ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-100/2021 от 30.06.2020 Промышленного районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№ 12-100/2021

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

30 июня 2020 года г. Оренбург

Судья Промышленного районного суда г. Оренбурга Горбачева Т.В.,

с участием: защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО2

при секретаре Князевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка № 13 Промышленного района г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного казенного учреждения «Центр по обеспечению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций», юридический адрес: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 13 Промышленного района г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждения «Центр по обеспечению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (далее – ГКУ «Центр ГО и ЧС) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, с назначением наказание в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Промышленный районный суд г. Оренбурга, законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО4 выражает несогласие с постановлением, считая его незаконным и необоснованным, просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения. Полагает, что отсутствует объективная и субъективная сторона административного правонарушения. Так как на юридическое лицо функция тушения пожаров возложена законом, получение для этого лицензии не требуется.

Извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО4 в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, об уважительности причин неявки суду не сообщал. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

Защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы жалобы законного представителя юридического лица, просила постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО2 в судебном заседании обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полностью подтвердил. Просил постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, а жалобу ФИО4 оставить без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии ч. 2 ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

В силу положений п. 14 ст. 12 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входят: центральный аппарат; территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации; федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы; спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно ст. 5 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О пожарной безопасности», в государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя: структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы; структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора; пожарно-технические, научные и образовательные организации, судебно-экспертные учреждения; пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы); пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы); пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы); пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ создана противопожарная служба Оренбургской области.

Согласно п. 2,3 Положения о противопожарной службе Оренбургской области, противопожарная служба является частью государственной противопожарной службы и входит в состав сил и средств системы обеспечения пожарной безопасности Оренбургской области.

Противопожарная служба создается в целях реализации полномочий органов государственной власти Оренбургской области в области пожарной безопасности для защиты жизни, здоровья людей, имущества от пожаров.

В структуру противопожарной службы Оренбургской области входит: орган управления – отдел по организации тушения пожаров государственного казенного учреждения, подведомственного уполномоченному органу, пожарные подразделения – пожарные части и отдельные пожарные посты в составе государственного казенного учреждения (п. 7 указанного Положения).

В соответствии с п. 8,9 Положения о противопожарной службе Оренбургской области, к функциям (задачам) противопожарной службы отнесены, среди прочих, организация и осуществление профилактики пожаров, осуществление тушения пожаров, проведение аварийно-спасательных работ в соответствии с планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Оренбургской области.

Согласно Уставу ГКУ «Центр ГО и ЧС», Государственное казенное учреждение «Центр по обеспечению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» создано в целях реализации мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, тушения пожаров (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных субъектов культурного наследия народов РФ, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей), организации осуществления на межмуниципальном и регионально уровне мероприятий по гражданской обороне как в мирное, так и в военное время, проведения аварийно-спасательных работ.

Таким образом, в состав ГКУ «Центр ГО и ЧС» входит Противопожарная служба Оренбургской области, являющаяся его структурным подразделением, созданная в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области -п от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарной службе Оренбургской области».

Из материалов дела усматривается, что на имя заместителя начальника ГУ МЧС России по Оренбургской области ФИО6 поступила докладная записка начальника УОП и ПАСР Главного управления ФИО7 о том, что ДД.ММ.ГГГГ подразделения противопожарной службы Оренбургской области осуществляли тушение пожаров, а именно: ДД.ММ.ГГГГ – пожар в жилом доме по адресу: <адрес>, силами отдельного поста подразделения противопожарной службы Оренбургской области; ДД.ММ.ГГГГ – пожар в жилом доме по адресу: <адрес>, силами отдельного пожарного поста подразделения противопожарной службы Оренбургской области. Выезд подразделений ППС Оренбургской области (ОПП- и ОПП-) на тушение вышеуказанных пожаров подтверждены нарядом на службу, путевкой на выезд, а также записями в журналах пунктов связи и ПСЧ ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Оренбургской области. ГКУ «Центр ГО и ЧС» не имеет лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров.

Начальником отделения отдела нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области – государственным инспектором Оренбургской области по пожарному надзору ФИО2ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому по информации, поступившей из управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Оренбургской области, ДД.ММ.ГГГГ подразделения противопожарной службы Оренбургской области осуществляли тушение пожаров, а именно: ДД.ММ.ГГГГ – пожар в жилом доме по адресу: <адрес>, силами отдельного поста подразделения противопожарной службы Оренбургской области; ДД.ММ.ГГГГ – пожар в жилом доме по адресу: <адрес>, силами отдельного пожарного поста подразделения противопожарной службы Оренбургской области. Согласно п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию. Лицензия на осуществление деятельности по тушению пожаров у ГКУ «Центр ГО И ЧС» отсутствует. Таким образом, ГКУ «Центр ГО И ЧС» нарушило требования п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Вышеуказанные обстоятельств послужили основанием для привлечения ГКУ «Центр ГО И ЧС» постановлением мирового судьи судебного участка № 13 Промышленного района г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, согласно которому ГКУ «Центр ГО И ЧС» допустило осуществление деятельности по тушению пожаров в населенном пункте без лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Фактические обстоятельства совершенного ГКУ «Центр ГО И ЧС» административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; докладной запиской начальника УОП и ПАСР Главного управления ФИО7; нарядами на службу, журналами пункта связи, путевками для выезда на пожар ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ; уставом ГКУ «Центр ГО И ЧС»; выпиской ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ; пояснениями должностного лица в судебных заседаниях у мирового судьи и в настоящем судебном заседании, подтвердившего изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства.

