ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-101 от 30.05.2011 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Центральный районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 12-101/2011

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Омск 30 мая 2011 года

Судья Центрального районного суда г. Омска Тарабанов С.В., с участием представителя Тюфягина М.Д. - Герасимовой О.А., действующей на основании доверенности, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области Стоговой Ю.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Тюфягина М.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу: , на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10.03.2011 г. по делу № АП-05-2011/05 Тюфягин М.Д. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Как следует из названного постановления, Тюфягин М.Д. признан виновным в нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в установлении при проведении в 2010 г. отбора газораспределительных организаций, назначаемых Правительством Омской области уполномоченными газораспределительными организациями (далее ГРО) по поставке сжиженных углеводородных газов (далее СУГ) для бытовых нужд населению Омской области, не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к ОАО «СГ-транс» в лице Омской бвзы сжиженного газа - филиала по реализации (далее - ОБСГ ОАО «СГ-транс»), ООО ПКФ «Техсинтез» о представлении документов и информации в рамках их заявок о потребности в СУГ, результатом которых явилось не включение ОБСГ ОАО «СГ-транс», ООО «Техсинтез» в подготовленную Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Министерство) заявку на потребности в СУГ для бытовых нужд населения Омской области на 2011 год.

Тюфягин М.Д. обратился в Центральный районный суд г. Омска с жалобой на вышеназванное постановление в которой указывает, что Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса обжаловано в Арбитражный суд Омской области решение комиссии УФАС Омской области, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, просит приостановить действие постановления до вступления в силу решения суда.

В судебном заседании представитель Тюфягина М.Д. - Герасимова О.А. доводы жалобы поддержала в полном объёме. Просила постановление УФАС отменить как незаконное и необоснованное, Перечень полномочий Министерства, указанных в Указе Губернаторе Омской области от 30.03.2004 года № 72 «Об организации деятельности Министерства строительства и ЖКК Омской области» является расширительным, вносились изменения в Положение о Министерстве строительства по поводу порядка отбора ГРО, данные полномочия перешли к Министерству от Минпрома, у которого эти полномочия уже были. Указание о том, что Министерство проводит отбор ГРО, назначаемых Правительством Омской области уполномоченными ГРО по поставке СУГ для бытовых нужд населению Омской области введено Указом Губернатора от 26.04.2010 года, но это не значит, что в 2009 году Министерство не обладало такими полномочиями.

В Арбитражном суде рассматривалось заявление РЭК, установлено, что из документов «СГ-транс» не ясно, для каких нужд осуществляется поставка газа, признано, что «СГ-транс» не должно было применять тарифы, которые установлены РЭК. ГРО осуществляет в том числе и газоснабжение внутри общедомовых сетей.

ОБСГ ОАО «СГ-транс», ООО ПКФ «Техсинтез», не зарегистрированы в РЭК, их деятельность никем не контролируется, отпускная цена газа для коммунальных услуг не установлена, по сути они не являются газораспределительными организациями, поэтому не были включены в список уполномоченных ГРО.

Кроме того, данные организации не имеют аварийной службы, что ставит под угрозу жизнь и здоровье людей.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области Стогова Ю.В. полагает, что в действиях Тюфягина М.Д. установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ. Законодательно порядок отбора не закреплен. Министерство строительство направило письмо четырем организациям, определив круг организаций, среди которых будет проводиться отбор. В РЭК не обращались. От хозяйствующих субъектов поступили запрашиваемые Министерством строительства письма. Министерство провело анализ, 15.11.2010 года был подготовлен пакет документов, «СГ-транс», «Техсинтез» не были включены в подготовленную Министерством заявку на потребности СУГ для бытовых нужд населения на 2011 год. «Омскгоргаз», не представившее запрашиваемые Министерством документы, было включено в заявку. Отбор должен был проводиться с соблюдением требований антимонопольного законодательства. В 2009 году Министерство вело точно такую же переписку с «Техсинтез», как и в 2010 году, не имея полномочий по отбору ГРО.

