Судья Чинаева Е.А. Дело № 12-100/2021
РЕШЕНИЕ
20 октября 2021 года г. Нальчик
Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Тлуповой А.М., с участием представителя Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики ФИО1, действующего по доверенности № от 17 сентября 2021 года, защитника министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3- адвоката Жигунова Х.Х., имеющего регистрационный № в реестре адвокатов Кабардино-Балкарской Республики, действующего по ордеру № от 20 октября 2021 года, рассмотрев в открытом судебном заседании протест первого заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики на постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 августа 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 мая 2019 № был утвержден Порядок предоставления грантов "Агростартап" (далее по тексту Порядок, Порядок предоставления грантов "Агростартап"), определяющий цели, условия и правила предоставления из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики грантов "Агростартап" крестьянским (фермерским) хозяйствам в целях софинансирования затрат, связанных с реализацией проекта "Агростартап".
Согласно пункту 2 указанного Порядка уполномоченным органом по предоставлению грантов "Агростартап", а также организатором проведения конкурсного отбора получателей гранта "Агростартап" является Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее Министерство).
Согласно пункту 3 Порядка "грант "Агростартап" – это средства, перечисляемые из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики крестьянскому (фермерскому) хозяйству для софинансирования его затрат.
Гранты предоставляются на основании проведения конкурсного отбора (пункт 16 Порядка).
Решение о проведении конкурсного отбора, место и сроки приема документов определяются Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и публикуются на едином портале исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в газете "Кабардино-Балкарская правда» (пункт 16 Порядка).
В силу положений пунктов 17, 18, 21, 24, 25, 26, 27 Порядка конкурсный отбор проводится поэтапно. На первом этапе Министерство в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока приема документов осуществляет проверку заявления и приложенных к нему документов. На втором этапе Министерство в течение 10 рабочих дней со дня окончания первого этапа осуществляет проверку заявления и приложенных к нему документов для установления соответствия заявителя требованиям пункта 16 данного Порядка. На третьем этапе Конкурсная комиссия формирует рабочие группы для проведения очного собеседования с заявителями с выездом на места реализации проекта "Агростартап", определяет списки заявителей для каждой рабочей группы и присуждает балльную оценку каждому заявителю. Балльная оценка определяется исходя из среднего арифметического значения баллов (округляется в большую сторону до целого значения), присужденных не менее чем тремя членами рабочей группы.
Балльная оценка заявителя, а также ранжированный от большего к меньшему по количеству набранных баллов список заявителей утверждаются решением конкурсной комиссии простым большинством голосов ( пункт 30 Порядка).
По итогам третьего этапа конкурсного отбора конкурсная комиссия утверждает: а) список победителей конкурсного отбора - получателей гранта с указанием значений присужденных им баллов и размера предоставляемого гранта (соответствующего заявленному в плане расходов); б) список заявителей, которым отказывается в предоставлении гранта, с указанием значений присужденных им баллов ( пункт 32 Порядка).
Решения конкурсной комиссии оформляются протоколами заседания конкурсной комиссии и направляются в Министерство в течение 5 рабочих дней с даты заседания конкурсной комиссии ( пункт 33).
Приказом министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3 от 27 апреля 2020 года N 44 был установлен срок представления в Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики документов для участия в конкурсном отборе на предоставление грантов "Агростартап" - с 6 по 27 мая 2020 года включительно.
27 мая 2020 года ФИО2, проживающий по <адрес>, обратился в Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о допуске его к участию в конкурсном отборе получателей грантов "Агростартап", представив пакет документов, указанных в пункте 11 Порядка (л.д. 48-66).
Приказом министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 03 июля 2020 года N 70 был утвержден состав Конкурсной комиссии по определению победителей конкурсных отборов получателей грантов "Агростартап", а также на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных ферм и материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов из 15 человек.
