Дело № 12-4/2022 (№ 12-100/2021)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ишим 18 января 2022 года
Судья Ишимского районного суда Тюменской области Липчинская Ю.П.,с участием защитников юридического лица ООО «Биотекс-групп», привлеченного к административной ответственности - Ипатенко А.М. и ФИО1, действующих на основании доверенностей от 15.08.2021 года и 01.01.2022 года соответственно,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 12-4/2022 по жалобе юридического лица ООО «Биотэкс-групп» в лице защитника Ипатенко А.М. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 17 ноября 2021 года № 474В о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 474В старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 17 ноября 2021 юридическое лицо ООО «Биотэкс-групп» привлечено к административной ответственности за совершение административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ (нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты) и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 80000 (восемьдесят тысяч) рублей.
Как следует из обжалуемого постановления, юридическое лицо ООО «Биотэкс-групп» является водопользователем, которому предоставлено право пользования поверхностным водным объектом на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 29.08.2019 года № 72-14.01.03.002-Б-РСВХ-С-2019-02523/00, с целью сброса сточных вод в болото Торфяное на 187 км от устья реки Карасуль, северо-западнее д. Зырянка, Ишимского муниципального района, Тюменской области, сроком действия по 01.09.2020 год. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях разрешительной деятельности в 2020-2021 годах», решение о предоставлении водного объекта в пользование от 29.08.2019 года № 72-14.01.03.002-Б-РСВХ-С-2019-02523/00 продлено до 01.09.2021 года. Согласно условиям водопользования пп.14 п.2.3 Решения от 29.08.2019 года № 72-14.01.03.002-Б-РСВХ-С-2019-02523/00 водопользователь – ООО «Биотэкс-групп» обязан предоставлять в Департамент недропользования и экологии Тюменской области и в отдел водных ресурсов Нижне-0Обского бассейнового водного управления по Тюменской области, ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчеты о выполнении использования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объемом сбора сточных вод и (или) дренажных вод и их качества, а также качества поверхностных вод в местах сброса, в контрольном и фоновом створе. В нарушение указанного требования данный отчет по выполнению условий водопользования за 2 квартал 2021 года предоставлен в Департамент недропользования и экологии Тюменской области 27.10.2021 года. Вышеуказанное является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ (нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты).
Не согласившись с вышеуказанным постановлением ООО «Биотэкс-групп» обратилось в суд с жалобой, в которой просит указанное постановлении отменить, а производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях (бездействиях) юридического лица. В обосновании жалобы указано, что отчет о выполнении условий использования водного объекта за 2 квартал 2021 года ООО «Биотэекс-групп» был предоставлен в Департамент недропользования и экологии Тюменской области своевременно, а именно 05 июля 2021 года. Предоставленный отчет по своему содержанию в полном объеме соответствовал тому перечню и объему информации, который предусмотрен для данного вида отчета. Кроме того, указано, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ в данном случае отсутствует, поскольку должностным лицом не указано в чем конкретно выразились нарушения ч. 1 ст. 44, ч. 2 ст. 56, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, вмененные обществу ООО «Биотэкс-групп».
В судебном заседании защитник юридического лица, привлеченного к административной ответственности ООО «Биотекс-групп» Ипатенко А.М. свою жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней, просил прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ. Также дополнительно просил в случае признания общества виновным, применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку какие-либо негативные последствия от вменяемого правонарушения не наступили.
Защитник юридического лица, привлеченного к административной ответственности ООО «Биотекс-групп» ФИО1 суду пояснила, что отчет с приложениями по форме 3.2 и 3.3 был направлен в Департамент недропользования и экологии Тюменской области в сроки, предусмотренные решением о предоставлении водного объекта в пользование от 29.08.2019 года № 72-14.01.03.002-Б-РСВХ-С-2019-02523/00, а именно 30.06.2021 года и получен указанным выше Департаментом 05.07.2021 года. Между тем, к отчету не был приложен протокол лабораторных исследований, сведения из которого изложены в форме 3.3, который был направлен в адрес Департамента 27.10.2021 года.