Изучив представленные материалы, заслушав доводы сторон, суд не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления.

Как установлено материалами дела, заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Тюфягиным М.Д. были направлены обращения от 28.09.2010 г. № МСЖК-7066, от 06.10.2010 г. № МСЖК-7373, от 01.11.2010 г. № МСЖК-8276 в адрес ОБСГ ОАО «СГ-транс», ОАО «Омскгоргаз», ОАО «Омскоблгаз», в которых указывалось на необходимость представления в Министерство, проводившее отбор уполномоченных ГРО, следующих документов и информации: - расчётные данные о потребности в СУГ в соответствии с приложением № 3 к Методике организации работы по сбору и обработке информации по учёту производства и поставок СУГ потребителям Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 16; копию устава; свидетельства о постановке на учёт в налоговых органах; свидетельства о постановке на учёт в региональных органах статистики; лицензии на осуществление деятельности; выписку из ЕГРЮЛ; выписку из реестра энергоснабжающих организаций Омской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов; копию технического паспорта газового хозяйства; перечень абонентов в порядке, определённом административно-территориальным делением Омской области, с указанием количества квартир, газифицированных сжиженным газом; информацию об обеспеченности их потребителей СУГ с указанием количества потребителей, имеющих постоянную регистрацию (прописку) по месту жительства, по прилагаемой Министерством форме; заявку на включение в график поставок СУГ на 2011 год (приложение № 1 к письму от 06.10.2010 г. № МСЖК-7373); распределение объёмов СУГ для обеспечения бытовых нужд населения в 2011 г. (приложение № 2 к письму от 06.10.2010 г. № МСЖК-7373); сведения о газификации населённых пунктов природным газом (приложение № 3 к письму от 06.10.2010 г. № МСЖК-7373): документы, подтверждающие наличие ремонтной базы и базы хранения СУГ; аттестацию обслуживающего персонала; наличие обменного баллонного парка; наличие документации на газонаполнительные станции и документации о сроках переосвидетельствования; данные о наличии аварийно-диспетчерской службы.

03.11.2010 г. Министерством сообщено (исх. № МСЖК-8356) ООО ПКФ «Техсинтез», ОБСГ ОАО «СГ-транс», ОАО «Омскгоргаз» о том, что указанными хозяйствующими субъектами представлены данные о потребителях СУГ для бытовых нужд по форме, не соответствующей указанной в письме Министерства от 28.09.2010 г. № МСЖК-7066, и предложено направить в адрес Министерства информацию о потребителях г. Омска строго по прилагаемой форме: информация о потребителях г. Омска, обеспечивающихся в 2010 г. СУГ для коммунально-бытовых нужд газоснабжающей организацией.

С учётом представленной упомянутыми хозяйствующими субъектами информации 15.11.2010 г. был подготовлен (для Правительства Омской области) пакет документов, в частности: проект письма в Министерство энергетики Российской Федерации, заявка на потребности в СУГ для бытовых нужд населения Омской области на 2011 год (по уполномоченным ГРО) с приложениями (сводная заявка на включение в график поставок СУГ на 2011 год, распределение объёмов СУГ для обеспечения бытовых нужд населения в 2011 году по уполномоченным организациям, сведения о газификации населённых пунктов природным газом), обосновывающие материалы.

ОБСГ ОАО «СГ-транс», ООО ПКФ «Техсинтез» не были включены в подготовленную в подготовленную Министерством заявку на потребности в СУГ для бытовых нужд населения Омской области на 2011 год.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Фз «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.

В целях осуществления гарантированных поставок на внутренний рынок СУГ для обеспечения бытовых нужд населения Министерство энергетики Российской Федерации руководствуется методикой организации работы по сбору и обработке информации по учёту производства и поставок СУГ потребителям Российской Федерации (далее - Методика) при подготовке графика поставок СУГ для бытовых нужд населения (балансовые задания) с учётом заявок на потребности в СУГ для бытовых нужд населения Российской Федерации, представляемых уполномоченными ГРО по форме, согласно приложению № 3 к Методике.

