбы травянистая и кустарниковая растительность).

Указанное является нарушением требований ст.ст.9, 10, 17, 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ч.1 ст.3 Федерального закона от 03 июля 2016 года №255 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», п.п.3, 5 Правил определения величины финансового обеспечения ГТС гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1696 от 03 октября 2020 года, раздела 5 п.п.5.1, 5.3, 5,4 5.9, приложения 3 «Правила технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов», утвержденных приказом Минстроя РФ от 29 декабря 1995 года №17-139, паспорта противопаводковой дамбы, утвержденного 15 января 2019 года.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом ФИО2 в отношении ФИО1 обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ.

ФИО1 назначена на должность директора МКУ Ялуторовского района «Служба заказчика» распоряжением Администрации Ялуторовского района №86к от 30 ноября 2020 года.

В соответствии с пунктом 1 Должностной инструкции, утвержденной 01 декабря 2020 года директором МКУ Ялуторовского района «Служба заказчика» ответственным за эксплуатацию ГТС непосредственно является руководитель учреждения.

Пунктом 2 Инструкции регламентированы обязанности ответственного за эксплуатацию гидротехнических сооружений, в соответствии с которыми ответственный за эксплуатацию ГТС должен организовать эксплуатацию ГТС в соответствии с правилами, разработанными и согласованными в установленном порядке.

Собственником ГТС является Муниципальное образование Ялуторовский район Тюменской области (далее - Администрация), на основании свидетельства о государственной регистрации права №72-72-02/015/2013-376 от 18 июня 2013 года.

ГТС передано в оперативное управление МКУ Ялуторовского района «Служба заказчика» на основание договора от 14 сентября 2018 года и постановления Администрации Ялуторовского района «О закреплении имущества за МКУ Ялуторовского района «Служба заказчика» на праве оперативного управления.

В соответствии с п.2.1 устава МКУ Ялуторовского района «Служба заказчика» утвержденного постановлением Администрации Ялуторовского района от 27 августа 2019 года №786-п казенное учреждение создано в целях обеспечения в Ялуторовском районе реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочий органов местного самоуправления и оказания услуг, в том числе в сфере организации строительства, реконструкции, расширения, капитального ремонта, гидротехнических сооружений; осуществление строительного контроля, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах района.

На основании решения №Р-322-496 от 08 июня 2021 года заместителя руководителя Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 проведена плановая проверка МКУ Ялуторовского района «Служба заказчика» в рамках федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении противопаводковой дамбы, расположенной в с. Памятное Ялуторовского района.

Согласно акту проверки, проведенной государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями ФИО4 в период с 20 по 30 июля 2021 года, в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований обеспечения безопасности ГТС, указанные выше и отраженные в протоколе об административном правонарушении.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Согласно ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;

содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;

обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Совершение административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств.

На основании полного, всестороннего исследования обстоятельств дела, оценки всех представленных доказательств в их совокупности по правилам ст.26.11 КоАП РФ должностное лицо ФИО2 обоснованно пришла к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ.

Доводы заявителя ФИО1 о том, что ею как директором МКУ Ялуторовского района «Служба заказчика» принимались все необходимые меры для исполнения обязанностей по нормативному содержанию и к недопущению нарушений требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения - противопаводковой дамбы в с. Памятное Ялуторовского района, проверялись должностным лицом ФИО2 и им дана оценка в оспариваемом заявителем постановлении. Судья апелляционной инстанции находит обоснованными выводы должностного лица о том, что эти доводы заявителя являются не состоятельными, так как на момент проведения проверки контракт на проведение работ «Реконструкция противопаводковой дамбы в с. Памятное» не заключен, работы по реконструкции на сооружении не ведутся, при условии, что положительное заключение на «Выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: «Реконструкция противопаводковой дамбы в с. Памятное» получено 22 марта 2019 года, а противопаводковая дамба в с. Памятное эксплуатриуется МКУ Ялуторовского района «Служба заказчика» с 14 августа 2018 года.

То обстоятельство, что муниципальный контракт на выполнение указанных работ на момент проверки был расторгнут на основании решения суда, не влияет на квалификацию действий ФИО1

Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение постановления должностного лица в настоящей жалобе не приведено, и оснований для отмены постановления должностного лица не установлено.

Наказание назначено ФИО1 с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ в размере, предусмотренном санкцией ст.9.2 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела, личности ФИО1, ранее не привлекавшейся к административной ответственности.

Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не установлено, оснований для отмены по доводам жалобы не имеется.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Ростехнидзора ФИО2 №12-57-12-2021 от 12 августа 2021 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.