Протоколом № заседания Конкурсной комиссии по определению победителей конкурсных отборов получателей грантов "Агростартап", а также на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных ферм и материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее Конкурсная комиссия) от 30 июля 2020 года (л.д.67-72) были утверждены:
- Список заявителей на предоставление грантов "Агростартап", на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных ферм, ранжированные с учетом набранных баллов, состоящий из 194 человек, где под номером 37 был указан ФИО2, набравший 70 баллов (л.д.73-78);
- Список победителей конкурсного отбора - получателей грантов "Агростартап", на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных ферм, состоящий из 36 человек, набравших от 70 до 88 баллов (л.д.83);
- Список заявителей, которым отказывается в предоставлении гранта "Агростартап", состоящий из 158 человек, где под № указан ФИО2, набравший 70 баллов (л.д.86-89).
Письмом № от 06 августа 2020 года Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики уведомило ФИО2 о том, что по итогам третьего этапа конкурсного отбора грантов "Агростартап" решением Конкурсной комиссии ему отказано в предоставлении гранта. По итогам конкурсных процедур значение присвоенных ему баллов составляет 70 (л.д.98).
10 августа 2020 года ФИО2 направил в Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики письменное обращение, в которой выразил несогласие с принятым решением об отказе в предоставлении ему гранта "Агростартап", ссылаясь на то, что по его сведениям по результатам проведения очного собеседования с ним с выездом на места реализации проекта "Агростартап" ему были выставлены 14 баллов, как было учтено Конкурсной комиссией, в силу чего итоговая сумма набранных им баллов должна составлять 72, а не 70 баллов.
В обращении он просил предоставить ему возможность ознакомиться со списком победителей конкурса с указанием значений присужденных им баллов и размера предоставленного гранта (л.д. 105-106).
23 августа 2020 года исполняющим обязанности министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО21ФИО2 был дан ответ на его обращение от 10 августа 2020 года, с указанием того, что в ходе мероприятий третьего этапа конкурсного отбора Конкурсной комиссией ему была присуждена бальная оценка «70» и что список победителей конкурса размещен на странице Министерства на официальном портале Правительства Кабардино-Балкарской Республики ( л.д.104).
Ссылаясь на то, что его обращение в Министерство от 10 августа 2020 года в части сообщения ему критериев, по которым он по результатам осмотра и собеседования не набрал максимальные баллы осталось не рассмотренным, а его повторное обращение от 27 августа 2020 года в Министерство в части его просьбы об ознакомлении с материалами, составленными в отношении него рабочей группой Конкурсной комиссии, оставлено без ответа, 03 сентября 2020 года ФИО2 направил министру сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3 новое письменное обращение, в котором просил министра ответить на его обращения и направить ему запрошенные материалы и информацию (л.д.102-103).
В письме также было указано, что в октябре 2020 года планируется дополнительный прием документов на предоставление субсидий на развитие сельской кооперации и в случае отсутствия заявителей по данному направлению средства будут направлены на предоставление гранта "Агростартап" и ФИО2 будет предложено получение указанных средств, в случае его согласия зарегистрировать крестьянское (фермерское) хозяйство.
К письму были приложены ксерокопии заключений по итогам выездного собеседования и осмотра условий (места) реализации проекта "Агростартап" на 6 листах (л.д.9-16, 100-101).
Ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства, 05 ноября 2020 года ФИО2 обратился к прокурору Кабардино – Балкарской Республики с заявлением о незаконном отказе ему Конкурсной комиссией в предоставлении гранта "Агростартап" и о ненадлежащем рассмотрении его письменных обращений Министерством сельского хозяйства Кабардино – Балкарской Республики (л.д. 29-34).
По указанному заявлению ФИО2 в Прокуратуре Кабардино – Балкарской Республики была назначена и проведена проверка, по результатам которой 24 декабря 2020 года первый заместитель прокурора Кабардино – Балкарской Республики Сысоенков А.В. внес в адрес министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3 представление об устранении нарушений законодательства.