В разделе IV Методики указано, что для включения новой уполномоченной ГРО в график прикрепления субъектов Российской к компаниям-производителям СУГ необходимо представить в Федеральное агентство по энергетике копию решения правительства (администрации) субъекта Российской Федерации о назначении ГРО уполномоченной по данному субъекту. Права уполномоченных ГРО подлежат подтверждению правительствами (администрациями) субъектов Российской Федерации не реже одного раза в год. Для ведения реестра ГРО Минэнерго запрашивает копии устава, свидетельства о постановке на учёт в налоговые органы, региональные органы статистики, лицензии на осуществление деятельности, информацию о количестве квартир газифицированным сжиженным газом, которые обеспечиваются данной организацией и другие документы.

Департамент переработки нефти и газа Министерства энергетики Российской Федерации отмечает, что, начиная с 2009 г., Правительством Российской Федерации не принимаются постановления о поставках СУГ на внутренний рынок, и графики поставок СУГ для бытовых нужд населения Российской Федерации, утверждаемые Министерством энергетики Российской Федерации в целях недопущения возникновения дефицита предложения СУГ на внутреннем рынке, носят рекомендательный характер.

Суд полагает, что дополнительно затребованные Министерством документы и информация от ОБСГ ОАО «СГ-транс», ООО ПКФ «Техсинтез» носили формальный характер.

Не смотря на то, что ОАО «Омскгоргаз», не представившее запрашиваемые Министерством материалы (выписку из реестра энергоснабжающих организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов, и перечень абонентов в порядке, определенном административно-территориальным делением Омской области, с указанием количества квартир, газифицированных сжиженным газом, которые обеспечиваются ОАО «Омскгоргаз»), было включено в подготовленную Министерством заявку на потребности в СУГ для бытовых нужд населения Омской области на 2011 год.

ОБСГ ОАО «СГ-транс» и ООО ПКФ «Техсинтез» осуществляют поставку газа для жилищно-коммунальных нужд населению, что подтверждается представленными документами, имеют для этого лицензию, аварийную службу и пр.

Законодательством Российской Федерации, регулирующем вопросы газоснабжения, не предусмотрены критерии отнесения ГРО к уполномоченным ГРО по доставке для бытовых нужд населению, также не имеется единого определения ГРО как такового.

Запрашиваемые Министерством документы, вообще не отражают необходимость снабжения населения сжиженным газом для бытовых нужд, поставляемый в баллонах, при этом следует учесть, что объём поставляемого газа для нужд населения, включает и население области, проживающее в не газифицированных населённых пунктах.

По сути, «Омскоблгаз» и «Омскгоргаз», выбирают весь объём планируемого газа для обеспечения бытовых нужд населения Омской области, препятствуя появлению на рынке поставки газа населению других хозяйствующих субъектов.

Доводы заявителя о том, что ОБСГ ОАО «СГ-транс» и ООО ПКФ «Техсинтез» не состоят в реестре Региональной энергетической комиссии Омской области суд находит надуманными, поскольку при определении уполномоченных ГРО, Министерством данное требование не выдвигалось. Согласно ответу РЭК Омской области от 12.05.2011 г. ОБСГ ОАО «СГ-транс», ООО ПКФ «Техсинтез» могут поставлять сжиженный газ населению в рамках установленного предельного уровня цен.

Решением комиссии Омского УФАС России от 17.01.2011 г. установлен факт нарушения заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Тюфягиным М.Д. части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий, которые привели к недопущению конкуренции на рынке поставки газа населению Омской области.

Наказание Тюфягину М.Д. назначено в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за данный вид правонарушения, и соответствует тяжести совершённого проступка.

Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления о привлечении к административной ответственности, не установлено.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10.03.2011 г. по делу № АП-05-2011/05 в отношении заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Тюфягина М.Д. по ч. 1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.В. Тарабанов