Должностное лицо – государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальник отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении ходатайств не заявляла.
Судья, ознакомившись с доводами жалобы, выслушав представителя юридического лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что на основании решения Департамента недропользования и экологии Тюменской области о предоставлении водного объекта в пользование от 29.08.2019 года № 72-14.01.03.002-Б-РСВХ-С-2019-02523/00 ООО «Биотэкс-групп» с целью сброса сточных вод предоставлено болото Торфяное, расположенное на 187 км от устья реки Карасуль, северо-западнее д. Зырянка Ишимского муниципального района Тюменской области, сроком действия по 01.09.2020 год. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях разрешительной деятельности в 2020-2021 годах», решение о предоставлении водного объекта в пользование от 29.08.2019 года № 72-14.01.03.002-Б-РСВХ-С-2019-02523/00 продлено до 01.09.2021 года.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2.3 решения Департамента недропользования и экологии Тюменской области о предоставлении водного объекта в пользование от 29.08.2019 года № 72-14.01.03.002-Б-РСВХ-С-2019-02523/00 ООО «Биотэкс-групп» обязано ежеквартально предоставлять в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом в Департамент недропользования и экологии по Тюменской области отчет о выполнении условий использования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объемов сброса сточных и (или) дренажных вод и их качества, а также качества поверхностных вод в местах сброса, в контрольном и фоновом створе.
Следовательно,соответствующий отчет за второй квартал 2021 года ООО «Биотэкс-групп» должно было предоставить в Департамент недропользования и экологии по Тюменской области не позднее 10 июля 2021 года.
Между тем, как следует из протокола об административном правонарушении отчет предоставлен ООО «Биотэкс-групп» за пределами установленных сроков, а именно направлен юридическим лицом в адрес Департамента недропользования и экологии по Тюменской области 27 октября 2021 года.
В жалобе на постановление 17 ноября 2021 года № 474В ООО «Биотэкс-групп» указывает, что отчет за 2 квартал 2021 года о выполнении условий использования водного объекта был направлен в Департамент недропользования и экологии по Тюменской области своевременно, то есть до 10 июля 2021 года. В подтверждение указанного обстоятельства к жалобе приложено сопроводительное письмо (исходящий номер 186 от 30.06.2021 года), из содержания которого следует, что ООО «Биотэкс-групп» в адрес Департамента недропользования и экологии по Тюменской области направлен отчет по формам 3.3 и 3.2, а также отчеты по охране и использованию вод. На сопроводительном письме стоит штамп входящей корреспонденции – 05 июля 2021 года (л.д. 11).
Между тем из материалов дела об административном правонарушении № 3-610-2021 возбужденного Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении ООО «Биотэкс-групп» следует, что часть документов, необходимых к предоставлению за второй квартал 2021 года, была направлена в Департамент недропользования и экологии по Тюменской области за пределами установленных сроков, а именно 27 октября 2021 года, что подтверждается сообщением ООО «Биотэкс-групп» от 27.10.2021 года вх № 15664, в котором представитель юридического лица, ссылаясь на несвоевременность предоставления протокола № 1977 от 21 апреля 2021 года просит принять данный протокол в дополнение отчета за второй квартал 2021 года (лист 16 дела № 3-610-2021). Кроме того, на листе дела 17 дела № 3-610-2021 имеется ходатайство представителя юридического лица, поступившее в Департамент недропользования и экологии по Тюменской области 28 октября 2021 года, в котором ООО «Биотэкс-групп», признавая нарушение сроков сдачи отчета за второй квартал 2021 года, просит освободить предприятие от административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
Проанализировав вышеперечисленные документы, суд приходит к выводу о доказанности факта нарушении юридическим лицом – ООО «Биотэкс-групп» сроков подачи отчета за 2 квартал 2021 года о выполнении условий использования водного объекта в Департамент недропользования и экологии по Тюменской области, поскольку в соответствии с решением Департамента недропользования и экологии Тюменской области о предоставлении водного объекта в пользование от 29.08.2019 года № 72-14.01.03.002-Б-РСВХ-С-2019-02523/00, ООО «Биотэкс-групп» обязано предоставлять вышеуказанный отчет с приложением подтверждающих документов.