Как следует из представления, очное обследование места реализации представленного ФИО2 проекта «Агростартап» в порядке, установленном постановлением Правительства Кабардино – Балкарской Республики от 24 мая 2019 года № фактически не проводилось. Заключения от 14 июля 2020 года, подписанные членами рабочей группы Конкурсной комиссии ФИО13, ФИО15 и ФИО4 содержат ложные сведения о факте выезда указанной рабочей группы на место реализации проекта ФИО2 и результатах обследования, тогда как указанная рабочая группа Конкурсной комиссии не выезжала на место реализации проекта ФИО2 в полном составе, сфальсифицировала Заключения по итогам выездного собеседования и осмотра условий (места) реализации проекта и эти сфальсифицированные Заключения положены в основу решения Конкурсной комиссии от 30 июля 2020 года об отказе ФИО2 в предоставлении гранта «Агростартап».
Кроме того, в представлении было указано, что должностными лицами Министерства сельского хозяйства Кабардино – Балкарской Республики нарушены требования Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части всестороннего и объективного рассмотрения обращений ФИО2, дважды обращавшегося в Министерство и не получившего мотивированного ответа, что послужило поводом для обоснованного обращения его в прокуратуру Кабардино – Балкарской Республики.
В представлении были сформулированы требования: рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры республики; принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства и привлечению к ответственности виновных лиц; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру Кабардино – Балкарской Республики в установленный законом срок (л.д. 121-122).
Из письма министра сельского хозяйства Кабардино – Балкарской Республики ФИО3 от 19 января 2021 года за № первому заместителю прокурора Кабардино – Балкарской Республики Сысоенкову А.В. следует, что представление от 24 декабря 2020 года в установленном порядке рассмотрено и выводы, изложенные в нем не нашли своего подтверждения.
Как указано в письме, выезд к месту реализации проекта ФИО2 был осуществлен членом рабочей группы ФИО13, который ознакомил остальных членов рабочей группы с материалами выезда, в том числе с фотографиями хозяйства. Члены рабочей группы, руководствуясь предоставленными им полномочиями, посчитали информацию, предоставленную ФИО13 и материалы, имеющиеся в распоряжении Конкурсной комиссии по заявке ФИО2 достаточными для оценки его крестьянского (фермерского) хозяйства.
Заключения, составленные ФИО4 и ФИО15, не выезжавшими на место реализации проекта ФИО2, не противоречат Порядку. Члены данной рабочей группы составляли заключения в министерстве в кабинете №, где им были предоставлены рабочие места, чистые бланки заключений, канцелярские принадлежности, а также возможность использовать компьютерную и копировальную технику. Работники министерства не заполняли заключения членов рабочей группы, так как это не входит в их полномочия.
Обращения ФИО2 были рассмотрены в установленном порядке (л.д. 126-127).
Указано, что в Порядок предоставления грантов «Агростартап», утвержденный постановлением Правительства КБР от 24 мая 2019 года №-ПП, будут вноситься изменения, в том числе в части уточнения процедуры проведения оценки проектов «Агростартап» (л.д. 130).
Как следует из постановления по результатам рассмотрения представления первого заместителя прокурора Кабардино – Балкарской Республики Сысоенкова А.В. от 24 декабря 2020 года министром сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики представлен ответ от 19 января 2021 года, в котором отсутствует какая-либо информация о принятых мерах по устранению допущенных нарушений закона, а именно об устранении нарушений требований пункта 3 статьи 5, пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В связи с ненадлежащим рассмотрением представления 05 февраля 2021 года министру сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики первым заместителем прокурора Кабардино-Балкарской Республики направлено требование о повторном его рассмотрении в срок до 22 февраля 2021 года.
Однако письмом от 12 марта 2021 года № сообщив о том, что представление прокурора рассмотрено, признано обоснованным, работник Министерства, допустивший нарушения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» привлечен к дисциплинарной ответственности (приказ от 04.03.2021 №-ЛС), министр сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3 в нарушение положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», умышлено не выполнил требования прокурора, изложенные в представлении от 24 декабря 2020 № об устранении нарушений закона, мер направленных на устранение нарушений пункта 3 статьи 5, пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не принял.
В постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что по состоянию на 01 февраля 2021 года Министерство не ответило на вопросы, поставленные в обращениях ФИО2 от 10 августа и 03 сентября 2020 года: о выставлении ему баллов по итогам конкурсного отбора с нарушением установленной Порядком процедуры, в частности порядка проведения выездного собеседования и осмотра условий (места) реализации проекта «Агростартап» членами рабочей группы Конкурсной комиссии; об отсутствии в разработанной Министерством форме Заключения, составляемого по результатам выездного собеседования и осмотра условий (места) реализации проекта «Агростартап», графы об ознакомлении под роспись конкурсантов; о личном приеме ФИО2 Министром сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3
Письмом начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 07 июля 2021 года постановление первого заместителя прокурора Кабардино – Балкарской Республики о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3 вместе с материалами проверки было направлено для рассмотрения по существу в Нальчикский городской суд (л.д.156).
Постановлением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 августа 2021 года производство по делу об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Копия указанного постановления судьи получена Прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики 16 августа 2021 года (л.д.199).
23 августа 2021 года первый заместитель прокурора Кабардино – Балкарской Республики Сысоенков А.В. обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд с протестом, в котором просит отменить постановление судьи Нальчикского городского суда и возвратить дело на новое рассмотрение в суд.
Как указано в протесте, выводы судьи в постановлении о том, что представление прокурора от 24 декабря 2020 года было исполнено в установленный срок и ФИО2 был дан полный и исчерпывающий ответ на его обращения от 10 августа и 03 сентября 2021 года, об отсутствии у ФИО5 умысла на неисполнение законных требований прокурора противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам и хронологии событий правонарушения, из которых следует умышленное непринятие ФИО5 мер к устранению нарушений законодательства.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики ФИО1 поддержал протест по изложенным в нем доводам.
Защитник ФИО3 адвокат ФИО11 просил жалобу отклонить по изложенным в его возражении на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 168-174), полагая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля ФИО2, проверив на основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 этого Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме ( пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).
Прекращение производства по делу в отношении министра сельского хозяйства Кабардино – Балкарской Республики ФИО3 за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции обосновал тем, что 23 сентября 2020 года ФИО3 ФИО2 был дан полный и исчерпывающий ответ на его жалобы, тогда же ему были высланы копии заключений по итогам выездного собеседования и осмотра условий (места) реализации проекта "Агростартап" от 14 июля 2020 года; признание решения Конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства Кабардино – Балкарской Республики об отказе в предоставлении гранта ФИО2 являлось предметом судебного разбирательства и решением Нальчикского городского суда КБР от 26 июля 2021 года в удовлетворении административного иска ФИО2 отказано; требование прокурора о включении ФИО2 в список победителей конкурса программы «Агростартап» не входило в полномочия Министерства сельского хозяйства; требуя от министра сельского хозяйства решить вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, прокуратура вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность Министерства сельского хозяйства Кабардино – Балкарской Республики, чем выходит за пределы своей компетенции; в нарушение положений части 2 статьи 21 и статьи 22 Федерального Закона о прокуратурепредставление прокурора не содержало ссылок на конкретный федеральный закон, о недопустимости нарушения которого предупреждается Министерство сельского хозяйства Кабардино – Балкарской Республики; представление прокурора не содержало конкретных предложений об устранении нарушений закона, кроме как признании результатов проведенного конкурса незаконным и пересмотра результатов конкурса.
С приведенными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они сделаны без соблюдения требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности, полноте, объективности выяснение обстоятельств каждого дела и разрешения его в соответствии с законом.
