ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-100/2021 от 27.07.2021 Хасанского районного суда (Приморский край)

Дело № 12-100/2021

Р Е Ш Е Н И Е

27 июля 2021 года пгт. Славянка

Судья Хасанского районного суда Приморского края Синенко И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края Бренчагова Максима Николаевича на постановление мирового судьи судебного участка № 90 Хасанского судебного района Приморского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 90 Хасанского судебного района Приморского края от 19 мая 2021 года глава Славянского городского поселения Бренчагов М.Н. привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за умышленное неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, главой Славянского городского поселения Бренчаговым М.Н. на него подана жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене постановления мирового судьи и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель не явившегося в суд должностного лица - Бренчагова М.Н., Кадыров Э.И. настаивал на удовлетворении жалобы, по основаниям, изложенным в ней, указав, в том числе на то, что представление рассмотрено в установленный законом срок. Ответ на представление, содержащий мотивированные выводы о несогласии с представлением прокурора дан уполномоченным лицом. Представление прокурора не оспаривалось.

Старший помощник прокурора Хасанского района Хохлова Е.А. возражала против отмены постановления мирового судьи, указав на то, что требования прокурора об устранении выявленных нарушений закона являлись законными и обоснованными. При этом глава Славянского городского поселения должен был устранить выявленные нарушения, путем отмены проведения общественных обсуждений, и последующего повторного их проведения.

Выслушав участвующих, лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Статьей 5.1 Градостроительного кодекса РФ регламентирована процедура проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, которая, в том числе состоит из: оповещения о начале публичных слушаний; размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта; проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 указанной статьи).

Процедура проведения общественных обсуждений приведена в части 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ и включает в себя этапы оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.

В соответствии с частью 24 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений данного кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

В соответствии с положениями части 3 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье - общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.

Как установлено судом, главой Славянского городского поселения Бренчаговым М.Н. 09.02.2021 принято постановление № 46 «О назначении общественных обсуждений по проекту «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения Хасанского муниципального района». В соответствии с данным постановлением проведение общественных обсуждений запланировано с 12.02.2021 по 14.03.2021.

26.02.2021 заместителем прокурора Хасанского района главе администрации Славянского городского поселения внесено представление об устранении нарушений закона .

Основанием для принятия указанной меры прокурорского реагирования послужило выявленные в ходе проверки нарушения п. 3 ч. 6 ст. 5.1, ч. 9 ст. 5.1, ч. 3 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ, выразившихся в том, что общественные обсуждения по проекту «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения Хасанского муниципального района», были организованы не во всех населенных пунктах Славянского городского поселения (поселок база Круглая, железнодорожные станции Бамбурово, Рязановка, села Маяк Бюссе, Пойма и Ромашка). Не было указано конкретное место открытия экспозиции в микрорайоне Рыбак пгт. Славянка. Экспозиция запланирована к проведению в микрорайонах Нерпа и Рыбак п. Славянка не в течение всего периода размещения проекта. Кроме того, пунктом 2 постановления администрации Славянского городского поселения от 09.02.2021 № 46 предусмотрено опубликование оповещения в Бюллетене муниципальных правовых актов Славянского городского поселения, на официальном сайте администрации Славянского городского поселения, в районной газете «Хасанский вести». Оповещение о начале общественных обсуждений на официальном сайте администрации Славянского городского поселения опубликовано 11.02.2021. Поскольку оповещение в Бюллетене № 04, являющимся официальным изданием для обнародования нормативных правовых актов опубликовано 10.02.2021, а в районной газете «Хасанские вести» 11.02.2021 № 9 (1810) данные факты, по мнению автора представления, являются нарушением п. 1 ч. 8 ст. 5.1 ГрК РФ.