Между тем, судья полагает, что бездействия ООО «Биотэкс-групп» неверно квалифицированы по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, согласно ч. 1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность для юридических лиц за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Объектом правонарушения по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, возникающие в области водопользования. Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее водопользование. Объективную сторону правонарушения образуют действия, нарушающие правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов (водопользование) - это использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
В соответствии с пунктом 8 части 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователь – это физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
Статьей 37 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины (лесоматериалов) и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.
Таким образом, нарушение правил водопользования представляет собой совершение определенных действий (либо бездействий), носящих противоправных характер при использовании водных объектов, в частности, при заборе воды, при сбросе сточных вод в водные объекты, без изъятия воды (для целей производства электрической энергии).
Судья не усматривает в действиях (бездействий) ООО «Биотэкс-групп» вышеперечисленных правонарушений. Юридическому лицу вменяется нарушение сроков сдачи отчетности.
Пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 10.04.2007 № 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации: ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества; ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами; представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.
Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества утвержден приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903
Согласно пункту 24 Порядка № 903 сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (формы 3.1 - 3.3, указанные в приложении к Порядку), представляются в уполномоченный на предоставление водного объекта в пользование орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом на бумажном носителе с реквизитами и заверенные подписью лиц, указанных в пункте 2 Порядка, либо в виде электронного документа с реквизитами, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Пунктом 3 подп. «е» и п. 5 Постановления Правительства РФ от 10.09.2020 № 1391 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов» установлено, что мероприятия по охране поверхностного водного объекта осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.
В соответствии со ст. 68 Водного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.
По мнению суда, данное правонарушение квалифицируется по статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объективной стороной которой является сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50 настоящего Кодекса.
Несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных органов либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности, а восполняющих ее сведения после установленных сроков.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в действиях юридического лица ООО «Биотэкс-групп» усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не части 1 статьи 8.14 указанного Кодекса.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействия) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
В таком же порядке может быть разрешен вопрос о переквалификации действий (бездействий) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года, утв. Постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 30.05.2007 года, в редакции от 12.07.2017 года).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что однородным считает правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства (определяющийся главой особенной части КоАП РФ).
Статьи 8.14 и 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объединены в главе 8 указанного Кодекса, родовым объектом правонарушений которой являются общественные отношения в области охраны окружающей среды.
Санкцией части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Санкцией статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. Таким образом, санкция статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мягче санкции части 1 статьи 8.14 указанного Кодекса.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области, урегулированной законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и природопользования, в соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 1 год. Следовательно, срок привлечения юридического лица – ООО «Биотэкс-групп» к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на дату рассмотрения дела в суде не истек.
При таких обстоятельствах, суд полагает правомерным переквалификацировать вменяемое юридическому лицу ООО «Биотэкс-групп» деяние с части 1 статьи 8.14 на статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что юридическим лицом ООО «Биотэкс-групп» все же производились действия, направленные на исполнение своих обязательств по предоставлении отчетности на 2 квартал 2021 года в установленные сроки, о чем свидетельствует направление части отчетных документов в Департамент недропользования и экологии по Тюменской области 05 июля 2021 года, суд полагает справедливым назначить юридическому лицу наказание в размере минимального административного штрафа – 20000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу юридического лица ООО «Биотэкс-групп» в лице защитника Ипатенко А.М. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Тюменской области Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 17 ноября 2021 года № 474В о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью «Биотэкс-групп» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ишимский районный суд Тюменской области в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья (подпись) Ю.П. Липчинская
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Подлинник решения подшит в административное дело № 12-4/2022 и хранится в Ишимском районном суде Тюменской области.
Судья Ю.П. Липчинская