Из дела следует, что решением Конкурсной комиссии по определению победителей конкурсных отборов получателей грантов "Агростартап" Министерства сельского хозяйства Кабардино – Балкарской Республики от 30 июля 2020 года ФИО2 было отказано в предоставлении гранта "Агростартап" по мотиву недостаточности суммы набранных им в процессе конкурсного отбора 70 баллов.
10 августа 2020 года ФИО2 направил в Министерство письменное обращение, выражая несогласие с подсчетом его баллов, ссылаясь на то, что по его сведениям по результатам проведения с ним очного собеседования с выездом на места реализации проекта "Агростартап" ему были выставлены 14 баллов, в силу чего итоговая сумма набранных им баллов составляет 72, а не 70 баллов.
В обращении он просил предоставить ему возможность ознакомиться со списком победителей конкурса с указанием значений присужденных им баллов и размера предоставленного гранта (л.д. 105-106).
23 августа 2020 года исполняющим обязанности Министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО23ФИО22 был дан ответ на его обращение от 10 августа 2020 года, с указанием того, что в ходе мероприятий третьего этапа конкурсного отбора Конкурсной комиссией ему была присуждена бальная оценка «70», а список победителей конкурса размещен на странице Министерства на официальном портале Правительства Кабардино-Балкарской Республики ( л.д.104).
Ссылаясь на то, что его обращение в Министерство от 10 августа 2020 года в части сообщения ему критериев, по которым он по результатам осмотра и собеседования не набрал максимальные баллы осталось не разрешенным, а его повторное обращение от 27 августа 2020 года в Министерство в части его просьбы об ознакомлении с материалами, составленными в отношении него рабочей группой Конкурсной комиссии оставлено без ответа, 03 сентября 2020 года ФИО2 направил министру сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3 новое письменное обращение, в котором просил министра ответить на его обращения и направить ему запрошенные материалы и информацию. В этом обращении ФИО2 дополнительно указал на отсутствие утвержденной формы «Заключения», оформляемого рабочей группой Конкурсной комиссии при проведении предусмотренного Порядком очного собеседования с выездом на места реализации проекта "Агростартап" и несоответствие составленного рабочей группой Заключения требованиям открытости и прозрачности, в силу отсутствия в нем графы об ознакомлении с его содержанием конкурсанта, что, по его мнению, дает рабочей группе и конкурсной комиссии возможность в дальнейшем вносить в них исправления; оставление без рассмотрения его просьбы записать на личный прем к министру (л.д.102-103).
Кроме этого, в письме содержалась не запрошенная в обращениях ФИО2 информация о том, что в октябре 2020 года планируется дополнительный прием документов на предоставление субсидий на развитие сельской кооперации и в случае отсутствия заявителей по данному направлению средства будут направлены на предоставление гранта "Агростартап" и ФИО2 будет предложено получение указанных средств, в случае его согласия зарегистрировать крестьянское (фермерское) хозяйство (л.д.100-101).
Вопреки выводам судьи в обжалуемом постановлении письмо Министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3 от 23 сентября 2020 года за № нельзя признать полным и исчерпывающим ответом на обращения ФИО2, поскольку он не содержал ответов на поставленные им в обращениях от 10 августа и 03 сентября 2020 года вопросы: назвать критерии, по которым он (ФИО2) не набрал максимально возможных баллов по результатам очного собеседования с ним членов рабочей группы Конкурсной комиссии с выездом на места реализации проекта "Агростартап"; несоответствие составленных рабочей группой Конкурсной комиссии Заключений очного собеседования с выездом на места реализации проекта "Агростартап" от 14 июля 2020 года требованиям открытости и прозрачности, в силу отсутствия в них графы об ознакомлении с его содержанием конкурсанта.
Ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства, 05 ноября 2020 года ФИО2 обратился к прокурору Кабардино – Балкарской Республики с заявлением о незаконном отказе ему Конкурсной комиссией в предоставлении гранта "Агростартап" и о ненадлежащем рассмотрении его письменных обращений Министерством сельского хозяйства Кабардино – Балкарской Республики (л.д. 29-34).