По результатам рассмотрения представления главой Славянского городского поселения Бренчаговым М.Н. на имя заместителя прокурора Хасанского района направлен ответ от 01.04.2021 № 1154 из содержания которого следует, что оповещение о начале общественных обсуждений, помимо Бюллетеня муниципальных правовых актов Славянского городского поселения, официального сайта администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», районной газеты «Хасанские вести», распространялась путем расклеивания непосредственно в населенных пунктах муниципального образования, в том числе в поселке база Круглая, на железнодорожных станциях Бамбурово и Рязановка, маяке Бюссе, в селах Пойма и Ромашка. Кроме того, как следует из ответа на представление, должностное лицо, которому оно внесено, не согласилось с тем, что допустило нарушение положений Градостроительного кодекса РФ, на которые указано прокурором. По данным обстоятельствам даны соответствующие пояснения. В ответе указано, в том числе на то, что действующим законодательством не установлена обязанность организатора общественных обсуждений по проектам генеральных планов и правил землепользования и застройки проводить экспозицию проекта в каждом населенном пункте муниципального образования. Экспозиция проекта в микрорайоне Рыбак проводилась рядом со зданием по ул. Набережная, а не в нем, поскольку оно является аварийным. При этом количество участников общественных обсуждений, посетивших экспозицию в микрорайоне Рыбак, свидетельствует об отсутствии затруднений у граждан при определении места её проведения. Срок размещения экспозиции и график её работы был установлен постановлением администрации Славянского городского поселения от 09.02.2021 № 46, что, по мнению администрации не противоречит ч. 9 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, опубликование оповещения о начале общественных обсуждений в районной газете «Хасанские вести» 11.02.2021, а не 10.02.2021, когда оно было публиковано в Бюллетене муниципальных правовых актов Славянского городского поселения, не является нарушением законодательства. Оснований для привлечения должностных лиц администрации Славянского городского поселения дисциплинарно ответственности не установлено.

Таким образом, представление заместителя прокурора Хасанского района оставлено без удовлетворения.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закона о прокуратуре) предусмотрено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных, в том числе, в статье 22 Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В силу части 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор в случае установления факта нарушения закона, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, вносит представление об устранении нарушений закона. При этом прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов (части 3 статьи 7 Закона о прокуратуре).

Согласно статье 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

По смыслу приведенных положений, а также с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Положения Закона о прокуратуре, предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают организации, должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления. Однако характер принимаемых мер должны определять самостоятельно те лица, которым адресовано представление. Несогласие прокурора с содержанием ответов, полученных по результатам рассмотрения представлений, не может служить безусловным основанием для привлечения соответствующего лица к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ.

Так содержание ответа на представление прокурора свидетельствует о том, что главой Славянского городского поселения в установленный законом срок дан аргументированный ответ на все доводы представления прокурора.

То обстоятельство, что прокурор не согласился с содержанием ответа на представление и оценкой изложенных в нем обстоятельств, в том числе и иным толкованием положений Градостроительного кодекса РФ, само по себе не может служить основанием для привлечения главы поселения к административной ответственности за умышленное неисполнение требований прокурора.

При этом, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что прокуратурой Приморского края 10.06.2021 в Приморский краевой суд подано административное исковое заявление к муниципальному комитету Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края о признании недействующим со дня принятия решения муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 07.04.2021 № 80 «О муниципальном правовом акте Славянского городского поселения «О внесении изменений в муниципальный правовой акт Славянского городского поселения от 26.10.2017 № 127-МПА «Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения». Заявленные прокурором требования обосновываются нарушениями положений Градостроительного кодекса РФ, допущенными при проведении общественных обсуждений по проекту «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения Хасанского муниципального района», и отклонением 21.05.2021 протеста прокурора Хасанского района от 21.04.2021 на вышеуказанный нормативный правовой акт.

Таким образом, неудовлетворение представления прокурора послужило основанием для принятия иных мер прокурорского реагирования в соответствии Законом о прокуратуре.

Принимая решение о привлечении должностного лица к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за умышленное неисполнение требований прокурора мировой судья не учел, что представление прокурора не содержало указаний на то, каким образом должны быть устранены выявленные нарушения закона.

При этом, в данном случае общественные обсуждения являются лишь составной частью порядка принятия решения о внесении изменений в муниципальный правовой акт, а допущенные при их проведении нарушения законодательства могут послужить основанием для оспаривания данного правового акта.

Таким образом, с учетом того, что обоснованность требований прокурора относительно соблюдения законодательства при проведении общественных обсуждений будет являться предметом судебной проверки при рассмотрении административного искового заявления прокурора, выводы мирового судьи об умышленном неисполнении главой поселения требований прокурора и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ являются ошибочными.

С учетом изложенного постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении главы Славянского городского поселения подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 90 Хасанского судебного района Приморского края от 19 мая 2021 года в отношении главы Славянского городского поселения Бренчагова Максима Николаевича по ст. 17.7 КоАП РФ – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Судья И.С. Синенко