Указанные доказательства добыты в соответствии с нормами КоАП РФ, отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, предусмотренным ст. 26.2 КоАП РФ, их совокупность достаточна для вынесения решения по делу в отношении ГКУ «Центр ГО И ЧС», оснований не согласиться с такой оценкой не имеется.

В организационную структуру Главного управления МЧС России по Оренбургской области входят: управление надзорной деятельности и профилактической работы, управление гражданской защиты, управление организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ, управление материально-технического обеспечения, финансово-экономический отдел, организационно-мобилизационный отдел.

Положением об управлении надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ определены задачи и организационно-правовые основы деятельности управлении надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области, а также закреплены основные функции управления, среди которых, в том числе, организация и осуществление федерального государственного надзора за соблюдением установленных требований в области подконтрольных сфер деятельности в отношении объектов защиты, расположенных на территории Оренбургской области, организация и осуществление производства по делам об административных правонарушениях, организация и проведение проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях, а также дознание по делам о пожарах, организация и проведение надзорно-профилактических мероприятий в подконтрольных сферах деятельности, проведение лицензионного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований. Управление является органом дознания по делам о пожарах и по делам о нарушении требований пожарной безопасности, органом федерального государственного пожарного надзора, органом государственного надзора в области гражданской обороны и органом федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сотрудники управления являются государственными инспекторами Оренбургской области по пожарному надзору и должностными лицами органов федерального государственного надзора в области подконтрольных сфер деятельности.

Отдел нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области входит в состав Управления надзорной деятельности и профилактической работы.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МСЧ России) от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден перечень должностных лиц Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении лицензионного контроля и о внесении изменения в перечень должностных лиц Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому должностное лицо – начальник отделения – вправе составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 КоАП РФ.

В силу п. 1.5 должностной инструкции начальника отделения отдела нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области, он является государственным инспектором Оренбургской области по пожарному надзору, должностным лицом органа государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и органа дознания. Основными задачами начальника отделения, среди прочих, являются: исполнение полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организация и проведение проверок в области подконтрольных сфер деятельности, осуществление лицензионного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований.

Согласно перечню должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденному Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо органа федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы - государственный инспектор субъекта Российской Федерации по пожарному надзору – вправе составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренные ст. 19.20 КоАП РФ.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором Оренбургской области по пожарному надзору ФИО2, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела в протоколе отражены. Законному представителю юридического лица ФИО3 права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, были разъяснены, копия протокола ему вручена, о чем свидетельствуют его подпись, замечаний по составлению процессуальных документов законный представитель юридического лица не сделал.

На основании изложенного, правильно установив все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, мировой судья пришел к обоснованному выводу о виновности ГКУ «Центр ГО и ЧС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). ГКУ «Центр ГО И ЧС» допустило осуществление деятельности по тушению пожаров в населенном пункте без лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Действия ГКУ «Центр ГО и ЧС» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ и Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Все материалы дела исследованы в полном объеме, каких-либо противоречий в представленных доказательствах и сомнений относительно виновности юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, мировым судьей отмечено не было.

Утверждение жалобы законного представителя юридического лица о том, что для осуществления деятельности по тушению пожара ГКУ «Центр ГО и ЧС» лицензия не требуется, ошибочно. Указанный довод был предметом тщательного изучения в ходе судебного разбирательства у мирового судьи, ему была дана надлежащая оценка. Суд полностью соглашается с выводами мирового судьи о том, что получение лицензии ГКУ «Центр ГО и ЧС» на осуществление указанной деятельности по тушению пожаров необходимо, так как ГКУ «Центр ГО и ЧС» не является подразделением ФПС ГПС и не входит в систему МЧС РФ.

Все доводы законного представителя юридического лица ФИО3, изложенные в настоящей жалобе, были предметом тщательного изучения при рассмотрении дела, мировым судьей им была дана надлежащая оценка, с анализом и приведением мотивов их отклонения. У суда нет оснований ставить под сомнение произведенный мировым судьей анализ и оценку заявленных ФИО3 доводов по мотиву несогласия с предъявленным юридическому лицу обвинением по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Каких-либо данных, свидетельствующих о предвзятости мирового судьи при рассмотрении дела, в том числе о нарушении им положений ст.ст. 26.11, 26.2 КоАП РФ, в материалах дела не имеется.

Постановление о привлечении ГКУ «Центр ГО и ЧС» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание ГКУ «Центр ГО и ЧС» назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

При назначении наказания мировым судьей были учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела соблюдены.

Неустранимые сомнения, которые должны быть истолкованы в пользу ГКУ «Центр ГО и ЧС», не установлены.

Обстоятельства, которые могли бы повлечь изменение либо отмену обжалуемого постановления, также не установлены. Не приведены такие обстоятельства и в рассматриваемой жалобе.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено. При таких обстоятельствах постановление мирового судьи сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 13 Промышленного района г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного казенного учреждения «Центр по обеспечению мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций», - оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица ФИО3, - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Т.В. Горбачева

Решение вступило в законную силу.