По указанному заявлению ФИО24. в Прокуратуре Кабардино – Балкарской Республики была назначена и проведена проверка, по результатам которой 24 декабря 2020 года первый заместитель прокурора Кабардино – Балкарской Республики Сысоенков А.В. внес в адрес министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3 представление об устранении нарушений законодательства.
Как следует из представления, прокурорской проверкой установлены нарушения Порядка предоставления грантов, утвержденного Постановлением Правительства Кабардино – Балкарской Республики от 24 мая 2019 № выразившиеся в том, что очное обследование места реализации представленного ФИО2 проекта «Агростартап» в порядке, установленном постановлением Правительства Кабардино – Балкарской Республики от 24 мая 2019 года №-ПП фактически не проводилось. Заключения от 14 июля 2020 года, подписанные членами рабочей группы Конкурсной комиссии ФИО13, ФИО15 и ФИО4 содержат ложные сведения о факте выезда указанной рабочей группы на место реализации проекта и результатах обследования, тогда как указанная рабочая группа Конкурсной комиссии не выезжала на место реализации проекта ФИО2 в полном составе, сфальсифицировала Заключения по итогам выездного собеседования и осмотра условий (места) реализации проектов и указанное сфальсифицированное Заключение положено в основу решения Конкурсной комиссии от 30 июля 2020 года об отказе ФИО2 в предоставлении гранта «Агростартап».
Таким образом, вопреки доводам суда первой инстанции в обжалуемом постановлении о том, что представление прокурора не содержало конкретных предложений об устранении нарушений закона, кроме как признание результатов проведенного конкурса незаконным и пересмотра результатов конкурса, требование прокурора в представлении сводилось к устранению допущенных нарушений положений Порядка предоставления грантов "Агростартап", регулирующих условия проведения и оформления членами рабочей группы Конкурсной комиссии выездного собеседования и осмотра условий (места) реализации проекта "Агростартап".
Требований о признании результатов проведенного конкурса незаконным, пересмотра этих результатов, также как и требования о включении ФИО2 в список победителей конкурса программы «Агростартап» представление прокурора не содержит.
Приведенные в представлении прокурора факты фальсификации документов о результатах обязательного для проводимого конкурса этапа проведения очного собеседования членов рабочей группы Конкурсной комиссии с заявителем, с выездом на места реализации проекта "Агростартап" подтверждаются материалами прокурорской проверки, приобщенными к материалам настоящего дела.
В силу пункта 6 Порядка предоставления грантов "Агростартап" Конкурсная комиссия формирует рабочие группы для проведения очного собеседования с заявителями с выездом на места реализации проекта "Агростартап", определяет списки заявителей для каждой рабочей группы и присуждает балльную оценку каждому заявителю.
В данном случае, Протоколом № заседания Конкурсной комиссии по определению победителей конкурсных отборов получателей грантов "Агростартап" от 09 июля 2020 года была утверждена рабочая группа для проведения очного собеседования с заявителями с выездом на места реализации проектов в Зольском и Чегемском районах Кабардино – Балкарской Республики в составе ФИО13, ФИО16 и ФИО15, а также была утверждена форма Заключения по итогам выездного собеседования и осмотра условий (места) реализации проектов (л.д.114-117 ).
В соответствии с подпунктом «з» пункта 28 Порядка предоставления грантов "Агростартап" оценка по результатам выездного собеседования и осмотра условий (места) реализации - от 0 до 15 баллов, определяется с учетом:
уровня рентабельности планируемого производства;
конкурентоспособности планируемой к выпуску продукции;
удаленности места реализации проекта от транспортной, инженерной, коммунальной инфраструктуры;
обеспеченности тепловыми, энергетическими и водными ресурсами.
