ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-100/2021 от 16.08.2021 Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

КОПИЯ

УИД: 66RS0008-01-2021-001144-57

Дело № 12-100/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Нижний Тагил 16 августа 2021 года

Судья Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области Кузнецова А.Д.,

с участием защитников юридического лица – ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Акционерного общества «Серовский завод ферросплавов» Ф.В.И. на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Нижний Тагил Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Я.О.В. № 03-02-14/95-2021 от 16 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Серовский завод ферросплавов»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Нижний Тагил Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Я.О.В. № 03-02-14/95-2021 от 16 апреля 2021 года, Акционерному обществу «Серовский завод ферросплавов» (далее – АО «Серовский завод ферросплавов») за нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выразившееся в выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, генеральный директор АО «Серовский завод ферросплавов» Ф.В.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указал, что в период 2019-2020 годов отсутствовали легитимные Методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденные Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Использование при определении величин выбросов и установлении нормативов выбросов методики расчета выбросов, которые не утверждены ни одним из уполномоченных органов исполнительной власти, является нарушением законодательства Российской Федерации. Полагает, что отсутствовал нормативно-правовой акт, на основании которого Общество могло произвести методику расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в связи с чем не имело правовых оснований для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. После внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 440, которыми установлено, что до 1 июля 2021 года при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитом на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду, допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Общество предпринимает все зависящие от него меры для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, о чем свидетельствует направление 25 марта 2021 года в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области экспертного заключения на проект ПДВ для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов допустимых выбросов санитарным правилам. Только после получения санитарно-эпидемиологического заключения па проект ПДВ Общество сможет подать заявление об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. В связи с изложенным полагает неправомерным привлечение Общества к административной ответственности в силу отсутствия вины в совершении правонарушения. Также указывает, что ранее в отношении Общества Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы но надзору в сфере природопользования по возбуждалось дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в вину АО «Серовский завод ферросплавов» вменялось осуществление производственной деятельности в отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух за аналогичный период. 25 декабря 2020 года постановлением Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования производство по делу было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направило в суд возражения на жалобу АО «Серовский завод ферросплавов», из содержания которого следует, что при отсутствии легитимных методик расчета выбросов загрязняющих веществ атмосферный воздух, для соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха при проведении инвентаризации АО «Серовский завод ферросплавов» могло использовать инструментальные замеры, расчеты по материальному балансу применяемых технологических процессов и на основе ее разработать нормативы предельно допустимых выбросов, необходимых для получения разрешения. Также полагает необоснованным довод об отсутствии вины Общества во вмененном правонарушении в связи с вынесением постановления от 25 декабря 2020 года № 03-02-14/195-2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении АО «Серовский завод ферросплавов», поскольку дело было прекращено не в связи с отсутствием в деянии Общества вины, а в связи с отсутствием данных, подтверждающих эксплуатацию источников выбросов, а значит и выбросов загрязняющих веществ и атмосферный воздух за 2020 год. Прекращение производства по делу было связано с отсутствием полной доказательной базы для привлечения к административной ответственности и исключения возможности нарушения прав и законных интересов АО «Серовский завод ферросплавов», а не отсутствием вины у юридического лица в совершении административного правонарушения, в связи с чем полагает, что, данные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве основания для освобождения Общества от ответственности.

В судебном заседании защитники АО «Серовский завод ферросплавов» ФИО1 и ФИО3 доводы жалобы поддержали в полном объеме, настаивали на ее удовлетворении.

Огласив жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, возражения Росприроднадзора, заслушав защитников юридического лица, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии сост. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхзадачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласност. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по такому делу выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

На основании ч. 1 ст. 22 указанного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, что установлено ч. 1 ст. 39 вышеуказанного Федерального закона.

Статьей 19 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ определено, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (ст.ст. 22, 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).

В частности, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ установлено, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ) в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, технологические нормативы выбросов, технические нормативы выбросов.

Предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха, с учётом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. Технологический норматив выброса устанавливается в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.ч. 2, 3, 5 ст. 12 Федеральный закон от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ вредное физическое воздействие на атмосферный допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Из представленных материалов усматривается, что производственная деятельность АО «Серовский завод ферросплавов» связана с выбросом вредных (загрязняющих) веществ. Производственная площадка АО «Серовский завод ферросплавов», расположенная по адресу: <...> (код объекта: 65- 0166-000915-П) имеет 212 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе веществ 1 и 2 класса опасности, и является объектом негативного воздействия на окружающую среду I категории.

Департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу на основании утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов Обществу выдано разрешение № 82/16 п (С) на осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух со сроком действия от 16 июня 2019 года по 31 декабря 2019 года.