Из письменных объяснений членов рабочей группы ФИО13, ФИО15 и ФИО16 следует, что 14 июля 2020 года по месту нахождения фермерского хозяйства ФИО2 в <адрес> выезжал только ФИО14, а ФИО15 и ФИО16 не выезжали в указанный населенный пункт, не осматривали фермерское хозяйство конкурсанта ФИО2, не встречались с ним и не проводили предусмотренное Порядком собеседование.
Из объяснений ФИО13 следует, что 14 июля 2020 года он действительно выезжал в <адрес>, провел собеседование с ФИО2 и осмотр его фермерское хозяйства, без участия других членов рабочей группы. Вместе с тем, он признал, что предоставленное впоследствии Конкурсной комиссии Заключение от 14 июля 2020 года, данное от его имени в рукописной части фактически исполнено не им, что составленный им при выезде в селение Псынадаха документ впоследствии был: «переписан работниками Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и подписан мною» (л.д.37-45).
А ФИО15 и ФИО16 в своих письменных объяснения также признали, что Заключения, датированные 14 июля 2020 года были составлены ими в конце июля 2020 года в одном из служебных кабинетов Министерства сельского хозяйства.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В нарушение приведенных требований закона, при рассмотрении настоящего дела разрешая спор и делая вывод о том, что министр сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики исполнил представление прокурора надлежащим образом и в установленный срок, суд первой инстанции не дал правовой оценки данным нарушениям требований Порядка предоставления грантов "Агростартап" при проведении конкурса, положенным в обоснование представления прокурора от 24 декабря 2020 года и не проверил соответствие позиции министра ФИО3, выраженной в письме от 19 января 2021 года за № пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в силу которого требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 этого Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Из указанного письма министра сельского хозяйства Кабардино – Балкарской Республики ФИО3 № от 19 января 2021 года первому заместителю прокурора Кабардино – Балкарской Республики Сысоенкову А.В. следует, что его представление от 24 декабря 2020 года в установленном порядке рассмотрено и признано необоснованным.
Как указано в письме, выезд к месту реализации проекта ФИО2 был осуществлен членом рабочей группы ФИО13, который ознакомил остальных членов рабочей группы с материалами выезда, в том числе с фотографиями хозяйства. Члены рабочей группы, руководствуясь предоставленными им полномочиями, посчитали информацию, предоставленную ФИО13 и материалы, имеющиеся в распоряжении Конкурсной комиссии по заявке ФИО2 достаточными для оценки его крестьянского (фермерского) хозяйства.
Заключения, составленные ФИО28 и ФИО15 не противоречат Порядку. Члены данной рабочей группы составляли заключения в Министерстве в кабинете №, где им были предоставлены рабочие места, чистые бланки заключений, канцелярские принадлежности, а также возможность использовать компьютерную и копировальную технику. (л.д. 126-127).
Приведенные доводы министра ФИО3 голословны сами по себе, кроме того, они противоречат вышеприведенным объяснениям членов рабочей группы ФИО13, ФИО27 и ФИО15, из которых, вопреки утверждениям министра, не следует, что они составляли заключения от 14 июля 2020 года вместе все втроем, что ФИО14 делился с остальными двумя результатами своей поездки по месту нахождения хозяйства ФИО2, в том числе и фотоснимками, а довод о том, что работники Министерства не заполняли заключения членов рабочей группы, не убедителен, исходя из того, что рукописная часть Заключения от имени ФИО13 выполнена не им самим, а другим лицом, к тому же ФИО14 признал, что подписанное им Заключение в рукописной части исполнено сотрудником Министерства.
Не состоятелен и довод министра ФИО3 о том, что Заключения, составленные ФИО25 и ФИО15 без фактического исполнения ими обязанностей по проведению очного выездного собеседования с конкурсантом ФИО2 и осмотра условий (места) реализации его проекта - соответствуют требованиям законодательства, регулирующего порядок проведения конкурса по предоставлению грантов "Агростартап".
В соответствии с пунктами 16 и 29 Положении о Конкурсной комиссии по определению победителей конкурсных отборов получателей грантов "Агростартап", "Агропрогресс", а также на развитие семейных ферм и материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Кабардино – Балкарской Республики от 27 апреля 2020 года N 40 (далее Положении о Конкурсной комиссии), члены Конкурсной комиссии не могут делегировать свои полномочия иным лицам, члены Конкурсной комиссии несут ответственность за соблюдение настоящего Положения, объективность подхода к Конкурсному отбору в соответствии с действующим законодательством.
Делая вывод о том, что у министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3 не было умысла на неисполнение требований представления прокурора, в силу чего в его действиях (бездействии) нет состава правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции оставил без внимания приведенные обстоятельства, не выяснив мотивы ФИО3, по которым в письме от 19 января 2021 года за № он отказался исполнить представление прокурора, утверждая, что Заключения, составленные членами рабочей группы ФИО26 и ФИО15 при вышеизложенных обстоятельствах не противоречат Порядку.
В связи с необоснованным отказом министра ФИО3 письмом от 19 января 2021 года за № от исполнения представления прокурора от 24 декабря 2020 года, 5 февраля 2021 года первым заместителем прокурора Кабардино – Балкарской Республики Сысоенковым А.В. министру ФИО3 письменно было сообщено, что его ответ от 19 января 2021 года не содержит информацию: о соблюдении требований Порядка при проведении обследования места реализации ФИО29 проекта «Агростартап»; о достоверности сведений, подтверждающих факт выезда членов комиссии на место реализации проекта и фиксирования результатов обследования и повторно предложено рассмотреть представление и до 22 февраля 2020 года (л.д. 128).
Однако материалы дела не содержат сведений об исполнении министром сельского хозяйства Кабардино – Балкарской Республик ФИО3 представления прокурора в части устранения нарушений требований Порядка предоставления грантов "Агростартап", Положения о Конкурсной комиссии.
Как следует из материалов дела, 21 февраля 2021 года заместителем министра сельского хозяйства Кабардино – Балкарской Республики ФИО17 в прокуратуру Кабардино – Балкарской Республики направлено письмо, из которого следовало, что 20 февраля 2021 года проведено заседание комиссии по рассмотрению представления от 24 декабря 2020 года. Результаты служебной проверки будут направлены в прокуратуру до 5 марта 2021 года (л.д. 127). 12 марта 2021 года министр ФИО3 письмом за №, сообщил первому заместителю прокурора Кабардино – Балкарской Республики Сысоенкову А.В. о том, что в связи с неполным рассмотрением обращения ФИО2 виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, руководителям структурных подразделений Министерства указано на необходимость усиления контроля за неукоснительным соблюдением Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Других сведений о признании или не признании Министерством обоснованности представления прокурора от 24 декабря 2020 года в части фальсификации документов о результатах проведения очного собеседования членов рабочей группы Конкурсной комиссии с заявителем ФИО2, с выездом на места реализации его проекта "Агростартап" и исполнении представления в этой части вышеуказанные ответы ФИО3 и его заместителя ФИО17 не содержат, что послужило основанием для вынесения 25 июня 2021 года первым заместителем прокурора Кабардино – Балкарской Республики Сысоенковым А.В. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3 по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции оставил без внимания и оценки приведенные обстоятельства.
Таким образом, требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности и полноте рассмотрения дела об административном правонарушении судьей Нальчикского городского суда не выполнены, доводы прокурора должным образом не проверены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не исследованы.
Допущенные судьей нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, неустранимыми и они не могут быть восполнены судом второй инстанции.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление судьи Нальчикского городского от 12 августа 2021 года подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению в тот же суд на новое рассмотрение, при котором суду следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, и на основании имеющихся и вновь полученных доказательств постановить по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики,
Р Е Ш И Л:
протест первого заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики на постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики Сысоенковым А.В. удовлетворить.
Постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 августа 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ФИО3, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики.
Судья Л.М. Бабугоева