18 ноября 2020 года в Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу поступила служебная записка начальника межрегионального отдела нормирования и разрешительной деятельности ФИО4 об осуществлении АО «Серовский завод ферросплавов» деятельности, связанной с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в отсутствии разрешения на выброс, АО «Серовский завод ферросплавов» с заявлением об утверждении нормативов предельно допустимых выбросов не обращалось.

Факт осуществления АО «Серовский завод ферросплавов» деятельности, связанной с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подтверждается данными государственной статистической отчётности по форме № 2-ТП (воздух), данными отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на АО «Серовский завод ферросплавов» - «Производственная площадка» (код объекта № 65-0166-000195-П) (вх. 19 марта 2021 года № 4478624), данными о сдаче декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (вх. от 20 февраля 2021 года № 4119783).

При этом с 01 января 2020 года производственная деятельность Общества ведется при отсутствии разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органами исполнительной власти.

Указанное АО «Серовский завод ферросплавов» не оспаривается.

Выявленное обстоятельство явилось основанием для составления 07 апреля 2021 года в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении и назначении административного наказания постановлением № 03-02-14/95-2021 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В качестве довода для признания незаконным оспариваемого постановления, Общество ссылается на отсутствие нормативно-правового акта, на основании которого оно могло произвести методику расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в связи с чем оно не имело правовых оснований для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Вместе с тем, Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в Федеральный закон № 7-ФЗ введена статья 31.1, в силу требований которой лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Комплексное экологическое разрешение содержит технологические нормативы; нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; требования к обращению с отходами производства и потребления; согласованную программу производственного экологического контроля; срок действия комплексного экологического разрешения.

Этот же Закон содержит переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения.

Порядок выдачи комплексного экологического разрешения для объектов I категории утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 143.

Положениями подп. «б» п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25 декабря 2018 года № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные ч.ч. 6 и 7 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

Согласно п. 10 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07 августа 2018 года № 352 «Об утверждении порядка проведения инвентаризации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» перечень выбрасываемых загрязняющих веществ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе анализа данных о технологических процессах, в результате которых образуются выбросы, включая документацию хозяйствующих субъектов, регламентирующую порядок проведения технологических операций и процессов на объекте OНB, проектную (конструкторскую) документацию оборудования, материальный баланс применяемых технологических процессов, информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, разработанные и опубликованные в соответствии с п.п. 6, 7 и 9 ст. 28.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 422 утверждены Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источникам.

В соответствии с пп. 3 и 15 Правил № 422 применение методики расчета выбросов допускается после ее включения в Перечень методик расчета выбросов, формирование и ведение которого осуществляется Минприроды России.

Порядок формирования и ведения Перечня методик утвержден приказом Минприроды России от 31 июля 2018 года № 341, пунктом 2 которого предусмотрено, что на основании предоставленных Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений в Перечень методик могут быть включены методики расчета выбросов, разработанные и утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Правил № 422.

Сформированный Перечень методик является открытым и общедоступным, размещен на официальном сайте Минприроды России и включает в себя Методики расчета.

Таким образом, необходимость получения комплексного экологического разрешения сама по себе не отменяет обязанности соответствующего субъекта по обеспечению проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработке предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии с утвержденными уполномоченным органом Методиками расчета.

Вместе с тем судом также установлено, что 25 декабря 2020 года главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по г. Нижний Тагил Уральского межрегионального управления Росприроднадзора К.Д.В. вынесено постановление № 03-02-14/195-2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Серовский завод ферросплавов» на основании ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Обстоятельством, послужившим основанием к возбуждению в отношении АО «Серовский завод ферросплавов» данного дела, явилось выявление факта осуществления АО «Серовский завод ферросплавов» деятельности, связанной с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие у юридического лица специального разрешения.

При этом в данном постановлении, равно как и в обжалуемом постановлении, Обществу вменяется аналогичный период осуществления деятельности по выбросу вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствии специального разрешения с 01 января 2020 года по настоящее время, описывается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, аналогично протоколу об административном правонарушении от 07 апреля 2021 года в отношении АО «Серовский завод ферросплавов», а также оспариваемому постановлению, которым Общество привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно дополнительно истребованным данным, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не отменено, вступило в законную силу 11 января 2021 года.

Таким образом, судьей установлено, что на день рассмотрения жалобы по одному и тому же факту в отношении АО «Серовский завод ферросплавов» имеется неотмененное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

При этом законодатель не дифференцирует основания прекращения, исключающее производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановлениеподелуобадминистративномправонарушениивыносится решение об отмене постановления иопрекращениипроизводстваподелупри наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которыхбыловынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Нижний Тагил Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Я.О.В. № 03-02-14/95-2021 от 16 апреля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Серовский завод ферросплавов», подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Нижний Тагил Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Я.О.В. № 03-02-14/95-2021 от 16 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Серовский завод ферросплавов» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с наличием по одному итомуже факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же частью статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Судья подпись А.Д. Кузнецова

Копия верна: судья А.Д. Кузнецова